07 февраля 2019г.
Сегодня весь мир переживает очередной этап информационно–коммуникативной революции, связанной с цифровизацией всех сторон нашей жизни. Очевидные вопросы, которые не могут нас не беспокоить связаны с тем, каковы последствия этого процесса, как измениться в связи с этим наша жизнь, к чему готовиться нам и чему учить поколение, которому предстоит жить и работать в новых условиях.
Как справедливо отмечают авторы доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды», чтобы максимально использовать потенциал цифровой революции, необходимо приводить квалификацию работников в соответствие с новыми требованиями[1].
Каковы же современные требования к подготовке выходящих на рынок труда специалистов? Можно попытаться их сформулировать такими достаточно общими фразами, как умение работать с различными источниками информации, обладать цифровыми навыками и компетенциями и т.д. Но нас, прежде всего, интересуют те требования, которые предъявляет сегодня рынок труда к тем, кто претендует сегодня на должности, которые могут быть замещены выпускниками вузов с дипломом социолога. Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос мы проанализировали ряд отечественных и зарубежных сайтов вакансий и сайтов компаний, работающих в сфере маркетинга и медиаисследований. Из зарубежных сайтов вакансий и компаний в обследование попали в основном европейские компании (Германии, Франции, Испании, Англии) и компании США.
Сфера маркетинга и медиаисследований была выбрана потому, что это траектории подготовки бакалавров и магистров обучающиеся по специальности социология в нашем университете.
Если оценивать те требования, которые предъявляют сегодня как отечественные, так и зарубежные компании к претендентам на вакантные должности в контексте прежде всего информационно- коммуникативной революции, то они сводятся к следующему.
Практически все компании едины в требовании знания и свободного пользования персональными компьютерами и набором пакетов прикладных программ, которыми оснащены современные компьютеры. В основном это пакет программ Microsof Offic: MS Word, MS Excel, MS Power Point и др. Но отдельные компании с учетом необходимости работы с мобильными платформами в качестве дополнительного преимущества обозначают знание и владение такими операционными системами, как Android и iOS Apple. Кроме того, встречаются требования знания специальных программ. Например, таких программ как Jira, которая является инструментом организации эффективного взаимодействия участников процесса или проекта (используется, как правило, в больших компаниях). Для маркетологов, - это программа 1C (программа, обеспечивающая удобное компактное хранение и использование всей документации.) и др.
Среди современных требований к претенденту на должность нормой является требование знания и умения работать с систе́мами управле́ ния ба́зами да́нных (СУБД)В основном это такие, как SPSS, Excel, SQL (Mysql, MsSql, PostgreSQL) Oracle
Если говорить о специфике требований к отдельным специальностям, то для маркетологов достаточно актуализированы требования, по знанию и умению работать в сетях и с сайтами. Прежде всего речь, как правило, идет о Facebook, Twitter, Instagram, Vk («ВКонта́ кте»), Linkedln, YouTube и некоторых других (например XING, пользующаяся особой популярностью в немецкоговорящих странах). Что же предполагает знания и умения работать в сетях и с сайтами:
· это понимание того, что такое интернет-сайт, как осуществляется его разработка, поддержка и развитие;
· понимание основ Интернет и мультимедиа технологий;
· знание и умение работать с графическими редакторами ( Рhotoshop, Illustrator);
· знание и умение работать с такими инструментами оптимизации и продвижения сайта, как SEO (Search Engine Optimization), SEA (Search Engine Advertising), SEM (Search Engine Marketing) и SMM ((Social media marketing);
· знание и умение работать с системами измерения, сбора, анализа, представления и интерпретации информации о посетителях веб-сайтов (веб-аналитика). Как правило, речь идет прежде всего о таких системах, как Яндекс Метрика, Google Analytics, Яндекс Директ, Google AdWords;
· знание и умение работать с системами рассылок Mailchimp (ПО для онлайн-создания почтовых рассылок), Convead (маркетинговая платформа, которая позволяет интернет-магазинам автоматизировать свои воздействия на посетителей для того, чтобы удержать их, продать им больше или вернуть для повторных продаж);
· понимание принципов работы RTB технологии (технологии, которые позволяют проводить аукцион по продаже рекламных показов за те доли секунды, пока человек открывает веб-страницу.
Для специалистов занимающихся исследованиями и анализом медиасферы актуально знание основных медийных софтов TNS/Mediascope (iStar, Atelier, Palomars, TV Planet, AdEx, Galileo и т.д.) и Ipsos Comcon (DataFriend). В американских компаниях, кроме этого, есть ряд специфических требований. Например знание и умение работать с Comscore, IQBuzz, Similar Web и другими онлайн-софтами.
Нельзя не отметить и тот факт, что в последнее время среди требований к претендентам на трудоустройство в сферах медиаисследований и маркетинга все чаще и чаще появляется требование знания и, хотя бы на базовом уровне, умения программирования на таких языках, как Рython, HTML, JS, CSS, PHP и VBA.
Очевидный вопрос, который возникает перед теми, кто готовит специалистов нашего и аналогичных профилей связан с тем, как обеспечить формирование у студентов если не всех, то хотя бы большей части необходимых в условиях цифровизации экономики и общества знаний, навыков и умений. Если говорить о реалиях сегодняшнего дня, то мы пока способны обеспечить формирование знаний, навыков и умений необходимых для специалистов претендующих на трудоустройство в сферах медиаисследований и маркетинга, в лучшем случае на уровне 30 % от перечисленного выше объема. Если же говорить о проблемах, которые затрудняют сегодня адекватное реагирование со стороны системы высшего образования на меняющиеся под воздействием процесса цифровизации требования рынка труда, то они, на наш взгляд сводятся к следующему.
Во-первых, это отсутствие у большинства вузов (прежде всего вузов гуманитарного профиля) необходимой материально-технической базы. Это касается и наличия компьютерных классов как таковых и оснащенности их современным оборудованием, позволяющим работать с современным программным обеспечением.
Во-вторых, это ограниченные финансовые возможности многих вузов по своевременному обновлению программного обеспечения и приобретению новых, перспективных, с точки зрения процессов цифровизации, программных продуктов.
В-третьих, это очевидный недостаток в системе гуманитарного высшего образования специалистов способных решать проблемы формирования у обучаемых необходимых современному цифровому обществу знаний, навыков и умений. Попытки привлечь таких специалистов из профильных организаций сопряжены с трудностями как проблемы адекватной оплаты их труда, так и проблемы соответствия таких специалистов системе формальных требований для преподавателя вуза.
Наконец, в–четвертых, серьезной проблемой, на наш взгляд, является существенное ограничение, на уровне федеральных государственных образовательных стандартов, самостоятельности вузов и кафедр в выборе дисциплин для формирования необходимых знаний, навыков и умений в соответствии с профилем (траекторией) подготовки студентов по той или иной специальности.
Список литературы
1. Цифровые дивиденды. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR2016Overview-
RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf (дата обращения: 15.11.18).