Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКУ ИРТЫШ, АЛЬТЕРНАТИВНОГО «КЛАССИЧЕСКОМУ» МОСТУ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
01 марта 2016г.

Омск - один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России с населением на 1 января 2014 г. 1 166 092 человек [6]. Река Иртыш, протекая по территории Омска, делит город на правый и левый берега. На Левобережье сосредоточено наибольшее количество многоквартирных домов в городе. Крупные промышленные предприятия расположены на правом берегу Иртыша. Между правым и  левым берегами  Иртыша в Омске построено пять мостов: Южный, железнодорожный мост, Ленинградский мост, мост имени 60-летия Победы, мост имени 60-летия ВЛКСМ.

В Омске на 1 января 2014 г. зарегистрировано 305 868 легковых автомобилей [6]. Рост личного транспорта и недостатки организации дорожного движения привели к большой  загруженности дорог [4]. Левый берег интенсивно застраивается жилыми кварталами, а численность его населения превышает 246 000 человек [2]. Самыми сложными с точки зрения загруженности дорог являются зимние месяцы [11], когда в Омске фиксируются 10-балльные заторы. Самые длинные пробки наблюдаются на Левобережье.

Одним из путей решения проблемы заторов на улицах, соединяющих левый берег с правым, является возведение моста через реку Иртыш между железнодорожным и Южным мостами [8]. По характеру работы под нагрузкой существуют различные модификации мостов: балочные, арочные, вантовые, рамные, комбинированные и особые. В зависимости от конструктивной системы пролетных строений выделяют группу понтонных мостов, являющихся альтернативой капитальным мостам [3].

При выборе между классической капитальной и понтонной переправой необходимо учитывать особенности региона и реки, через которую предполагается возведение моста [9]. Иртыш - трансграничная река, протекающая по территории Китая, Казахстана и России и занимающая в России третье место по длине. В Омской области Иртыш является самой крупной, равнинной рекой, одновременно выполняющей роль основной водной транспортной магистрали, главного источника водоснабжения и приемника сточных вод Омска. Общая длина реки в границах Омской области – 1132 км. Общая площадь водосбора составляет 1643000 км2. Уклон порядка 0,03 м на километр. Средний многолетний расход воды за год в створе г. Омска – 860 м3/с. Питание реки смешанное, преимущественно снеговое. Русло реки слабо извилистое, ширина русла в районе Омска - до 0,9 км. Средняя скорость течения колеблется от 2,5 км/ч в межень до 4,1 км/ч в половодье. Грунты русла песчаные, местами глинистые. Глубина на плесах доходит до 6-15 м. Глубины на перекатах не падают ниже 2 м. Весной наблюдается ледоход продолжительностью 4-7 дней, на крутых поворотах и в местах разветвления русла на рукава образуются заторы. Половодье в районе г. Омска обычно начинается в первой половине апреля, заканчивается в конце июля. Средняя продолжительность половодья – 120-130 дней, объем стока во время половодья достигает 60-70% от годового. Период летне-осенней межени 50-70 дней. За период межени проходит один-два дождевых паводка. В период ледообразования по всей реке происходит образование внутреннего льда и шуги. Ледоставу обычно предшествует ледоход 5-9 дней. Зимняя межень устойчивая, средней продолжительностью 140-160 дней [7]. Иртыш является важнейшей транспортной магистралью Западной Сибири. Навигация на Иртыше обычно продолжается с конца апреля до середины ноября. Грузовые перевозки осуществляются в основном составами из барж и толкача (в основном песка и других строительных материалов). Прогулочные теплоходы «Москва» курсируют с начала мая до второй половины сентября, когда в связи с сезонным ухудшением погоды пассажиропоток существенно сокращается. Также существует речной «садовый» машут: «Центр - Ленинск - Сады - Шинник - Радуга - Зелѐный берег» и обратно, который в случае сохранения теплой погоды длится до середины октября. На всем протяжении реки Иртыш, используемом для судоходства, содержится освещаемая судоходная обстановка, а также, с помощью дноуглубительной техники поддерживаются нормированные судоходные глубины. На реке расположены несколько речных портов и Речной вокзал, а также несколько пристаней и плавпричалов [10].

Строительство капитального моста требует больших временных затрат. Так, строительство совмещенного автомобильного и метромоста имени 60 Победы в Омске началось в 1993 году, а закончилось в 2005 (частично из-за нехватки финансирования). К преимуществам понтонного моста относится быстрое производство конструкций (секций моста): от трех месяцев до года в зависимости от задействованных производственных мощностей [9]. Важной характеристикой понтонных мостов является относительно низкая стоимость строительства. Так, например, при проектировании моста через Керченский пролив в госконтракте зафиксирована  предельная  стоимость  работ  по  проектированию  и  строительству  19  километрового

«классического» совмещенного (автомобильного и железнодорожного) моста: 228,3 миллиарда рублей [5] (12 015 789 рублей за метр). Стоимость же понтонно-опорного моста аналогичных размеров составляет от 3,5 миллиардов рублей (184 210 рублей за метр) [9]. Возведение понтонного моста также минимизирует земляные работы и воздействие на природную среду. Доставку конструкций (секций понтона) можно осуществлять сплавом. Сборка секций на месте занимает 2-3 недели, что является преимуществом в сравнении с доставкой к месту строительства крупногабаритных конструкций «классического» моста. Вариант понтонно-опорного разводного моста позволит существенно снизить высоту пролета, увеличить устойчивость конструкции, проход судов будет обеспечиваться через разводной створ. Разводные понтонные конструкции редко, но используются. Пример – мост через Худ-Канал, штат Вашингтон США [9].

Таблица 1 Сравнительный анализ классического варианта моста с альтернативным понтонно-опорным мостом [9].

Параметр для сравнения

Классический мост

Альтернативный мост

1.

Стоимость объекта (рублей за метр)

12 015 789

184 210

2.

Срок возведения

3,5 – 6 лет

1 – 1,5 года

 

 

 

3.

 

 

 

Необходимость геологической разведки дна

Требуются

длительные по времени и дорогостоящие мероприятия

Не требуются, так как

основная нагрузка компенсируется естественной плавучестью блоков

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

Воздействие на существующую инфраструктуру

Значительные работы

с тяжелым грузом спецтехники в существующих транспортных артериях заблокируют их работу и приведут их в негодное состояние

 

 

 

Доставка конструкций будет осуществляться сплавом, буксированием без нанесения урона автодорогам

 

5.

 

Ветровая нагрузка

Сопоставима, так как фермы построены по

единой технологии

6.

Сопротивление нагнетаемым льдам

Соответствует

Соответствует

 

Имея данные о ширине реки Иртыш в районе между железнодорожным и Южным мостами (в месте возведения дополнительной переправы) и затратах на возведение понтонного моста, можно сделать выводы об ориентировочной стоимости альтернативной переправы в указанном месте. Так, при длине моста равной 500 метрам стоимость его возведения составит 92 105 000 рублей, что примерно в 65 раз ниже стоимости строительства капитального моста.

Таким образом, возведение альтернативной переправы через реку Иртыш в городе Омске имеет ряд преимуществ по сравнению со строительством «классического» капитального моста: низкая стоимость объекта, меньший срок возведения, меньшее воздействие на существующую инфраструктуру. Вместе с тем существуют и недостатки понтонной переправы: малая несущая способность и низкая допустимая скорость движения автомобилей [1].

 

Список литературы

1.     К вопросу об экономической целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш /Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по мат. конф. – Тамбов, 2014. - Часть 9. - с. 75-77.

2.     Концепция социально-экономического развития города Омска до 2025 года (утверждена в составе Генплана города 25 июля 2007 года).

3.     Методические рекомендации по устройству, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов // Росавтодор, М., 2013, 140 с.

4.     Муниципальная программа города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014-2018 годы. Приложение к постановлению Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1172-п.

5.     Определен подрядчик строительства Керченского моста / Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2015/01/30/most-site.html. (Дата обращения: 25.03.2015).

6.     Официальный портал  Администрации города Омска: [Электронный ресурс]  // Омск, 2010-2014. URL: http://www.admomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

7.     Официальный сайт Омского филиала Федерального бюджетного учреждения  «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу»: [Электронный ресурс]: 2015.  URL: http://www.omsktfi.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

8.     Оценка целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш / Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и молодежь в XXI веке: мат. 3-й рег. студ. науч. конф. - Омск, 2014. - с. 145-147.

9.     Понтонно-опорный мост как альтернатива «классическому» варианту строительства моста через Керченский пролив. Инвестиционное обоснование: [Электронный ресурс] // ООО «Международная инвестиционная экологическая компания «Ситалл». URL: http://kerch-most.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

10 .Река Иртыш: [Электронный ресурс]: «Погода в Омске», 2011-2015. URL: http://pogodaomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).

11 .Сервисы компании «Яндекс»: [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс», 2011-2015. URL: http://company.yandex.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).