Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНЫХ ФАКТОРОВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНЫХ АВТОБУСОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 марта 2016г.

Уровень безопасности дорожного движения (БДД) маршрутных автобусов формируется под влиянием множества факторов, классифицированных в соответствии с современными представлениями, в четыре подсистемы: «водитель», «автомобиль», «дорога», «среда». В результате взаимодействия этих подсистем образуется так называемая система «ВАДС». Одно из важнейших характеристик эффективности функционирования системы «ВАДС» является как раз уровень БДД.

В качестве критерия уровня БДД маршрутных автобусов используется коэффициент относительной аварийности, определяемый как отношение количества ДТП к общему пробегу автомобильного парка за определенный промежуток времени.

В настоящее время влияние дорожных факторов на уровень БДД маршрутных автобусов остается мало изученным. В соответствии с разработанной классификацией [1], дорожные факторы представлены для маршрутных автобусов как характеристики маршрута, объединенные в четыре группы:

· параметры маршрута;

· организация дорожного движения;

· условия движения;

· дорожные условия.

С точки зрения разработки и оценки эффективности принятия и реализации управленческих решений по обеспечению уровня БДД важно оценить влияния каждого фактора на аварийность маршрутных автобусов.

Оценка производится при помощи построения однофакторных корреляционно-регрессионных моделей, описывающих закономерности изменения коэффициента относительной аварийности маршрутных автобусов в зависимости от характеристик маршрута.

В ходе анализа были выявлены наиболее значимыми факторами, с точки зрения тесноты связи, являются следующие:

– протяженность маршрута (𝑙м), коэффициент парной корреляции 𝑟𝑥𝑦=−0,62;

– средняя эксплуатационная скорость (𝑉э), 𝑟𝑥𝑦=−0,72;

– удельное количество остановочных пунктов (𝑁о), 𝑟𝑥𝑦=0,56;

– удельное количество светофоров и светофорных объектов (𝑁с), 𝑟𝑥𝑦=0,69;

– удельное количество подземных пешеходных переходов (𝑁ппп), 𝑟𝑥𝑦=0,75. Зависимость показателя относительной аварийности маршрутных автобусов (количество ДТП на 1 млн. авт-км) от характеристик маршрута оценивалось с помощью моделей линейного, полиномиального и степенного видов, адекватность моделей определялась с помощью коэффициентов детерминации.



На Рисунках 1-5 приведены регрессионные зависимости показателя относительной аварийности маршрутных автобусов от факторов протяженность маршрута (𝑙м), средняя эксплуатационная скорость (𝑉э), удельное количество остановочных пунктов (𝑁о), удельное количество светофоров и светофорных объектов (𝑁с), удельное количество подземных пешеходных переходов (𝑁ппп) и указаны значения коэффициентов детерминации.








Модели включают в себя наиболее значимые факторы, описывающие сложность маршрута. Эти характеристики маршрута оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние водителя, обслуживающего маршрут. При большом количестве маневров от водителя требуется постоянная концентрация, «без права на отдых», что, в свою очередь, повышает стрессовое состояния водителя, вследствие чего возникают ошибки, которые повышают риск ДТП. Даже при работе на коротких маршрутах, где водитель имеет возможность сделать «передышку» между выездами на маршрут, а на конечных станциях для этого есть все условия, у него нет возможности в должной мере отдохнуть. Особенно нагрузка на водителя увеличивается при наличии «переработки», когда смена длится более 8 часов, или при сокращенном перерыве между сменами.

Полученные модели парных зависимостей описывают наглядно реальные процессы, происходящие в эксплуатации, безусловно, обладают научной новизной, и могут быть использованы при принятии управленческих решений, в частности, при разработке мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения маршрутных автобусов.

Дальнейшее направление исследований заключается в формировании выявленных зависимостей в виде многофакторной математической модели зависимости коэффициента аварийности от характеристик маршрута.



Список литературы

1.      Еремин В.М., Сарбаев В.И., Королев П.Н. Оценка уровня безопасности дорожного движения методом математического моделирования / Наука и техника в дорожной отрасли. №3/2013, с. 9-11.

2.      Максимов В.А., Сарбаев В.И., Суматохин Д.Г. Предварительная оценка факторов, определяющих маршрутный расход топлива городских автобусов в эксплуатации / Сборник научных трудов по материалам  68-ой  научно-методической  и  научно-исследовательской  конференции  МАДИ  (ГТУ) «Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта» с. 105-108.

3.      Сарбаев В.И.,  Хамидулин М.Н., Сидельников Г.В.,  Князьков Г.Д.  Классификация характеристик автобусного маршрута. / Научное обозрение. Москва – Саратов. № 4/2015, с. 100 – 104.