Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ ТЕРМИНА «ЛОГИСТИКА»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Аннотация: в статье проводится анализ терминов в “логистике” и в управлении цепями поставок с целью более эффективной работы логистической системы.

Abstract: the article analyzes the terms in "logistics" and supply chain management in order to improve the efficiency of the logistics system.

Ключевые слова: определение, понятие, термин, семантика, синонимы, бизнес, бизнес-процесс, материальный поток.

Keywords: definition, concept, term, semantics, synonyms, business, business process, material flow.

Исследование отечественного и зарубежного опыта управления товародвижением убеждает нас в том, что методологической базой современной логистики является гармонизация интересов участников цепи поставок товаров. В основе гармонизации лежит ряд принципов. Одним из них является определение общими усилиями участников логистической цепочки конкурентоспособной цены товара и нормы прибыли. Совместно устанавливая ценовые параметры, участники цепи исходят из того, что цена должна обеспечить товару хороший объём сбыта и достаточную рентабельность всей цепи поставки. Но при этом цена должна быть разумной и приемлемой. Себестоимость в данном случае является производной величиной, а не точным отражением фактических затрат на производство и доставку товара. Раньше, как известно, конечная цена товара формировалась без учёта интересов партнёров и слагалась из независимых величин себестоимости и прибыли каждого из участников цепи поставок.

Из сказанного следует:

1.   в цепях поставок произошла своего рода конвергенция, т.е. объединение затратного и стоимостного методов ценообразования;

2. при определении цены товара происходит слияние функций логистики и маркетинга;

3.   согласованная цена, норма прибыли и себестоимость представляют собой оптимальные величины, а это означает, что логистика и маркетинг являются одним из инструментов оптимизации рыночных связей.

Исследования также показывают, что меняется не только ценовая политика, меняется и философия бизнеса. При совместном определении цены товара, согласовании норм технологического взаимодействия и других показателей своей деятельности фирмы-участницы цепи поставок вынуждены обмениваться всей необходимой информацией. Естественно, при этом они соблюдают нужный уровень секретности. В итоге доля доверительной информации в общем её массиве повышается, цепи поставок превращаются в открытые системы, а логистика приобретает нравственное значение.

Предприятия-смежники, функционирующие в цепи поставок, работают на единый экономический результат, более-менее справедливо распределяя достигнутые результаты совместного труда пропорционально затратам и лепте каждого из них. В этом явно прослеживается курс на солидарное общественное бытие. Другими словами, логистика таит в себе весьма ценное идеологическое содержание, а именно " философию общего дела".

Мировая практика свидетельствует, что логистика доказала свою эффективность. Она повысила производительность общественного труда, сократила объёмы запасов, время доставки товаров и затраты на перевозки.

Но в развитии логистики есть определённые опасности. Одна из них -риск преувеличить значение логистики в товарообмене. Опыт последних лет показывает, что логистику пытаются представить как "науку наук". В частности, на транспорте логистические системы трактуются излишне широко. В них включают по существу все транспортные операции от организационно-управленческих до производственно- технологических, имеющих зачастую слабое отношение к логистической концепции. Эта гипертрофия возможностей логистики может подорвать её авторитет.

Полагаем, что нам, наконец, надо разобраться с понятийном аппаратом логистики. Как не странно, но до сих пор нет однозначного толкования таких понятий, как собственно "логистика", "управленческая логистика", "управление цепями поставок" и многих других. Это таит в себе угрозу вытеснения из сферы научной лексики таких понятий, как технология и перевозочный процесс.

Различие в трактовках логистики вносит путаницу и в понимание исчисления логистических затрат. В результате могут искажаться оценки экономической эффективности различных операций и процессов. Может также искажаться влияние логистики через оборотный капитал на добавленную стоимость и в целом на стоимость инвестированного капитала.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости более внимательно подходить к вопросу понятия термина "логистика".

В настоящее время у каждого специалиста по логистике, как правило, есть свое определение термина “логистика”. Количество этих определений достигает более ста. При этом некоторые логисты полагают, что в этом ничего плохого нет. Так, американский ученый Голдсби Т.Дж. считает, что “логистика” получила настолько широкое распространение и так глубоко проникла во все сферы бизнеса, что передать всю суть этого понятия в рамках нескольких коротких предложений вряд ли представляется возможным [2, с.24]. При этом, как указывают специалисты по логистике, трактовка этого понятия в настоящий период неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и взглядов конкретного исследователя и других факторов.

Анализ приведенных в таблице 1 наиболее часто используемых терминов логистики, показывает, что среди них нет единого четкого определения термина “логистика”.


Таблица 1  

Определения термина “логистика"


Определение логистики

Источник

1

Это   процесс   планирования,   организации   и

контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением, предоставление соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры.

США «Совет по Менеджменту Логистики»,

1991г.

2

Комплексное направление в науке, охватывающее

проблемы        управления        материальным        и

«Международный экспедитор» №8 1998г. с.

42.

 

информационным потоком в их взаимодействии.

 

3

Наука о рациональной организации производства,

транспорта и распределения, которая комплексно, с системных позиций, охватывает вопросы снабжения предприятия, организации промышленного производства, распределения (товародвижения) и сбыта готовой продукции.

Внешнеторговые транспортные операции.

Под ред. Николаева Д.С. учебное пособие изд. Анкил. М. 1999г. С.О.

4

Наука о планировании, контроле и управлении

транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а так же передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Родников                    А.Н.                    Логистика:

терминологический        словарь.        –                                              М: Экономика, 1995.

5

Наука и искусство планировать, организовывать,

создавать условия мотивации и контролировать материальный поток

Неруш Ю.М. ............

6

Современная логистика -это управление цепями

поставок товаров на основе гармонизации интересов ее участников, открытого обмена необходимой информацией и справедливого распределения между ними общего экономического результата с целью наиболее экономичной доставки продукции клиенту в надлежащее время и в пригодном к употреблению виде.

Федоров Л.С.

7

Это   процесс   управления   перемещением   и

хранением товаров и материалов от их источника до точки конечного потребителя, а также связанный с этим информационный поток.

Лайсонс К., Джиплингем М. Управление

закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с англ. яз. Издательство – М: Инфра – М, 2005, с. 69.

8

1. Тоже что математическая логика; 2. Математика

– философская концепция, сводящая всю математику в её разнообразии к математической логике; ср. интуицинизом (направление в основаниях математики, полагающее критерием убедительности доказательства интуитивную ясность каждого шага, не признает так называемую          “                                        актуальной бесконечности” характерную для “    множеств”)

Новейший словарь иностранных слов и

выражений – М: Современный литератор, 2006. с. 350, с. 480.

 

Приведенные определения термина “логистика” свидетельствуют о том, что окончательная трактовка данного понятия еще не сформулирована и указанные дефиниции следует отнести к классу так называемых семантически размытых или содержательно неясных понятий.

Отметим некоторые наши соображения относительно вышеприведенных определений термина “логистика”:

1.    Складывается впечатление, что специалисты логистики при определении термина используют образовательную программу по специальности “Логистика”. Из этой программы берут все функциональные области логистики (снабжение, сбыт, запасы, транспорт и другие) и включают в её определение.

2.   Некоторые специалисты по логистике (например, Бауэрсокс Д.Дж.) при определении её термина указывают только на два потока: материальный и информационный. На наш взгляд, такой подход не дает четкого определения термина "логистика", а показывает лишь возможную область занятия логистическим бизнесом. Как указывается в многочисленных литературных источниках по маркетингу, если вам предлагают заняться бизнесом то, вы должны изучить информацию и принять решение стоит или нет заниматься тем или иным бизнесом. При этом информация используется в логистике для проведения анализа и других экономических оценок работы логистической системы.

3.Определение логистики, приведенное в пункте 8 таблицы 1, следует отнести скорее к математике, чем к логистике.

В настоящее время, термину “логистика” противопоставляют термин SCM (Supply Chain Management – “управление цепями поставок”). В табл. 2 представлены некоторые определения термина “управление цепями поставок”, которые также можно отнести к классу так называемых сематически размытых или содержательно неясных понятий.


Таблица 2

 Определения термина “управление цепями поставок” [4, с. 33-34]


Определение

Источник

1.

Управление цепями поставок – это интеграция ключевых

бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

Annual      Conference     Program      /

Glossary Oakbrook, IL.: Council of Logistics Management, 1998. P. 28

2.

Управление    цепями    поставок    –    это    организация,

планирование, контроль и выполнение товарного потока (от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя) в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

Terminology in Logistics. Terms and

Definition // Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005. P 100

3.

Управление цепями поставок – это проектирование,

планирование, выполнение, контроль и мониторинг деятельности в цепи поставок с целью создания чистой стоимости, построения конкурентной инфраструктуры, использования рычагов глобальной логистики, синхронизации поставок со спросом и измерения результатов функционирования цепи поставок в целом.

APICS     Dictionary.     The    Industry

Standard for More than 3500 Terms and Definitions.

4.

Управление цепями поставок - это глобальная сеть,

используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

Eleventh Edition. The Association for

Operation Management, 2005. P. 113

5.

Управление цепями поставок – это активная организация и

текущая мобилизация цепи поставок в экономике с целью повышения успеха в задействованных предприятиях.

Цепь поставок (Supply Chain) – цепь обеспечения, цепь создания стоимости продукта, включает все ступени производства и сбыта от добычи сырья через производство до сбыта потребителю

Габлер-лексикон   по   логистике.

Логистический менеджмент. Термины и определения / под.ред. проф. П. Клауса, проф. В.Кригера. Германия, Вейсбаден: Габлер, 2000. С. 449

6.

Управление    цепями    поставок    –    это    организация,

планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и запуски сырья и материалов для обеспечения производства товаров и далее через производство и распределение, доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка.

Стандарты     по     логистике     и

управлению цепями поставок / Европейская логистическая ассоциация, 2004. С.15

7.

Управление цепями поставок (SCM) – это планирование и

управление всеми видами деятельности (цепи поставок), включая сорсинг и управление закупками, преобразование

Supply Chain Logistics Terms and

Glossary // Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. P.

 

(переработку)    продукции    и     менеджмент     всех     видов

логистической деятельности.

97. Режим доступа: www.cpmp.com

8.

Цепь поставок (Supply Chain):

1)   начинается с добычи сырья и материалов и заканчивается использованием готовой продукции у конечного потребителя, соединяя вместе взаимодействующие компании;

2)           материальные и информационные обмены в логистическом процессе, простирающиеся от источников сырья до доставки готовой продукции конечному пользователю. Все поставщики, провайдеры услуг и потребители связаны с цепь поставок.

Supply Chain Logistics Terms and

Glossary // Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. P.

97. Режим доступа: www.cpmp.com

 

Прежде чем, давать характеристику определения “управление цепями поставок”, отметим, что специалисты по логистике провели сравнение понятий “простая цепь поставок” и “масштабы управления логистики”. Сравнение показывает, что в них включены фактически одни и те же области. Кроме того, сравнивая варианты определения логистики и определения управления цепью поставок, аналитики заметили, что и здесь есть общий фундамент. Поэтому Бауэрсокс, Д.Д. рассматривая аспекты “логистики” и “управления цепями поставок”, считает их практически синонимами [5, с. 76]. Другой автор Гинвуз, подчеркивал, что “если мы проанализируем то, что эксперты называют цепью поставок, то обнаружим, что фактически они говорят о логистике, но под влиянием требований нынешнего десятилетия в качестве термина выбирают вариант управления цепью поставок”[5, с. 76]

Специалисты, например Купер и его коллеги, считают, что логистика и управление цепью поставок различаются: логистика занимается потоками материалов, информацией, запасами в сети, а управление цепью поставок – это интеграция всех бизнес – процессов в цепи поставок. [5, с. 77] Кроме того, Купер и его коллеги считают, что для достижения цели управления интегрированной цепью поставок в этот процесс должно быть включено большинство, а может быть и все управленческие функции и бизнес – процессы. Они также считают, что эта интегрированная концепция делает “управление цепью поставок” более широким направлением деятельности, чем “логистика”. Поэтому “управление цепью поставок” продукции это не новое и определение взамен “логистики”, а разработка – процессов для эффективной работы логистической системы.

В заключении отметим, что определение термина “логистика” должно быть одно. Если это не так, то получается, как в анкете: “…сколько будет дважды два?” В логистике может быть так: “…Что такое логистика?”. Ответ: “… А какое определение вам дать…” (их же более ста).

Кроме того, если мы даём неправильное определение термина “логистика”, то и логист будет работать неправильно. Например, белое мы будем считать: черным, синим, красным. Если вы будите красить комнаты, каждый будет красить своим (как он считает) цветом. Поэтому ваша комната может быть покрашена в черный, или синий, или красный цвет. Так и в логистике, каждый будет работать, исходя из принятого им определения.

 

Список литературы

 

1. Багинова В.В., Федоров Л.С., Кренёва Г.В., Сысоева Е.А. М.: КНОРУС, 2016.

2.   Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. – М.: ЗАО “Олимп - Бизнес”, 2001.

3.    Голдсби Г., Мартиченко Р. Бережливое производство и 6 сигм в логистике: руководство по оптимизации логистических процессов / Пер. с англ. – Минск: Гревцов Паблишер 2009.

4.     Гаррисон А., Ремко В. Логистика. Стратегия управления и конкурирование через цепочки поставок: Пер. 3-го англ. изд. – М.: Дело и Сервис, 2010.

5. Канке А. А., Кашевая И. П. Основы логистики: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2010.

6.   Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с 6-го англ, изд. –М.: ИНФРА-М. 2005.

7.    Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Логистика: учебник для академического бакалавриата 5-е изд. перераб. и доп. –М.: издательство Юрайт, 2014.

8.   Сток Дж. Р. Ламберг Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.