01 марта 2016г.
Сопровождение - наиболее длительный, трудоемкий и дорогостоящий этап жизненного цикла программного обеспечения (ПО). Основное содержание сопровождения - внесение изменений в ПО по требованию заказчика. Изменения могут быть вызваны изменением в требованиях к ПО или его модернизацией, а также исправлением выявленных ошибок. Поддержка этапа сопровождения особенно важна для крупных программных проектов, потому что разработка и внедрение новой системы в случае невозможности изменить старую сопряжена с большими затратами и может привести к потере критически важной информации. При этом необходимо учитывать, что внесение изменений ограничивается по времени. Несвоевременность внесения изменений тоже может вынудить заказчика отказаться от продукта [1].
Так как время модификации ПО (время для выпуска пакета обновления) ограничено временными рамками и количеством специалистов, то при постоянном поступлении множества заявок пользователей на внесение изменений в ПО перед разработчиками возникает проблема мониторинга и анализа (отбора) заявок на их первоочередное выполнение.
Процесс исправления ошибок связан с координацией всех элементов системы в соответствии с потребностями пользователя [2].
На Рисунке 1 рассмотрен жизненный цикл ПО медицинского назначения в различных аспектах, а именно затраты, ошибки и надежность.
Из рисунка видно, что сопровождение есть главная стадия, которую следует учитывать при оценке затрат, стадия проектирования системы - основная по количеству совершающихся на ней ошибок, а на стадии приемочных испытаний, совместно с сопровождение происходит обнаружение наибольшего числа ошибок [2].
Именно процесс сопровождения позволяет повысить лояльность клиентов, улучшив удовлетворенность пользователей от внедренного ПО. Действительно, общеизвестно, что лояльность клиентов зависит от того, насколько полученный результат соответствует их ожиданиям [3].
На Рисунке 2 представлен процесс сопровождения, состоящий из заявок пользователей, которые классифицируются по типам (ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002) [4].
Корректирующее сопровождение – это реактивное изменение программного продукта для коррекции обнаруженных проблем (после обнаружения). Проблемы могут относиться к функциональности системы, ее интерфейсам, надежности и производительности работы.
Адаптивное сопровождение — изменение программного продукта после поставки для обеспечения его использования в условиях изменения его (программного продукта) или окружающей среды.
Полное (совершенствующее) сопровождение — изменение программного продукта после поставки для улучшения производительности или удобства эксплуатации.
Профилактическое
сопровождение
—
это изменение программного продукта после
поставки
для выявления и исправления скрытых дефектов в ПО до того, как они станут явными ошибками.
Следует отметить, что профилактическое и полное (совершенствующее) сопровождение относятся к проактивному подходу к сопровождению, при котором инициатива исходит от обслуживающего персонала, а корректирующее и адаптивное – к реактивному подходу, инициатива которого находится у пользователей [3]. Проактивному сопровождению необходимо уделять достаточно внимания, поскольку именно оно в наибольшей степени способствует повышению удовлетворенности пользователей и эффективному развитию ПО.
Этапы процесса
сопровождения
ПО
основаны на
цикле
Деминга PDCA (Plan- Do-Check-Analyze) или «планируй - делай - проверяй - анализируй» (Рисунок 3).
Работы по сопровождению ПО в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК
14764-2002 разбиты на задачи:
- Process Implementation – реализация процесса;
- Problem and Modification Analysis – анализ проблем и модификаций;
- Modification Implementation – проведение модификаций;
- Maintenance Review/Acceptance – оценка и принятие версий;
- Migration – миграция (на модифицированную или новую версию ПО);
- Software Retirement – вывод из эксплуатации (прекращение эксплуатации программного обеспечения).
Для оказания технической
поддержки
существуют
специализированные программы: BMC Remedy, HP OpenView Service Desk, IBM Rational Team Concert.
BMC Remedy Service Desk [5] отвечает за автоматизацию
процессов управления
инцидентами и
проблемами, позволяя ИТ-специалистам оперативно и эффективно реагировать на возникновение ситуаций, влияющих на предоставление ключевых услуг.
Продукт HP OpenView Service Desk [6] – это готовое решение по интегрированному управлению службами и оказанию технической поддержки, предназначенное для поставщиков услуг и IT-подразделений.
IBM Rational Team Concert [7] - это решение для управления жизненным циклом ПО, обеспечивающее
контекстную коллективную работу для распределенных коллективов в реальном времени.
Описанные специализированные программы являются дорогостоящими и не подходят для систем медицинского назначения в связи с классом персональных данных. В связи с этим существует актуальная научно- техническая задача автоматизации информационного процесса анализа заявок пользователей для обоснования разработки новой версии ПО медицинского назначения, решение которой способствует:
-
увеличению удовлетворенности конечных пользователей от работы с установленным ПО;
- минимизации рисков потерь персональных данных пациентов в процессах модернизации;
- оперативному решению проблем бесперебойной работы ПО.
Список литературы
1. Игнацкая, И.В.
Методология моделирования на
основе
графа взаимодействия
при
сопровождении программной системы: автореф. дис. … канд. физико-матем. наук: / И.В. Играцкая. – Москва, 2010. – 17 с.
2.
Гласс, Р. Сопровождение программного обеспечения / Р. Гласс, Р. Нуазо; пер с англ. – М., Мир, 1983. – 156 с, ил.
3. Аншина, М. Сопровождение программных систем / М. Аншина // Электронный журнал: Управляем предприятием – 2012. – № 05 (16) [электронный ресурс]. – режим доступа: http://consulting.1c.ru/journal- article.jsp?id=306
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Сопровождение программных средств. – Введ. 2002-06-25. – Москва: Изд- во стандартов, 2002. – 28с.
5.
Bmc remedy it service management [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.itsmonline.ru/software/remedy/
6.
HP OpenView Service Desk [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.openview.ru/servicedesk.html
7.
Rational Team Concert [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.performance-lab.ru/node/312