23 января 2017г.
*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-31-01083
«Судно, в котором плыл Экендей по реке жизни попадало в пороги и водовороты, его бросало влево и вправо. Оно поднималось на гребень волны и садилось на мель. Чтобы достойно пройти этот очень сложный маршрут, мало быть хорошим гребцом, нужно иметь несгибаемый характер и надежные ориениры. Главным ориентиром в жизни Экендея была любовь к Туве и ее народу» [4] –это слова из книги К.С. Шойгу об одном из ярких личностей в истории Тувы.
В сегодняшние дни стал заметно проявляться интерес к биографическим исследованиям, которые предполагают изучить жизнедеятельность определенного человека с одной стороны его психологических и личностных особенностей, а с другой, как он встроен в исторический социум. Одним из таких «героев истории», который сыграл ключевую роль в период революции 1917 года, Гражданской войны и образования первого в истории тувинского народа государства – Тувинской Народной Республики (ТНР), был Иннокентий Георгиевич Сафьянов (Экендей – так его называли тувинцы), он принимал участие в Гражданской войне в Сибири, был революционером и стал одним из основателей независимой Тувы и к тому же еще советский и тувинский общественный и хозяйственный деятель. Иннокентий Георгиевич (1875 – 1953) прожил насыщенную жизнь, полную активных действий, направленных на разные сферы жизни, сделав многое для республики Тувы.
Для более детального рассмотрения каждого направления разделим нашу работу на две части. Каждая из этих частей будет посвящена рассмотрению определенного вида деятельности, сыгравшего огромную роль в жизни Сафьянова.
Под указанными видами деятельности подразумевается:
1) творческий – поприще писателя-журналиста;
2) политический.
Первое, что стоит упомянуть - Сафьянов довольно рано, еще в юном возрасте, будучи 15 –летним юношей, начал писать про Туву статьи в газету «Минусинский листок». Выбор именно этого издания для показывания свои статей не является случайным, так как одно из направлений деятельности семьи Сафьяновых была финансовая поддержка указанной газеты. Поэтому стоит предположить, что именно это послужило основанием выбора именно данного издания публицистики.
В своих статьях Сафьянов писал об истории, фольклоре, традициях тувинского народа или, как говорил Иннокентий, сойотойского народа. Данные статьи сохранились в газетах 1910-1912 гг. поэтому мы для примера приведем несколько строк из них: «пятьдесят тысяч сойотского народа /тува улуса/ живут на площади в 200.000 кв. верст. Конечно им не тесно, да они и не любят стеснять себя: в их поселках/аллах редко бывает более десяти юрт /уг/.
Каждая волость /суму/ кочует в пределах известной местности, строго соблюдая границу соседней; у каждого рода есть излюбленные места, на которых он меняет свои кочевья/ чурт/ четыре раза в год...
Свою родную землю /чуртум/ народ считает своею собственностью и только местные чиновники /тужметтеры/, получающие от Китая чины и награды, стараются уверять себя и других, что земля китайская и сойоты — китайские подданные….
Каждое общество /чон/ управлялось своим старшиной /дарга/ другого начальства над собой не знали. Землю пахали обществом… Скот и другое имущество, хотя и делилось между отдельными хозяевами, но обедневший /чудаан/ мог смело просить себе надел у богатого /бая/ и всегда получал его как должное» [2, Д. 81. Л. 10- 11 ТИ].»
Рассмотрев приведенные строчки, можно сказать, что об искусстве тувинского народа автор писал с необычной симпатией, видной лишь ему одному. Также стоит отметить, что в указанных строчках чувствуется глубокий интерес к народу этой «древней страны»:
«Как это не странно может быть, но поэзия в жизни малокультурного сойотского народа занимает очень видное место. Уже рано утром, даже в убогой юрте бедняка вы слушаете звуки песни, то грустные, тоскующие, то игриво веселые — это поет, подметая свою юрту хозяйка ее. При первых лучах восходящего солнца льется и замирает в степной дали заунывная песнь молодого сойота — поехал собирать свое стадо и поет. Очень часто голодный, жестоко обиженный, он все же поет и в печальных звуках своей песни находит забвение в обиде и голоду.
В долгие осенние вечера молодежь, сидя около огня в юрте, слагает новые песни; каждый старается спеть лучше, а старики слушают и оценивают по достоинству каждого певца и его песню. За стеной юрты бушует холодный ветер, падают первые крупинки снега, молодежь восторженно поет о прошедшем лете, о веселой поре — уборке хлеба, когда после трудового дня все они веселые и сытые устраивали игры, боролись и шутили» [2, Д. 81. Л. 38-39].»
В подтверждение приведенных выше слов, приведем пример стихотворений, которые были обнаружены в заметках Сафьянова и переданы в архивные данные:
«Хребтов таинственная тень
Играет по степи весь день; Цветов душистый аромат, Напоминает дивный сад!
Лишь только зимний сон пройдет Повсюду жизнь забьет тревогу! Весна волшебница придет –
Зима уступит ей дорогу…» [1].
Об истории, которую изучал с большим рвением, Сафьянов написал в статье «Урянхай». В этом документе приводились сведения, касающиеся исторического прошлого Тувы. В данных говорилось: что сойотоский народ на протяжении нескольких столетий до 1912 года находился под китайским игом. Также упоминается, что рабство оставило глубокие следы в психологии «древнего народа», который, вследствие пребывания в рабстве, потерял свою общественность, однако, не смотря на тяжелые психологические времена, сохранил черты первобытного строя, заведенного, когда только сформировалась республика. Об этом свидетельствует то, что у них сохранилось общественное имущество (скот, пашни) и на высокие общественные должности, также как и до порабощения, выбор выполняется в строгих рамках, установленных народом.
Таким образом стоит отметить любовь Иннокентия Георгиевича к Тувинскому народу, и его симпатию к изучению данной национальности. Также предположим, что если бы не перемены, произошедшие в истории России в те годы, возможно, ему бы удалось продолжить свои исследования. Однако этому не суждено было исполнится, так как, в связи со своей бурной деятельностью, вскоре его отправили в ссылку из этой республики и возможности вернуться больше не представляется.
Подводя итог вышесказанному, приведем строчки, показывающие насколько много Иннокентий знал о Туве и насколько глубоко погрузился в изучение ее истории. Представленные далее слова принадлежат самому Сафьянову и подытоживают все мысли, нами сказанные в предыдущей части нашей работы:
«У меня большой материал по истории Урянхайского края, моими работами пользовались исследователи Урянхая Ф. Я. Кон, профессор Соболев, А. В. Адрианов и много других [2, Д. 81. Л.55].
Итак, рассмотрев творческий путь Сафьянова, мы показали его отношение к республике Тува, к ее народу. Далее исследуем второй вид деятельности Сафьянова – политический.
Приверженность к данному виду деятельности у Сафьянова была с детства, по его словам, его учителями были политические ссыльные, а воспитание, которое они дали Иннокентию оставило след на его мировоззрении, а спустя некоторое время этот след стал устойчивым политическим взглядом, которого, Сафьянов придерживался на протяжении всей своей жизни.
Помимо учителей ссыльных большую роль на установление политического взгляда сыграл Феликс Яковлевич Кон, который приехал в Туву в 1903 г. и крепко подружился с Сафьяновым.
В 1911г., когда Иннокентию исполнилось 36 лет, он решил наиболее тесно связать себя с рабочим классом и старался ликвидировать свою политическую безграмотность. В результате, с течением времени его выбирают на должность председателя Краевого земства. Но карьера его длилась недолго: Сафьянов подвергается аресту, так как его деятельность напугала, как он говорит, царских сатрапов. На свободу он выходит в феврале 1917 года, а в августе снова получает высокую должность - председателя партийного Комитета РКП (б).
В феврале 1918 года Иннокентий Георгиевич принимает участие при создании Красной Гвардии и организации похода против атамана Сотникова. В апреле этого года возвращается в Туву, где подписывает на съезде тувинского народа мирный договор, суть которого заключалась в обеспечении свободы и самоопределения тувинцам, а русским колонистам советскую власть [1].
Подводя итог, отметим, что политически путь Сафьянова оказался не только насыщенным, но и смертельно опасным, однако, не смотря на частотность опасных предприятий, у него находились силы и помощники в борьбе со всеми препятствиями судьбы. Также стоит сказать, что исследование жизни данного исторического деятеля показало, насколько он был предприимчив и сколько важных дел сделал для народа Тувинской Республики.
Отметив в данной работе два широкомасштабных вида деятельности, стоит сказать, что все данные были взяты из архивных материалов, о которых дальше пойдет речь.
Документально-историческое наследие Иннокентия Георгиевича Сафьянова.
Ранее в работе мы говорили о наличии архивных данных, содержащих материалы о жизни и деятельности Иннокентия Георгиевича Сафьянова и ставших основой для написания данной работы. Указанные материалы находятся в Национальном музее Республики Тува. Они были переданы музею в дар в 1965 г. Минусинским межрайонным музеем имени Н. М. Мартьянова. Подобное событие засвидетельствовано актом приема-передачи от 16 января 1965 г., который был подписан директором Минусинского музея И. И. Павлючек и директором Тувинского музея А. Делегом.
В представленном акте предложена коллекция материалов именуемых: «Личный архив Сафьянова Иннокентия Георгиевича с 1912 по 1952 гг.» и указываемых на количество переданных дел - 29, а также причину передачи: «Документы Сафьянова И. Г. передаются в Тувинский музей, потому что он [Сафьянов] является основателем Тувинской Народной Республики, а потому они необходимы для изучения истории ТНР».
В связи с тем, что опись не была обнаружена в фондах Национального музея Республики Тыва, невозможно сказать, сколько точно сохранилось архивных документов, описывающих жизнь Видного деятеля Сафьяного.
В настоящее время документы хранятся в нескольких отделах Г. Сафьянова.
1) в отделе «Документально-письменные источники» хранится коллекция документальных материалов И. Г. Сафьянова, состоящая из 51ед. и имеющая инвентарный номер по Книге поступлений основного фонда - 4339. Данная коллекция документов датирована 1930 годами и включает в себя: различные удостоверения; членские книжки; делегатские билеты; мандаты; пропуска.
2) Перечень документов довольно большой охватывает период с 1875 по 1966гг, однако, некоторые из них имеют особую ценность. Ниже приведем их описание:
1. Удостоверение № 8577 от 1 августа 1932 г. о присвоении И. Г. Сафьянову звания бывшего красногвардейца и красного партизана (КП № 4339/1).
2. Визитная карточка редактора-издателя «Минусинского листка» от 1915 г. (КП № 4339/47).
3. Расчетная книжка из магазина № 1 Торгового дома «Георгий Голованов с С-ми» в Томске (КП № 4339/49).
4. Свидетельство И. Сафьянова об окончании им «Курсов бухгалтерии и коммерческих вычислений Учителя Михаила Ивановича Ермакова», г. Томск, 20 мая 1911 г. (КП№ 4339/51).
Помимо приведенных документов существуют Дела с материалами И. Г. Сафьянова, хранящиеся в научной части музейного архива, которые имеют огромное историческое значение для республики, так как являются частью ее исторического прошлого:
1. В деле № 145, содержащем различные документы И. Г. Сафьянова - 104 ед., наиболее значимыми являются:
- подлинник мандата особоуполномоченного Енисейского Губернского Революционного Комитета по всему Усинскому Пограничному округу и Урянхайскому краю, от 11 августа 1920 г.;
- удостоверение политического представителя Реввоенсовета 5 Армии и Востсибокруга для ведения переговоров с представителями населения и властями Урянхайского края, от 30 марта 1921 г.
2. В деле № 1 4 6 , со дер жа щ ем «Материалы (справки, письма, телеграммы) о пребывании Сафьянова И. Г. в Красной Армии и партизанах» -25л., особую значимость имеет рукописный документ «Книга протоколов заседаний Армейского Совета красных партизан Урянхая во время похода на Кемчик в 1921 г.».
Данное издание было создано в период с 15 июня по 9 июля. В ней зафиксированы протоколы 6-ти заседаний Армейского Совета красных партизан Урянхая под председательством И. Сафьянова. Для примера приведем текст зафиксированный в одном из протоколов заседаний: протокол № 2 - записан текст Конституции Урянхайского отряда красных партизан:
«Каждый партизан, вступивший в отряд должен ясно, определенно знать, зачем он туда вступает, и никаких особенных указаний ему не требуется. Он добровольно борется за лучшую справедливую жизнь для всего трудового народа и поэтому должен всегда быть на высоте своего положения, должен вести себя честно и трезво, твердо помня, что он пер[едовой] борец великой Красной Армии, отдающий за дело освобождения трудящихся всего мира свою жизнь.»
3 В деле № 147, содержащем 24 л., предложены следующие материалы:
- подлинное письмо, подписанное академиком В. Радловым от 21 апреля 1917 г., в котором говорится, что Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии приносит искреннюю благодарность И. Сафьянову за ценное содействие, оказанное им экспедиции А. В. Адрианова в 1915 и 1916 гг.
- карандашная записка атамана Казанцева к поручику Поползухину: «Подписываю вам принять под свое командирование мобилизованных сойотов, сформировав из них две сотни. Для обучения их военному делу поставьте своих инструкторов-кавалеристов, по возможности знающих язык. Форму для сойотских сотен изготовьте следующую - синий национальный халат, желтый с черной опушкой погон, лампсы. Предложите сойотам изловить Сафьянова Иннокентия и предоставить его в наш отряд. За поимку его назначьте 10 ящиков зеленого чая и 10 кип далембы».
4 В деле № 148, содержащем 19 л., представлены подлинные документы, сформированные в результате заявления И. Г. Сафьянова в Комиссию по назначению персональных пенсий. К этому заявлению прилагались автобиография, сведения о трудовой деятельности в хронологическом порядке, а также документы, подтверждающие занимаемые им должности в разное время.
5 В деле № 210, содержащем 13 л., были найдены:
- подлинная выписка из протокола заседания Сиббюро ЦК РКП (б) от 17 августа 1921 г., на котором слушали доклад Б. Шумяцкого «Об Урянхайском крае» и постановили признать, что «...производимая... некоторыми партийными и советскими работниками политика искусственного усиления русской колонии как форсированием переселения, так и расширением площади землевладения колонистов с одной стороны, и демонстративного подчеркивания желания русских колонистов жить под Властью Совроссии с другой - объективно является продолжением товарищами] великодержавной политики, которую прежде проводили в Урянхайском крае царское и временное правительство» [л. 2];
- копия заявления в Центральную контрольную комиссию ВКП (б) от партийных товарищей И. Г. Сафьянова из Московской организации партии о скорейшем выяснении обстоятельств, послуживших поводом к его исключению из партии, от 23.11.1925 г;
- рукописное заявление от 25.12.1932 г. в Бюро Сибирского Землячества Енисейской группы от бывших красногвардейцев и красных партизан Мокшана Г. З., Болкаловой-Кочетовой и Бабкина о возбуждении ходатайства о назначении И.Г. Сафьянову персональной пенсии в связи с состоянием его здоровья.
6 В деле № 2 1 1 , содержащем 37 л., присутствуют:
- рукописные материалы, написанные самим Иннокентием Сафьяновым, правда, записи сделаны карандашом, поэтому трудно читаемы. Например, речь для митинга в память полугодовщины Февральской революции, от 10 сентября 1917 г.;
- документ со штампом Минусинской тюрьмы от 27 марта 1917 г. на имя И. Г. Сафьянова. Правда, написан он от руки очень витиеватым почерком, который почти невозможно понять, кроме нескольких слов;
- машинописная копия интересных документов - проекта организации Минусинского Союза учащегося юношества и воззвания к учащимся с призывом записываться в этот Союз. Основной целью этого Союза являлось«...крепкое сплоченное объединение всей учащейся молодежи на основах полного самоуправления для проведения в жизнь принципов свободной школы и выработки критически мыслящей личности» [л, 36];
Особенностью данных документов является тот факт, что машинописные копии были сделаны во время написания самих документов, так как буква «и» в них напечатана в старом стиле, как «i».
- подлинная доверенность на имя И. Г. Сафьянова, по которой от имени Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ (ЦЕНТРОСОЮЗ) он уполномочивается заведовать Урянхайским (Танну- Тувинским) районом мясных и сырьевых заготовок Центросоюза в Монголии. Доверенность действительна до I января 1923 г. подписана М. Н. Зотовым;
- подлинные документы об упразднении Представительства Сибревкома в Урянхае и передаче дел вновь назначенному Уполномоченному НКИД (Народный комиссариат иностранных дел) в Урянхае Фальскому в сентябре 1921 г.
7 В деле № 282 содержащем 22 л., - материалы, собранные М.Б. Кенин-Лопсаном, старейшим сотрудником Тувинского национального музея, начавшим свою музейную деятельность еще в 1966 г. В этом деле содержаться машинописные копии следующих документов:
- автобиографии И. Г. Сафьянова, написанной 21.12.1932 г.;
- заявления членов партии Московской организации в Центральную контрольную комиссию ВКП (б) о выяснении обстоятельств, послуживших поводом к его исключению из партии;
- биографии И. Г. Сафьянова с конца 1931 г., написанной Евгением Сафьяновым и Е. Мазо от 15.04.1966 г. [3].
Подводя итог, стоит отметить, что все сведения, которые были в ней предоставлены имеют огромную ценность для исторического прошлого Республики Тувы. Иннокентий Сафьянов видел в тувинцах равных себе людей, глубоко мыслящих, тонко чувствующих, обладающих завидным творческим потенциалом. Политическая деятельность Сафьянова была весьма плодотворной. Он внес крупный вклад в политическую организацию Тувинского государства, в укрепление его позиций. Можно сказать, что Сафьянов по своей многогранной деятельности является одним из наиболее ярких и прогрессивных руководящих работников, много содействовавший развитию установления русско-тувинских отношений.
Список литературы
1. Кужугет А.К. Иннокентий Сафьянов – политический деятель, меценат и краевед // Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы», № 4, 2011 г.
2. Научный архив Тувинского института гуманитарных исследований (НАТИГИ)
3. Нурзат У.Б. Материалы И.Г. Сафьянова в научном архиве Национального музея Республики Тыва // Традиции русского купечества Сибири. Кызыл, 2011. С. 96-99.
4. Шойгу К. Перо черного грифа. Невыдуманные рассказы старожила Тувы о своей малой Родине. – Кызыл: Новости Тувы, 2001. С. 240