Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
15 мая 2016г.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики “Об образовании”, с программой развития образования, целью современного образования становится развитие личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации, самоосмыслению личности в качестве субъекта процесса образования. В соответствии с этой целевой установкой перед педагогом ставится двойная задача: с одной стороны, приобретение качеств самоусовершенствования, а с другой стороны, умение создать у учащихся условий для формирования потребности к саморазвитию.

Создание субъекта представлений о себе и о своей деятельности, планирование и прогнозирование ситуации развития возможно на основе сформированных рефлексивных умений, они позволяют успешной организации деятельности и собственного саморазвития. Проблема сформирования рефлексивных умений будущего учителя потребовало от нас обращения к изучению рефлексии.

В деятельности будущего педагога рефлексия имеет огромное и разностороннее значение. По мнению Л.Н. Куликовой, рефлексивные процессы «буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя» [3, с.46], они проявляются в ситуации прямого взаимодействия с учащимися, в процессе проектирования и конструирования их учебной деятельности, в этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как субъекта, осуществляющего этой деятельности. Необходимость рефлексивного отношения учителя к своей деятельности определяются многими факторами и обуславливаются полифункциональностью рефлексии. Рефлексия выступает как основной психологический механизм организации учебного взаимодействия учителя, её можно описывать как рефлексивного процесса управления учителя деятельностью учащихся. Такое рефлексивное управление может реализоватся в определенных условиях: если, с одной стороны, учитель отражает картину внутреннего мира учащегося, понимает его ожиданий, разделяет его переживаний, проблем, радостей и успехов, а также, если, с другой стороны, он попытается регулировать деятельность учащегося с его точки зрения, с позиции его развития в активном взаимодействии с другими людьми и развития личностных механизмов саморегулирования [1].

Рефлексия может быть воспринята как компонент социально-перцепционных способностей педагога, обеспечивающей процесс адекватного восприятия своих учеников, и через них – самого себя.

Рефлексия является одним из двигателей, помогающей эмоциональному пересмотрению, “переживанию” осознанных приоритетов и недостатков саморазвития собственной личности. Она выступает как основная деятельность в процессе сформирования личности. Рефлексирующий человек может “взглянуть” на свой внутренний мир, приобретает информацию о себе от себя и от окруюжащих его людей, в результате этого познает своё собственное “Я”.

Рефлексию исследовлаи в своих трудах известные мыслители, такие как Г.В. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Л. Фейербах, П. Тейяр де Шарден, В.А. Лекторский, Г.П. Щедровицкий и др., ученые педагоги и психологи А. Адлер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Л.М. Митина и др.

У понятии рефлексия есть свои истоки, своя траектория развития и особенности насыщения смыслами. Этот феномен в профессиональной терминологии все  больше и больше употребляется. Как и все широко распространенные понятия, понятие рефлексии оказалось весьма многозначной.

Одно из наиболее широко распространенного понимания рефлексии – является понимание её как размышления о мышлении. Однако и в таком понимании рефлексии могут быть различные варианты. Если размышлением понимается индивидуальое мышление, то объектом рефлексии может быть и собственное мышление, и мышление другого индивидуума. Объект рефлексии могут составить не мышление, а отдельные компоненты – понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и др.

Рефлексия превращается в важнейшее, определяющее звено между концептуальными знаниями и индивидуальным опытом профессионала. Без рефлексивной обработки профессиональные знания, на основе которых создаются концептуальные представления, будто бы растворяются в сознании, а это не дает им стать прямым руководством к действию. Рефлексия в педагогической деятельности – это процесс предваряющего или ретроспективного анализа в мысли какой-то профессиональной проблемы, трудности или успеха, в результате этого происходит осознание сущности проблемы или трудности, открываются новые перспективы их решения. Учитель осуществляет умственное действие по выделению, определению и оцениванию позиций каждого, самое главное – он знает как выделить основ собственной мыслительной деятельности.

Рефлексирующий учитель – это, по нашему взгляду, учитель, который мыслит, анализирует, творчески исследует свой профессиональный педагогический опыт, обладает прогностическими умениями.

Для нашего исследования важно было обнаружение и подтверждение в эксперименте производительности поведения учителя от рефлексивного уровня его профессионального сознания. Практическая деятельность педагога требует от него оперативности и динамизма в высокой степени, способности быстрого принятия решения в различных ситуациях учебного взаимодействия. Учителя во многих случаях действуют по стереотипам, прибегают к автоматизированным, испытанным образцам поведения. Экспериментальные данные Э.Н. Гусинского, Н.В. Тамариной, Ю.И. Турчаниновой свидетельствуют о якобы знаниях учителей своих учеников. Причина такого явления, по мнению этих исследователей, становится результатом их практического опыта. Именно поэтому чрезвычайно важно освобождение профессиональное поведение педагога от импульсивных и стереотипных действий, изменение и осмысление поведения, и это возможно только в условиях рефлексивного регулирования учителя своей деятельности.

Важная сфера рефлексивного анализа учителя является его профессиональное самосознание. Способность анализирования и оценивания учителя своих чувств, ценностей, отношений, сильных и слабых сторон своей личности, их соответствия к профессиональным задачам педагога может освидетельствовать его психологическое созревание [2].

Рефлексивный анализ деятельности учителя не является замкнутым процессом, напротив, способность педагога к рефлексивному отношению себе и своей деятельности  дает собой результат освоения личности социальных отношений между людьми. На основе взаимдействия с другими людьми, когда педагог старается понимать мысли и действия другого, когда он оценивает себя глазами другого, он станет способным рефлексивно относится к самому себе. Здесь рассматриваются умения кооперативного вида рефлексии: самоопределение в деятельностной ситуации; умение придерживатся коллективную задачу; умение брать отвественность за происходящее в  группе;  умение осуществлять организации деятельности шаг за шагом; умение соотносить результаты деятельности с её целями.

Теоретические и практические исследования, рассмотренные нами, подтверждают необходимость рефлексии для педагога. Это дает основания начать сформирования рефлексии в этапе вузовской подготовки.

Как видно от вышеизложенного обобщения, фундаментом возникновения рефлексии будущего учителя, по нашему мнению, может стать взаимодействие субъектов деятельности, требующей понимания в согласовании целей, методов и способов для достижения результата. Рефлексия педагогической деятельности может проявится в следующих случаях:

– в ситуации практического взаимодействия педагога и учащегося в адекватном понимании друг друга;

– в процессе проектирования деятельности учащегося с учетом сделанной им деятельности и его возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

–     в процессе самоанализа и самооценки собственной деятельности педагога вопросы типа “какой я учитель?”, “какие мои личностные качества?”, “я в ситуации правильно ли действую с позиции моих общих принципов?”, “мои установки какие?”, “мотивация моей деятельности какая?” и т.д., по нашему взгляду, охарактеризуют рефлексивное отношение учителя к самому себе как к субъекту профессионально-педагогический деятельности. Самоанализ, анализ субъектов педагогичесий деятельности и анализ педагогичксой ситуации в целом выполняется педагогом, сворачивается в мышлении.

Значительное воздействие на процессуальные и  результативные грани педагогического общения, междуличностного влияния в системе “учитель-ученик” рефлексия оказывает тогда, когда она синтезируясь с другими психологическими свойствами, выступает в качестве компонента стилистической характеристики профессиональной деятельности учителя. Надо добавить, чтобы в различных ситуациях взаимодействия возникла рефлексия, в ориентации “я и другой” должна содержатся трудность, так как рефлексия в такой последовательности дает возможность развития педагогической деятельности через рефлексию педагогического опыта. Осваивая известного педагогического опыта, будущий учитель – студент педагогического вуза, конструирует педагогические ситуации, действует анализируя деятельность, создает индивидуальный педагогический опыт.

Приобретение рефлексивных умений мы определяем как необходимое и значимое качество педагога, качество, проявляющееся через умении самоанализа и адекватного восприятия, определения и оценивния причин своего поведения, а также результативных параметров и  допущенных ошибок, понимания своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирования перспектив развития, понимания причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализа испытываемых ситуаций и учитывания в своих поведенческих стратегиях действий других, определения основ деятельности, оценивания собственной позиции, прогнозирования дальнейшего хода действий, возвращения назад и оценивания правильности выбранного плана, самоопределения рабочей ситуации, придерживания коллективной задачи, взятие отвественности за происходящее в группе, осуществления организации деятельности шаг за шагом и связывания результатов с целями деятельности.

Таким образом, рефлексия является особенно важным компонентом педагогической деятельности учителя.

 

 

Список литературы

1.     Арутюнян, М.Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком [Текст] / М.Ю. Арутюнян, JI.A. Петровская // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 42-53.

2.     Крупенин, A.JI. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст] / A.JI. Крупенин, И.М. Крохина. - Ростов-н/Д: Феникс, 1995. - 478 с.

3.     Куликова, JI.H. Проблемы саморазвития личности [Текст] / JI.H. Куликова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.- 73 с.