Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

Множество существующих проектов, выполняемых архитекторами и дизайнерами, находятся в сфере идейного представления, часто не имея ничего общего с возможностью их реального воплощения. Такое проектирование носит название концептуального, виртуального (Рисунок 1). Чаще всего востребованность концептуальность проектов ограничивается участием в разнообразных конкурсах, выставках, биеннале, что и является целью появления таких работ. Сформулированное теоретиком архитектуры Витрувием, выражение трех принципов архитектурной деятельности «прочность – польза - красота» в этом случае перестает быть основой профессиональной культуры архитектора, базисом для теоретического и практического развития профессии. В нем каждый из компонентов равноценен друг другу и не имеет приоритета, что и определяет целостный и гармоничный образ архитектурного произведения. В случае с концептуальными объектами архитектуры направленность их на будущее развитие социокультурной, информационно-технической и технологической баз в мировом сообществе должна определять их жизнеспособность и творческий потенциал.

Таким образом, архитектура концептуального характера должна иметь основополагающую цель, направленную на использование и применение новых технологий в инженерии и строительстве, а также служить толчком к развитию таковых. Иначе деятельность архитектора перестает быть созидательной и преобразовательной, социокультурной и действенной. Часто в истории возникновения различных концепций был аспект их некой утопичности, но, несмотря на это, некоторые из них имели тот потенциал развития, который уже сегодня имеет возможность воплощения в жизнь.

Изначально архитектурные концепции, которые не были воплощены в жизнь, но составляют довольно большой пласт архитектуры Советской России, принадлежали известнейшим архитекторам, градостроителям и дизайнерам, таким как  Яков Чернихов, Иван Леонидов, Константин Мельников, Моисей Гинзбург, Леонид Веснин, Владимир Татлин и др. Не случайно идеи русских конструктивистов и супрематистов легли в основу формальных поисков во время становления архитектурного бюро  «ОМА». Один из еѐ организаторов, Рэм Кулхаас, посетив Советский Союз в 80-е годы XX века для изучения чертежей и проектов русского конструктивизма, построил свою проектную стратегию на заимствовании эстетики «напряженного пространства» Ивана Леонидова. Выражение своих идей по устройству общественной жизни, формально- эстетических символов они продвигали в том, что мы сегодня называем «бумажная архитектура». Действительно, отечественная индустрия 20-х, 30-х годов XX века, кроме отраслей, направленных на непосредственное выживание и защиту страны, полностью остановилась. Архитектурная деятельность формировалась в весьма своеобразных условиях, отличающихся от условий, характерных тогда для других развитых стран Европы и Америки.

Появление «бумажной архитектуры» связывают с венецианским  архитектором, рисовальщиком  и гравером, работавшим в середине XVIII в. в Риме, Дж.-Б. Пиранези. В дальнейшем это направление обрело новые формы и вышло в свет как проявление постмодернистских настроений в работах Александра Бродского, Ильи Уткина, Михаила Белова и Максима Харитонова. Реализация их идей как архитектурных объектов не предусматривалась, поэтому архитекторы решали только художественно-формальную сторону своих произведений, отчасти выражая их графическими символами.

И здесь, видимо, следует провести границы различающие движения «бумажной архитектуры» и концептуального проектирования. По видимому, концептуальность предусматривает связь с окружающим миром, имеет тенденцию быть сформированной через энное количество времени. Концепт всегда формируется на основе аналитической работы, оценки окружающего мира, поиска сомасштабности существующему контексту среды. С позиций архитектурного проектирования это является не чем иным, как предпроектным исследованием, то есть предпосылкой реального существования выработанных идей. Аккумуляция архитектурного замысла в течение времени является основой многих идей архитектора Седрика Прайса. Многие постулаты современности – временность, мобильность, доступность, вариабельность, выработаны им в 60-е, 70-е годы прошлого столетия в проектах «Fun palace», «Inter-Action Art Centre», «Potteries Thinkbelt».

Поэтому следует рассматривать концептуальное начало в архитектуре как фактор качественной составляющей аналитической работы и переосмысления процесса жизнедеятельности человека и общества. Нельзя, чтобы поиск новых идей осуществлялся только ради поиска; в архитектуре превалирует не изобразительное, а созидательное начало. В этом еѐ основное предназначение.

Безусловно, в мире существует множество примеров сочетания концептуальности и предметности (музей Гуггенхейма в Бильбао Френка Гери, Художественный музей Граца в Австрии Питера Кука и др.). Все они были получены как результат анализа и интерпретации широкого круга задач, после которых следует этап синтеза материала, накопленного в ходе творческого поиска. В этом и заключается та концептуальная категория, которой называется «творческий метод архитектора». Использование виртуальных моделей с применением компьютерных технологий ускоряет этот процесс в разы, но не позволяет процессу архитектурного проектирования превращаться исключительно в манипулирование с формами и пространством.

Стратегия развития архитектурной науки сегодня во многом определяется учебным процессом будущих специалистов. Обучение адекватному сочетанию традиций архитектурных школ и современным тенденциям в проектировании является главнейшей социокультурной задачей в подготовке архитектора, как носителя определенной системы ценностей. Архитектор, являясь профессионалом в создании предметно – пространственной среды, несет особую социальную ответственность за выполняемую работу. Именно поэтому ход учебного процесса должен давать полное представление о конечном результате архитектурного проекта как воплощении концепт – идеи.

Таким образом, все стадии учебного проекта представляются завершенными, когда помимо концептуально смоделированной идеи имеются этапы воплощения еѐ в жизнь. В противном случае то, что в действительности означает фраза «концептуальная архитектура» как «фактическая», теряет всякий смысл, превращается в творчество художественного характера.

Этапом концептуальных поисков могут быть как идеи отдельных объектов, так и градоформирующих факторов (Рисунок 2). На примере агломерации города и прилегающих к нему территорий, учебным заданием ставилась задача формирования жилого района города и многоквартирного жилья будущего. Комплексное решение таких задач определяло единство проектируемых уровней и давало возможность получения единой концепции от городской среды до жилой квартиры. Во многом учебный проект являлся фантазийным, и полученный образ стал идеей–антиподом существующим городским территориям. Рефлексивный этап выражался в проектных стадиях, что дало возможность выражать их профессиональным графическим языком (Рисунок 3). Определение архитектурной концепции будущего развития города является чрезвычайным важным именно в той связи, которая устанавливает конечный результат не как серию картинок с виртуальной трехмерной модели, а как получение эскизной чертежной графики.

Приведенный подход может служить потенциальным способом для обеспечения, как вариантности, так и адекватности проектных решений.






Список литературы

1.     Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

2.     Техническая эстетика и дизайн: Словарь. – М.: Академический Проект; Культура, 2012. – 356с.

3.     Шевченко А. Седрик Прайс: антиархитектор №1 // Русский журнал. [электронный ресурс] – Режим доступа

- URL: http://www.russ.ru/pole/Sedrik-Prajs-antiarhitektor-1

4.     Коротич А. В. Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. - №1. [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-kontseptualnoy-arhitektury-rossii