02 марта 2016г.
Ландшафтная архитектура как объект исследования, проектирования и реального строительства за свою историю претерпела ряд качественных изменений, связанных с объективными и субъективными моментами.
Первоначально ландшафтная архитектура формировалась как садово-парковое искусство (участки дворцов, частных усадеб, монастырей) и как элемент градостроительного искусства (площади и целые города античности).
В начале 20-го века, во времена индустриализации основное внимание уделялось благоустройству городских территорий, строительству парков культуры и отдыха, стадионов, озеленению скверов, бульваров, т.е. реализации представлений о здоровом коллективном образе быта, отдыха трудящихся.
В середине и конце 20-го века в отечественном градостроительстве внедрялись принципы ступенчатого (а иногда - стандартно-избирательного)построения системы общественного обслуживания, что, в свою очередь, влияло и на формирование сети объектов ландшафтной архитектуры. Наряду с многофункциональными появились специализированные объекты ландшафтной архитектуры (выставочные комплексы, детские парки, развлекательные центры и т.п.), а также крупные природно-рекреационные зоны, этнографические музеи«под открытым небом».Ландшафтное строительство тесно увязывается с потребностями туризма: воссоздаются исторические парки, сады монастырей. В теории ландшафтоведения отмечается внимание экологическим условиям.
В наступившем 21-ом веке в основном используется накопленный ранее практический и теоретический опыт. В теории, к сожалению, часто происходит подмена понятий. Например, вопросы экологии [8]или дизайнерской эстетики [1]начинают вытеснять традиционные проблемы ландшафтной архитектуры, как составной части градостроительства. Уместно напомнить высказывание признанных ландшафтных архитекторов о том, что уже «..в генеральной плане (города – прим. автора) намечается характер общей пространственной концепции, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафта…»[7]. Идею совместной ландшафтно-градостроительной организации разделяют многие исследователи[4],[5],[14]. Другие - отдают предпочтение пейзажно-дизайнерскому направлению.
Поскольку терминология является квинтэссенцией любой теории, кратко проанализируем существующие в специальной литературе определения понятия «ландшафтная архитектура».
Первое направление – выбор одного-двух базовых качеств. В работе [11] ландшафтная архитектура определяется как «…искусство формирования гармоничной среды…, включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство…». В[1], [5],[9] ландшафтная архитектура также относится к искусству, поскольку (по мнению авторов) ландшафтная архитектура является развитием садово-паркового искусства, своеобразие которого заключается лишь в использовании живого природного материала. В [8]ландшафтная архитектура (для которой автор вводит термин «природный каркас») имеет цель – «…обеспечение охраны и рациональное использование природных ресурсов…». Имеются предложения по сочетанию
Экологических и эстетических задач. Так, в [13] главные цели - «…преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства».Синтез эколого- градостроительных и эстетических требований предлагается в [14].
Второе направление –учет трѐх качеств –функциональных, эстетических, технико-экономических (И.О. Боговая., В.А. Горохов О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский, и др.). Однако, если функциональные и эстетические требования авторами понимаются достаточно идентично, т.е. как содействие ландшафтными средствами основному функциональному назначению территории, или как формирование архитектурно-ландшафтной композиция по законам пейзажа, с учѐтом физиологии и психологии восприятия, то учѐт технико-экономических требований трактуется авторами по-разному. В градостроительстве аналогом архитектурно-технического может служить архитектурно-планировочная структура, с таким типичным выразителем как улично-дорожная сеть. Во- вторых, в градостроительстве гораздо более важными, чем технико-экономические являются социально- экономические, демографические, экологические, климатические условия, а также условия безопасности, доступности и другие, которые влияют на формирование объектов ландшафтной архитектуры.
В целом, второе направление является более продуктивным, способствует конкретизации понятий«ландшафта» и «пейзажа»), устранению путаницы в уровнях организации, в иерархии и детализации объектов, в определении стадий проектирования, места дизайн-проекта.
Нами предлагается следующее рабочее определение:
Ландшафтная архитектура – составная часть отрасли градостроительства, которая, активно использует природно-пространственные компоненты (рельеф, растительность, акватории) в процессе гармонизации взаимосвязи функциональных (санитарно-гигиенических и социальных), структурно-планировочных и композиционных (эстетических, художественных) требований, а также разнообразные условия для совершенствования среды обитания.
Ключом к системной реализации ландшафтно-градостроительного подхода могло бы стать высказывание[4] о том, что ландшафтной архитектуре, в равной мере как и к архитектуре в целом, относится гениальное высказывание римского теоретика Марка Витрувия о триаде качеств «польза+прочность+красота».
В градостроительной отрасли требуется лишь адаптация триады, например, «функция (Ф)+ структура (С)+ композиция (К)». В этом случае:
функциональные требования – являются определяющими для любого объекта ландшафтной архитектуры. Здесь и санитарно-гигиенический, психологический комфорт и социальное назначение (культурное, рекреационное, бытовое). При этом роль самого ландшафта в определении функции элемента градостроительной среды часто бывает решающей;
структурные требования – носителями которых являются функциональные связи (зон, единиц, центров), а указателем - планировочная структура (сеть улиц, дорог, бульваров). При этом, например, влияние рельефа территории на композицию функционально-планировочной структуры объекта градостроительства является существенным[3];
композиционные требования –уже частично учитываются в составе структурных требований. Требования участия в общей композиции городской среды компонентов ландшафта (рельефа, растительности, акватории) получают развитие в виде геопластики рельефа, при решении озеленения и обводнения по художественным принципам. Дополнительный учѐт условий, законов и возможностей зрительного восприятия позволяет увязать задачи архитектурного ландшафта и пейзажа.
В реальном развитии градостроительной среды существуют проблемы разновременного, разнокачественного фрагментарного архитектурно-ландшафтного формирования территории районов, зон, центров, участков зданий. Поэтому в ландшафтном проектировании целесообразно выделить три уровня научного и проектного анализа с нарастающим количеством учтѐнных вышеперечисленных требований:
Уровень благоустройства территории (Ф). На данном низшем уровне организации учитываются в основном функциональные требования. При модернизации территории с появлением новых или расширении существующих площадок, при прокладке подъездов возможен локальный учѐт структурно-планировочных требований. Нормируемый комплекс элементов благоустройства муниципальных образований содержится в [10].
Уровень ландшафтно-планировочной структуры (Ф+С) включает учет функциональных плюс структурно-планировочных требований при организации природно- ландшафтных и урбанизированных зон – от территории РФ в целом – до муниципального образования. Стадии градостроительной деятельности и территориального планирования содержатся в [6], а детализация правил и регламентов землепользования, застройки - в [12].К сожалению, отсутствие специального раздела по ландшафтной архитектуре является недостатком данного нормативного документа.
Уровень ландшафтно-пространственной композиции (Ф+С+К) является высшим уровнем организации ландшафта, включающим вопросы пейзажа, визуально-эстетические задачи. Нормативные документы по данному уровню организации практически отсутствуют, а специальная литература (монографии, пособия), как это было нами показано выше, содержат разные взгляды, принципы, подходы.
Коротко о ландшафтном дизайне. Любой дизайн решает задачи художественного конструирования с учѐтом эстетических требований, корректируя иногда функциональные качества предметной среды. Поэтому дизайн-проект может участвовать на любом из трѐх уровней организации ландшафтной архитектуры, но исключительно фрагментарно, например, для малого сада, комплекса малых форм, цветников или, например, дизайн-проект доступной среды.
Пример использования единого оценочного аппарата для трѐх уровней организации ландшафта на примере рельефа содержится в модульном методе [2]. Перспективным считаем метод ландшафтного анализа, предполагающий разработку динамических моделей ландшафтного зонирования [14]. Появляющиеся на рынке ландшафтных услуг разрозненные программные продукты автоматизированного проектирования составляющих благоустройства (вертикальная планировка, зонирование территории, разбивочные и посадочные чертежи и др.) подчѐркивают важность взаимосвязи уровней организации объектов ландшафтной архитектуры.
В заключение можно отметить, что для достижения окончательной методологии архитектурно- ландшафтного анализа и проектирования потребуется пройти путь сопоставимой формализации задач и параметров для всех трѐх нарастающих по сложности уровней организации: а) путѐм определения перечня факторов, принятия типологии объектов ландшафтной архитектуры; б) путѐм изучения взаимовлияния и взаимозависимости функциональных, структурных и композиционных требований, набора оценочных критериев, показателей оценки;в) путѐм пополнения знаний о допустимых процедурах оперирования с объектами и их модульной, динамичной и другими видами интерпретации для построения алгоритмов автоматизированного проектирования.
Список литературы
1. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учебное пособие/ под. Общ. Ред. Г.А. Потаева. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015.-320с.: цв.ил.-(Высшее образование. Бакалавриат).
2. Базилевич А.М. Системный анализ природного пространства в градостроительстве. Новосибирск. Известия вузов. Строительство и архитектура 1982, 3
3. Бочаров Ю.П., Базилевич А.М. Модуль городских коммуникаций как элемент композиции.: сб.: Архитектурная композиция. Современные проблемы. М. Стройиздат. 1970г.
4. Вергунов А.П. и др. Ландшафтное проектирование. –М. высш. школа - 1991г.
5. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: Учебник. 2-е изд., стер.- СПб.: Издательство «Лань», 2012.-344с.: ил.-(Учебники для вузов.специальная литература).
6. Градостроительный кодекс РФ (ГрК2015)(с изменениями на 31 декабря 2014 года) (Редакция, действующая с 1 апреля 2015 года) http://docs.cntd.ru/document/gradostroitelnyj-kodeks-rf-grk-rf
7. Залесская Л.С., Микулина Е.А. Ландшафтная архитектура, изд.2.–М 2009.
8. Краснощекова Н. С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов. Учебное пособие для вузов –М.: «Архитектура»-с, 2010.
9. Кукушин В.С., Кружилин С.Н. Ландшафтная архитектура. Учебное пособие (дисциплина 250203) -Ростов н/Д: Феникс,2010
10. Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий образований. (С измен. и доп. Согласно приказу Мин. Стр-ва и ж-ком х-ва РФ от 17.03.2014г №100/пр). Утв. Приказом Мин. Регионального развития РФ от 27 декабря 2011г № 613.
11. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие, 2- е изд., испр. И доп.- СПб: Питер,2011-192с.;ил.
12. СП 42 13330-2011 СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка застройка городских и сельских поселений –М.1994 и
13. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура .Учебное пособие для ВУЗ-ов М., 4 изд. ОНИКС, 2007. – 87с.:ил.
14. Хромов Ю.Б. Ландшафтная архитектура городов Сибири и Европейского Севера.- Л.: Стройиздат Ленингр. отд-ние, 1987.200с., ил.