23 января 2017г.
В настоящее время всё большую важность приобретает изучение опыта прошлого, особенно в вопросах развития в разные исторические периоды отечественных науки, культуры и образования. В частности, немаловажным фактором является обращение к опыту дореволюционной России в сфере образования, всестороннее осмысление его с учётом имеющихся достоинств и недостатков. Это особенно актуально в связи с тем, что сейчас российское образование ищет новые пути дальнейшего развития, выдвигаются различные идеи, связанные, с одной стороны, с полным переходом на западные стандарты, с другой – с поиском собственного пути, поэтому полезно обращение к опыту прошлого для его изучения с целью возможного использования.
В данной статье мы рассматриваем состояние профессионального образования, особенно важного для Тулы как центра оружейного производства и Тульской губернии в целом, во второй половине XIX века. В это время было открыто несколько учебных заведений профессиональной направленности. Так, в 1862 году при оружейном заводе была открыта школа оружейных мастеров. В 1872 году открылась фельдшерская школа. В эти учебные заведения принимались выходцы из разных слоёв населения, представители разных сословий.
12 ноября 1873 года гласные Тульской губернии подали заявление IX очередному земскому собранию о крайней необходимости создания в Туле реального училища. Редакционная комиссия данного собрания приняла решение ходатайствовать по этому поводу перед правительством [5, л. 13].
23 апреля 1875 года вышло Высочайшее постановление об учреждении в российских губернских центрах с начала 1875/76 учебного года семи новых реальных училищ, в том числе одного в Туле – шестиклассного с двумя отделениями и с введением дополнительных классов (механико- и химико-технологического) [5, л. 19].
Источником содержания Тульского реального училища стала сумма в 26180 рублей, ежегодно отпускаемая из государственного казначейства. Кроме того, ежегодно жертвовались: Тульским губернским земством – 3000 рублей, тульским дворянством – 2000 рублей и Тульским городским обществом – 2500 рублей [5, л. 22].
Личный состав училища к 1 января 1890 года он был таков: почетный попечитель, директор, инспектор, законоучитель, 8 учителей наук и языков, 2 помощника классных наставников, 1 учитель чистописания, рисования, черчения и моделирования. Воспитатели и надзиратели отсутствовали [7, л. 20]. Классные наставники постоянно следили за поведением и успехами учеников, общались с родителями учеников малоуспевающих, отличавшихся плохим поведением или пропускающих много уроков, вызывая родителей в училище для переговоров, или же сами посещали проблемных учеников на квартирах. Также классные наставники следили за тем, чтобы задаваемые уроки равномерно распределялись по дням недели. Многие учителя преподавали сразу несколько предметов. Так, в 1890 году один учитель преподавал механику, технологию, счетоводство, моделирование, черчение и геометрию [7, л. 20].
В 1881 году Тульское реальное училище приобрело собственное здание. Однако это здание имело множество недостатков. Классы были разбросаны в разных местах, что затрудняло наблюдение за учениками во время перемен. Если классные комнаты верхнего этажа были достаточно удобны, то в нижнем этаже классы были малы, низки и плохо освещены, что представляло значительное неудобство зимой во время последних уроков. Рисовальный класс был также удобен, но гимнастический зал был слишком мал [6, л.].
К 1 января 1886 года в училище обучалось 166 учеников [6, л. 21]. К 1890 году количество учащихся увеличилось до 172-х. Обучение шло достаточно успешно, о чем говорят сведения об успеваемости за 1887 – 1890 годы. Успевающих по всем предметам в 1887 году было 57%, в 1888 году – 56%, в 1889 – 59 % и в 1890 – 61 %. Процент отчисленных за неуспеваемость за 1887 – 1890 годы был низок и колебался в пределах от трёх до восьми процентов [7, л. 17].
Постепенно решался и вопрос проживания учащихся. Ученические квартиры при училище, судя по всему, появились не сразу: в отчете за 1885 год констатируется их отсутствие. В 1890 году квартир было 13, на квартирах жили 33 ученика. За проживание на квартирах с каждого ученика взималась плата от 16 до 30 рублей в месяц. В основном ученики жили у родителей или близких родственников [7, л. 21 - 22].
Руководство училища заботилось и о состоянии здоровья учащихся. При училище имелся врач, который приходил ежедневно, давал медицинские советы обращавшимся к нему ученикам и служащим, делал полный осмотр всех вновь поступающих учеников, следил за гигиеническими условиями. В случае болезни ученика врач посещал больного на дому и даже лечил их бесплатно, если того желали родители ученика или лица, которым он был поручен [7, л. 21].
Помимо реального училища, в Туле, городе развитого оружейного производства, в 1869 году указом императора была учреждена Оружейная школа, целью которой была подготовка оружейных мастеров. В школе было три класса: старший, средний и младший. Обучение разделялось на теоретическое и практическое. Теоретический курс составляли Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, теория ручного огнестрельного оружия, черчение и рисование. К практическим занятиям относилось выполнение работ по оружейному делу в цехах [8, л. 4].
Еще одно профессиональное училище Тульской губернии – Тульское железнодорожное училище, открытое 19 февраля 1879 года. К концу 1898/99 учебного года в железнодорожном училище обучалось 84 человека, в том числе дети дворян и чиновников, духовных лиц, купцов, мещан и цеховых (ремесленников), а также крестьяне и питомцы Воспитательного дома, нижние солдатские чины и разночинцы [1, л. 6]. Как видим, состав учащихся на тот момент был достаточно демократичным.
При училище имелись слесарная, кузнечная и столярная мастерские, а также библиотека [1, л. 8]. В библиотеке находились как учебники, так и книги по специальным предметам для учеников, специальные руководства для преподавания и книги для чтения [1, л. 9].
Училище располагалось в собственном двухэтажном здании. В этом здании, помимо помещений для занятий, имелись квартиры служащих и прислуги. Кузнечная мастерская располагалась в отдельной постройке, соединенной с главным корпусом [1, л. 9]. В столярной мастерской занимались ученики первого технического класса. Они обучались столярным и токарным работам по утвержденной программе. Ученики II технического класса занимались в слесарной мастерской, а ученики III технического класса – в кузнечной. Занятия в мастерских делились на «сплошные» и «зимние». Сплошные занятия проводились с 1 по 30/31 августа. Зимние занятия начинались 1 сентября и заканчивались 10 мая. В июне училище проводило летние практические занятия [1, л. 21]. Плата за обучение составляла 715 рублей в год [1, л. 10].
В 1898 года было открыто новое училище в Тульской губернии – Богородицкое среднее сельскохозяйственное училище. Это было восьмое училище подобного рода в России [4, с. 3]. В его учебный курс, помимо предметов, указанных в Положении о земледельческих училищах, входили тригонометрия, геология, лесоводство, огородничество, плодоводство и рисование [4, с. 4]. Богородицкое училище имело определенные отличия от других средних земледельческих училищ. В его управлении участвовали представители тульского земства и Богородицкого городского управления, которые входили в состав учрежденной при училище комиссии. Курс учения продолжался 6 лет и разделялся на 6 классов, причем первые два класса носили исключительно общеобразовательный характер. На учебные пособия, библиотеку и химическую лабораторию было назначено ежегодно по 2500 рублей вместо 1500, как в других земледельческих училищах [4, с. 5 - 6].
Последнее профессиональное училище, открытое в Тульской губернии в XIX веке – ремесленная оружейная школа при Тульском оружейном заводе. Открытие школы состоялось в 1900 году [3, л. 90]. Согласно «Положению о ремесленных оружейных школах при императорских Тульском и Сестрорецком оружейных заводах», целью ремесленной школы была подготовка для оружейного завода «токарей, слесарей, а также мастеров со сведениями, имеющими исключительное применение в оружейном деле». Ремесленная школа считалась своего рода мастерской оружейного завода и на общих основаниях подчинялась начальнику завода и его помощнику. В школу принимались дети рабочих оружейного завода, предпочтительно из местных жителей, причем это должны были быть мальчики не моложе 13 и не старше 18 лет. Дети тех рабочих, которые проработали на заводе более 10 лет, но к текущему моменту уже не состояли на службе, также принимались в школу [9, с. 3].
Весь школьный курс разделялся на три класса; в каждом классе полагался годичный курс. Занятия в школе должны были делиться на классные (теоретические) и в мастерских (практические), и те, и другие становились обязательными для всех учеников. К теоретическим занятиям относились Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, черчение, рисование, чистописание, ознакомление с элементами прикладных наук – физики, механики и технологии, которые должны были быть объединены в один курс – практическую технологию. Также в «Положении о ремесленных оружейных школах при императорских Тульском и Сестрорецком оружейных заводах» рекомендовалось найти время для уроков пения и гимнастики. К практическим занятиям относились слесарные и токарные работы, работы по изготовлению инструмента, необходимого для ручной работы, занятия в кузнице по изготовлению простейших поковок и изучение различных способов нагрева, закалки и окраски вещей. Учебные программы разрабатывались педагогическим комитетом и представлялись начальником завода на утверждение в Главное артиллерийское управление [9, с. 6].
Успехи и поведение учащихся оценивались по 12-балльной системе. Перевод из класса в класс производился на основании годичных испытаний. По окончании годичных испытаний успешно окончившим курс ученикам выдавался аттестат. По окончании курса обучения ученику могли предъявить требование поступить на работу на завод, причем он обязан был отработать на заводе два года на общих с другими рабочими условиях. Если такое требование не предъявлялось сразу же после завершения обучения, то ученик освобождался от каких-либо обязанностей по отношению к заводу [9, с. 7].
Таким образом, мы видим, что во второй половине XIX века в г. Туле и Тульской губернии уделялось достаточно внимания развитию профессионального образования, следствием чего было появление ряда школ и училищ, готовящих квалифицированные кадры для предприятий города и губернии.
Список литературы
1. Годовой отчет Тульского технического железнодорожного училища за 1898 – 1899 учебный год // ГАТО, фонд 1960, опись 1, дело 3. – 34 л.
2. Дело Императорского Тульского оружейного завода об устройстве школы и богадельни при заводе // ГАТО. Ф 187. Оп. 1. Д. 9421. – 191 л.
3. Дело Императорского Тульского оружейного завода об устройстве школы и богадельни при заводе и о постройке здания для оружейной школы // ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 9435. – 151 л.
4. Отчет о состоянии Богородицкого среднего сельскохозяйственного училища и хозяйства при нем со времени открытия училища 25 сентября 1898 года по 1 января 1900 года. Тула: типография И.Д. Фортунатова, 1900. – 133 с.
5. Отчет о состоянии Тульского реального училища за 1975 год // ГАТО, фонд 253, опись 1, дело 2. – 18 л.
6. Отчет о состоянии Тульского реального училища за 1885 год // ГАТО, фонд 253, опись 1, дело 215. – 33 л.
7. Отчет о состоянии Тульского реального училища за 1890 год // ГАТО, фонд 253, опись 1, дело № 466. – 25 л.
8. Положение о специальных школах артиллерийского ведомства // ГАТО, фонд 187, опись 1, дело 8002. – 23 л.
9. Положение о ремесленных школах при императорском Тульском и Сестрорецком оружейных заводах. Тула: типо-литография Е.И. Дружининой, 1901. - 14 с.