19 апреля 2020г.
В эпоху стремительного развития цифровых технологий неоспоримым фактом стало появление цифровой экономики в Российской Федерации. Государственная политика в отношении науки, как двигатель инновационного развития, направлена на популяризацию новых продуктов, технологий, а также распознавание технологических коридоров перехода к цифровой экономике с целью модернизации национальной экономической системы. На сегодняшнем этапе развития цифровых технологий, одной из главных тенденций проявилась тенденция роста количества, качества и многообразия взаимосвязей между организациями, гражданами и социально-экономическими системами.
Как утверждает Оксфордский словарь, цифровая экономика – это многосложная, многоаспектная система, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием Интернета. Данное объяснение дополняет формулировка Всемирного банка, определяющее цифровую экономику как «систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий».
Таким образом, цифровую экономику можно рассматривать с нескольких ракурсов: с широкой точки зрения, как отдельный институт со своей культурой, своими связями, законами, взаимодействиями, субъектами, объектами, и с узкой точки зрения, как систему, ориентированную на цифровизацию и систематизацию направлений экономики.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Процесс институционализации предполагает создание нового института с новой системой ценностей и социальных норм, экономическими законами и управленческой концепцией. Из чего следует, что институционализация цифровой экономики, предполагает принятие государственных решений и постановлений, создание институтов направленных на развитие цифровой экономики, а также на развитие и регулирование взаимодействий субъектов, параметров хозяйственной среды в изменяющихся условиях.
В Программе «Цифровая экономика» обозначены следующие основные цели цифровой экономики:
– рост включенности граждан и хозяйствующих субъектов в работу в цифровом пространстве;
– создание инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов в цифровом пространстве;
– образование устойчивых цифровых экосистем для хозяйствующих субъектов;
– снижение издержек хозяйствующих субъектов и граждан при взаимодействии с государством и между собой;
– повышение конкурентоспособности экономики, хозяйствующих субъектов и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества.
Все вышеперечисленные цели еще раз приводят нас к выводу, о том, что цифровую экономику можно отнести к отдельному институту, имеющему свою инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействия субъектов в цифровом пространстве, имеющие свои нормы, законы и управленческие концепции.
Одним из условий стабильной работы цифровой экономики выступает формирование цифровой среды и ее доступность для всех субъектов. Доступная цифровая среда будет способствовать эффективному процессу создания, распространения, обмена бизнес-идеями и продвижению реализованных бизнес-идей.
Взаимодействие субъектов в цэ на разных уровнях
Представленная модель отражает четыре уровня взаимодействия субъектов:
Субъектом институционализации цифровой экономики выступает социальная общность, имеющая совместный интерес и стремление к его реализации. Объектом институционализации цифровой экономики является круг проблем, фактов, явлений, затрагивающих интересы тех или иных социальных групп или общества в целом.
Итак, выделим характерные признаки институционализации:
− в основе институционализации лежит процесс согласования интересов;
− обеспечивается необходимая мера подчинения индивидуальных интересов групповым или общественным, происходит их деиндивидуализация;
− в процессе институционализации интересов социальные практики становятся регулярными, долговременными и обрастают признаками института;
− институционализация интересов обусловливает образование набора норм и правил, задающих контекст существования и взаимодействия субъектов;
− институционализация интересов связывает (интегрирует) социальное поведение носителей интересов, обеспечивает соответствие реальным ожиданиям и развивает
силу социального действия (приближение функций институтов реальным интересам);
− институционализация интересов сопровождается созданием организаций и учреждений, обеспечивающих устойчивость функционирования соответствующего института, управление и контроль его деятельности.
Одним из критериев степени завершенности процесса институционализации цифровой экономики может
служить массовое релевантное поведение носителей интересов в соответствии
с институциональными образцами поведения.
Цифровая экономика представляет собой динамично развивающуюся форму ведения хозяйственной деятельности информационного общества. Она повсеместно проникает и занимает уверенные позиции в реальном секторе экономики. Цифровая экономика стремительно меняют привычные формы и методы ведения хозяйственной жизни по всему миру.
Список литературы
1. Васильева, Т. В. Мобильная коммерция: прошлое, настоящее, будущее: монография / Т. В. Васильева.
– СПб.: Изд-во Инновационно-маркетингового центра «Наука высшей школы – Санкт- Петербургу», 2017. – 145 с.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Т. В. Васильева Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Россия
3. На правах рукописи Матюгина Э.Г. Институализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики 08. 00. 01 – Экономическая теория Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Томск – 2009.
4. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т.3. № 157. С. 17—20.
5. В. Н. Киселев. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации//Инновации, № 4, 2010.
6. Инновации №4 (138) 2010 Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации В.Н. Киселев, заведующий отделом исследований международной научной и инновационной политики Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки Российской Федерации.