Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНВАЛИДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА: ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ ТИЭС-1

Авторы:
Город:
Великий Новгород
ВУЗ:
Дата:
15 мая 2016г.

Современные тенденции политики импортозамещения, в том числе медицинской техники [12], к которой относятся и инвалидные транспортные средства (ИТС), и необходимость создания доступной среды для инвалидов [8] повышают актуальность разработок отечественных ИТС [6]. Подчеркнём, что мы рассматриваем исключительно электроприводные ИТС, обеспечивающие инвалиду максимально возможную мобильность, удобство и комфорт во время движения. Исследования, направленные на совершенствование конструкции таких ТС, видятся более перспективными, чем работа с ИТС, приводимыми в движение мускульной силой, поскольку применение инновационных подходов, материалов и технологий производства в них более эффективно.

Ранее нами были рассмотрены основные проблемы, возникающие при эксплуатации инвалидных транспортных средств [7], среди которых – преодоление узких дверных проёмов и пользование туалетом без посторонней помощи. Отметим, что вышеназванные проблемы характерны в основном для российских условий эксплуатации.

В процессе формирования технического решения обозначенной проблемы мы не могли не учитывать предполагаемую цену новой модели серийного образца ИТС, что ограничивало нас в применении заведомо дорогостоящих  конструкций  и  материалов.  Обозначим  целевую  (желаемую)  стоимость  коляски  как «конкурентоспособную». В настоящей статье не рассматриваются стоимостные характеристики инвалидных транспортных средств, однако укажем, что цена модели Otto Bock A-200, более остальных отвечающей требованиям российской эксплуатации [6], составляет порядка 200 тыс. руб. (в зависимости от поставщика и комплектации) [1]. Возможность покупки такой коляски российским инвалидом проблематична.

Сформулировав основные параметры разрабатываемой модели, на кафедре технологии машиностроения Политехнического института НовГУ приступили к поиску технического решения, которое позволило бы инвалидному транспортному средству преодолевать узкие дверные проёмы.

Здесь хотелось бы заметить, что можно сделать инвалидное кресло с шириной, скажем, 550 мм, но при такой постоянной ширине, оно не будет отвечать требованиям к статической и динамической устойчивости [3], [4] и [5]. По действующим требованиям коляска должна выдерживать продольный и боковой уклоны в 10°. Стало понятно, что габаритный размер по ширине должен изменяться.

Решением настоящей проблемы занимались и ранее. Один из вариантов реализации механизма изменения габаритов по ширине представлен В.С. Ильиновым ещё в 1981 году [11], однако в силу сложности конструкции и ряда других причин, разработанный механизм не применялся. Известны и другие подобные механизмы, большинству которых присуще сложность конструкции, низкая надёжность, необходимость привлечения посторонней помощи. Как правило, такие механизмы требовали от инвалида значительных физических усилий и продолжительного времени для изменения габаритных размеров кресла, что затрудняло его ежедневную эксплуатацию. Более подробное погружение в историю вопроса не предусматривается в рамках настоящей статьи.

В течение некоторого времени на кафедре рассматривались всевозможные варианты реализации механизма изменения габаритного размера по ширине. Был разработан опытный образец с механизмом вывешивания колёс инвалидного кресла на время изменения габаритов. Частично его конструкция представлена П.П. Болдышевым в [9]. Этот механизм обладает рядом преимуществ и новизной идеи. Однако ему присущи и некоторые недостатки подобных механизмов, о которых упоминалось ранее. Ведутся работы по усовершенствованию механизма.

Параллельным путём шла разработка альтернативного механизма для изменения габаритного размера инвалидного кресла. Результатом работы стала конструкция, на которую получен коллективный патент [10]. Она схематично представлена на Рисунке 1 (вид сзади) и Рисунке 2 (вид сверху). За счёт поворотных опор, на которых расположены асимметричные вилки для крепления колёс и осуществляется изменение габаритного размера по ширине. Ось симметрии вилки отдалена от оси симметрии колеса на расстояние e, что позволяет в разложенном положении A (Lmax ~ 700 мм) получить устойчивую конструкцию коляски. В положении же B (Lmin ~ 500 мм) коляска способна преодолеть наиболее узкие дверные проёмы, из встречающихся в реальной эксплуатации.




В лаборатории кафедры был собран первый опытный образец трансформируемого инвалидного электротранспортного средства (ТИЭС-1) с таким механизмом. Он имел трёхколёсную формулу с двумя колёсами сзади на поворотных осях и одним мотор-колесом спереди, приводящим коляску в движение. Кроме того, спинка и подлокотники были выполнены с возможностью складывать их в один уровень с уровнем сидения без посторонней помощи. Эти технические решения позволяют ТИЭС-1 преодолевать дверные проёмы шириной 600 мм и даже менее. Функциональность подлокотников и спинки позволяют инвалиду самостоятельно пользоваться туалетом даже в условиях малогабаритной квартиры. ТИЭС-1, представленное на Фото 1, было продемонстрировано на форуме «U-NOVUS» [2].

Первый опытный образец позволил на практике проверить работоспособность механизма и доказать возможность решения описанных ранее проблем с его помощью. В то же время проявился ряд недостатков трехколёсной компоновки, которая позволяла снизить массу, упростить механизм управления, снизить стоимость и др. Наряду с преимуществами, такая компоновка не могла обеспечить необходимую статическую и динамическую устойчивость. Вместе с этим было затруднено движение по наклонной поверхности (например, пандусу для инвалидов). Центр масс в таком случае смещался назад, мотор-колесо недостаточно прижималось к поверхности и проскальзывало.


На этапе исправления недостатков ТИЭС-1 кафедральный проект превратился в совместный с ОАО «Научно-производственное объединение «Квант» и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Результатом сотрудничества стал опытно-промышленный образец ТИЭС-2, который будет рассмотрен в последующих публикациях.

 

Список литературы

1.     Ottobock. Интернет-магазин технических средств реабилитации (http://ottobock-mobility.ru/adult- wheelchairs/power-wheelchairs.html)

2.     Выставка разработок молодых учёных форума «U-NOVUS» . Каталог – г. Томск, 2014 – C. 35

3.     ГОСТ Р 51083-97 Кресла-коляски. Общие технические условия

4.     ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005 Кресла-коляски. Часть 1. Определение статической устойчивости

5.     ГОСТ Р ИСО 7176-2-2005 Кресла-коляски. Часть 2. Определение динамической устойчивости кресел- колясок с электроприводом

6.     Карпушкин В.Г. Разработки новых типов ИТС: актуальность для российского рынка // Актуальные проблемы технических наук в России и за рубежом/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. Новосибирск, 2015. – С. 71–74.

7.     Карпушкин В.Г., Kubiak P., Тимофеев В.В. Инвалидные транспортные средства: особенности эксплуатации и состояние российского рынка // Сборник научных трудов SWorld. – Выпуск 4 (37). Том 2. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. – С. 48–54.

8.     Паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0).

9.     Патент на изобретение РФ № 2445057 «Многопрофильное транспортное средство для инвалидов». Тимофеев В.В. Болдышев П.П. 2012

10. Патент на изобретение РФ № 2542557 «Инвалидная коляска с изменяемой базой» от 21 января 2015 г.

11. Патент СССР № 862947 «Коляска для инвалидов». Ильинов В.С. 1981

12. Писарева А.В., Аполлонова И.А., Николаев А.П. Ситуация в сфере замещения импорта медицинского оборудования в России сегодня // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. – 2015. – № 6-3 (37) – С. 89–91.