Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ В ИОРДАНИИ В XX ВЕКЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2019г.

Первым средством массовой информации Хашимитского Королевства Иордания стала пресса, возникшая после окончания Первой мировой войны в 1921 году, когда на восточный берег Иордании прибыл принц Абдалла Бин аль-Хусейн и было создано княжество восточной Иордании. Принц привез с собой в княжество восточной Иордании СМИ из Альхижаз, где издавалось несколько газет («Альфаллах», «Жролаззираил», «Бариид альхижаз») и др. В стране началось интенсивное развитие СМИ, однако первые издания финансировались интеллигенцией и народом. До 1927 г. в основном издавались частные газеты – «Жазира туль араб», «Ащариаб», «Садоль араб» и др. Появление в Иордании прессы потребовало государственного регулирования ее деятельности, в связи с этим правительством были введены законы о СМИ, регламентирующие их деятельность, были утверждены ведущие газетные и журнальные издания.

Развитие прессы в Иордании прошло несколько этапов развития: 1 период – 1920 – 1946 гг.;

2 период – 1946 – 1970 гг.;

3 период – 1971 – 1989 гг.;

4 период – 1989 г. – 2000-е гг.

В первый период своего развития (1920 – 1946 гг.) пресса в Иордании была в основном в ведении государства и лишь отчасти находилась в частных руках. Некоторое время она не была строго периодичной, однако всегда осуществляла свою деятельность под строгой цензурой закона и правительства. Несомненно, что различные ограничения в работе иорданской прессы тормозили ее развитие, но несмотря на это в стране сложилось журналистское сообщество, которое сформировало собственные профессиональные традиции. Большинство журналистов были арабами, приехавшими в Иорданию из соседних арабоязычных государств. Это были известные в сфере журналистики образованные профессионалы, не являющиеся гражданами страны.

Все газеты издавались только в столице Иордании Аммане и выходили еженедельно, ежедневно, 2 раза в месяц и иногда печатались непостоянно, с большими перерывами. В этот период тираж газет был ограничен и не превышал 3000 экземпляров, а в 1940-х гг. достиг нескольких тысяч экземпляров. Большинство газет существовало недолго, что было связано с финансовыми или политическими причинами. Реклама и объявления в иорданских газетах того времени были ограничены, и это влияло на их существование. Газетные рубрики поражали разнообразием, но были непостоянны, часто менялось количество колонок и размер газет. Особое внимание в газетах уделяли публикациям литературных произведений, статьям политической, экономической и социальной тематики.

На данном этапе развития прессы в Иордании были ограничены источники информации для газет, не допускалась информация, предоставляемая информационными агентствами других стран, преимущественно использовались местная информация или новости из некоторых арабских газет. Примечательным событием в развитии журналистики Иордании стало формирование оппозиционной прессы, которая пыталась осветить общественное мнение.

Во второй период развития прессы Иордании (1946 – 1970) приоритетным было издание ежедневных газет, в то время как еженедельные издания ушли на второй план. В 1953 – 55 годы были приняты либеральные законы о печати и распространении печати, благодаря которым в стране была утверждена свобода слова и печати, и предоставлена возможность для издания партийных и идеологических газет разных направлений.

Вместе с тем на этом этапе влияние правительства Иордании на деятельность СМИ было масштабным. Государство продолжало финансировать и контролировать центральную прессу. Заметно улучшилось состояние и положение иорданских ежедневных газет. Они стали выходить регулярно, количество страниц в них увеличилось до 6. Ежедневные газеты приобрели информационный характер, включали 8 колонок, значительно расширили тематику журналистских материалов, использовали в своей практике различные публицистические жанры. Источниками информации для иорданских газет в 1950-е гг. служили: арабское информационное агентство, арабские и зарубежные радиоэфиры, официальные сообщения, с 1956 года информационные бюллетени управления печати и распространения, государственных и негосударственных учреждений.

В 1958 г. в Иордании было создано управление по национальной ориентации, а в 1964 г. образовано Министерство культуры и информации. Важно отметить, что именно в 1960-е гг. формировался национальный облик прессы Иордании. С 1959 г. в Иордании выходит еженедельная газета «Ахбар аль Исборг», тираж которой составляет 100 000 экземпляров, с 1967 г. издаются газеты «Аль жанахир» и «Аддустур» тиражом 90 000 экземпляров каждая. В стране стали печататься материалы информационных агентств, появились первые газеты на английском языке, литературная пресса, а в газетах возникли литературные и общественные приложения. Иорданская пресса стала востребованной в стране, получала на свое развитие от государства существенные финансовые средства, значительно увеличилось количество корреспондентов газет, журналистов. Появление профессиональных кадров привело к созданию в 1968 г. Иорданского телевидения, а в 1969 г. к основанию информационного агентства «Петра».

Характер развития прессы в Иордании третьего периода (1971 – 1989 гг.) тесно связан с предыдущими этапами. Однако на этом этапе журналистика в стране уже достигла высокого уровня профессионализма. С 1970 г. выходит журнал «Аль акса». С 1975 г. издаются газеты «Аль ахбар», «Джордан таймс» (на английском языке) тиражом 15 000 экземпляров каждая. Ежедневная пресса получила широкое распространение, например, три газеты публиковались тиражом 200 000 экземпляров ежедневно, соответственно расширилось количество читателей и рекламодателей. Основное место в газетах стали занимать информационные материалы, а также наблюдалось активное использование информации, которую предоставляли местные арабские информационные агентства. Реклама и объявления стали занимать второе место площади страниц газет, что позволило выпускать газеты без финансового давления со стороны правительства.

На страницах газетных изданий активно печатались аналитические материалы и комментарии, они стояли на третьем месте после информационных материалов, рекламы и объявлений. В этот период активно стали издаваться литературные и культурные приложения к газетам.

13 декабря 1989 г. начался новый, четвертый этап (1989 – 2000 гг.), на протяжении которого иорданская пресса стала участвовать в демократических преобразованиях в стране. В газетах «Ахер Хабар» и «Шейлан» регулярно печатались материалы о работе парламента и различных министерств. Для прессы этого периода были характерны: нестабильность выхода изданий, приоритет еженедельных, а не ежедневных газет, включение литературных произведений и критики и т.д. Пресса становилась все более и более востребованной среди образованных граждан Иордании, и играла просветительскую роль в иорданском обществе, формируя идеологические, общественные и политические приоритеты.

После 1989 года в Иордании продолжились демократические реформы, произошли политические события, не только затронувшие страны Ближнего Востока, но всего мира. К ним относится распад Советского Союза и вторая война в Заливе, когда Ирак захватил Кувейт. С целью создания мира на Ближнем Востоке в 1991 г. была организована конференция в Мадриде, а в 1994 г. подписано иорданско-израильское соглашение «Уади Араба». Несомненно, что сложившаяся в мире историческая обстановка в значительной мере повлияла на информационное и культурное пространство Иордании. Пресса и литература Иордании стремились отразить политические события современности и сравнивали ситуацию, сложившуюся в княжестве с тем положением, которое было в начале 1950-х гг.

5 октября 2008 года на открытии второй сессии парламента в своем докладе король Иордании Абдалла II Ибн аль-Хусейн по традиции осветил информационные темы, но подверг серьезной критике работу средств массовой информации страны. В своем выступлении правитель четко обозначил цели и задачи в работе СМИ, которые позволят занять «достойное место на арабском и международном уровнях» [4]. Он призвал СМИ Иордании выполнять следующие требования: создать современные государственные СМИ, основанные на плюрализме и уважении всех мнений; практиковать информационную деятельность, основанную на профессионализме, свободе творчества и ответственности; укрепить независимость информационных учреждений и их руководителей; открыть возможность перед частным сектором для владения СМИ; дать возможность освещать общественное мнение; поднять профессиональный уровень сотрудников СМИ и прессы через развитие кодекса информационной чести; систематически осуществлять подготовку, переподготовку и специализацию сотрудников СМИ; редактировать закон об информации, журналистике и частных инвестициях в прессе; постоянно следить за технологическими и техническими изменениями, происходящими в современном мире.

Король Абдалла II призвал прессу и все другие СМИ Иордании создать подлинный образ Отечества, развить новое журналистское видение, в котором отражаются духовно-патриотические ценности Иорданского государства и утверждаются основы демократического общества.

Таким образом, пресса Иордании прошла нелегкий путь становления. В настоящее время главной задачей журналистов становится объективное изложение происходящих событий в арабском регионе и внутри страны. Работа в газетах и журналах направляется на широкое освещение внутренней и внешней политики Иордании. Информация освещается так, чтобы открыто показать народу деятельность правительства и главы государства короля Абдаллы II во внешней и внутренней политике, направленной на сохранение и укрепление добрососедства и взаимопонимания между арабскими странами и народами мира.



Список литературы

 

1    Адиб Маруа. Арабская пресса: возникновение и развитие. Бейрут: Мэншуурат мактабеталь хаят, 1961.

2   Амаал сад аль Мутаами. Введение в журналистику. – Египет, Танта: Даар ва мактабет аль исрак», 2003.

3    Торкий Массар. Доклад об истории иорданской информации. – Эрбет: Мунтада ассака афа аль ордуни. 10 ноября 2011 г.

4    Тасиир абу Аржа. Современная иорданская пресса: исследования о ее происхождении и развитии// Журнал «Аль босаир». Том 1, №1, 1996 г. С. 207 – 244.

5 Хамиль Сабад. История печати на Ближнем Востоке. – Египет: Даар аль маариф. 1958.

6   Зияд абу Ранима. Опыт исламской прессы в Иордании в 50-е гг.// Газета «Алькифаах аль ислами». – Кувейт: Даар аль вусалк. 1986.

7    Мухаммад абу Софа. Исследование прессы в Иордании с 1920-1996 гг. – Амман: Мактабет аль Мухтаси, 1996.

8   Ислам Сулейман Мусса. Иорданская пресса: критическое исследование ее развития и законов 1920- 1988 гг.// Журнал «Абхаз аль ярмук». Серия гуманитарных общественных наук. Том 5. №1, 1989. С. 227 – 266.

9 Ислам Сулейман Мусса. Развитие иорданской прессы 1920 – 1997 гг. – Амман: издание Комитета по истории Иордании. 1998.