Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ П.К. ВАУЛИНА В ВОЗРОЖДЕНИИ РУССКОЙ КЕРАМИКИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2020г.

Огромная роль в становлении керамического искусства принадлежала мастерской, основанной в 1890-м году, в подмосковном имении С.И. Мамонтова. Абрамцево можно назвать родиной возрождения майолики и местом, где начался творческий путь Петра Кузьмича Ваулина – химика-технолога, приглашенного для организации технических вопросов производства.

П.К. Ваулин родился на Урале в селе Черемисское в 1870 году [1]. В 1888 получил от Земства стипендию в красноуфимскую сельскохозяйственную техническую школу, которую окончил в 1890 г. по классу керамики [2]. Изучал керамическую отрасль в России и Финляндии [3]. С 1890 по 1903 годы он являлся организатором и заведующим знаменитой гончарной мастерской «Абрамцево», где были созданы несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открыт забытый способ восстановительного обжига [4]. Здесь он творчески сблизился с Михаилом Александровичем Врубелем, одним из первых художников, серьезно увлеченных возможностями керамики.

Ко времени совместной работы М. Врубеля и П. Ваулина относятся керамическая маска ливийского льва, скульптуры Демона, печь-лежанка, майоликовые скульптуры «Египтянка», «Девушка в венке», «Снегурочка» и «Садко», камин «Микула Селянинович и Вольга» и другие [5]. Органичная форма, сложная моделировка и глубокие цвета – все это производит необыкновенное эмоциональное и декоративное впечатление от керамических работ в интерьере. Благодаря совместной работе П. Ваулина и М. Врубеля удалось гармонично соединить в произведениях пластическую форму, цвет и тонкий рисунок.

В середине 1906 года Петр Кузьмич переезжает в Петербург, где совместно с О.О. Гельдвейном и архитектором В.С. Карповичем организовывает собственное предприятие в поселке Кикерино. Глубокие профессиональные знания и уникальный художественный опыт абрамцевского периода позволили мастеру предаться поискам собственного декоративного языка керамики, решать художественные задачи и организовывать практическую деятельность мастерской. Вместе с Ваулиным здесь начинают работать виднейшие художники того времени В.Э. Борисов-Мусатов, Н.В. Васильев, Н. Лансере, А.М. Матвеев, Р.Ф. Мельцер, С.В. Чехонин и Н.К. Рерих [6].

Особенно стоит отметить эксперименты по созданию керамической палитры. В своей работе П.К. Ваулин успешно применял не только традиционные окислительные глазури, но и сложные техники – кракле, восстановительный обжиг, люстровые и авантюриновые глазури [7]. Мастер отдавал предпочтение ручной росписи изделий – глазурь наносилась кистью по рельефу или гладкой поверхности предметов.

Керамические произведения мастера всегда отличались сложными колористическими решениями, стилистической новизной и разнообразием, а также ручной техникой изготовления.

Среди наиболее известных работ Петра Кузьмича Ваулина – керамические панно для Ярославского вокзала и Третьяковской галереи в Москве, декорирование Кронштадтского собора в Петербурге, образа Спаса для церкви в Шлиссельбурге, майолика для Воскресенского женского монастыря, наружные стены Тверского собора, иконостас церкви Святого Пантелеймона в Пятигорске, порталы для дворца Эмира Бухарского в Железноводске, облицовка дома Волжско-Камского банка в Ростове-на-Дону, наружные иконы и фасады посольских церквей в Бухаресте и Софии [8]. Таким образом, художником- керамистом были созданы произведения не только для двух столичных центров, но и для многих городов России, а также для Румынии и Болгарии.

Творческая деятельность мастера декоративно-прикладного искусства Петра Кузьмича Ваулина имела огромное значение в возрождении художественной керамики на рубеже веков, он заново открыл керамику как материал, таящий в себе огромные художественные возможности. Работы Ваулина можно отнести к классическому стилю архитектуры, модерну и неорусскому направлению. Он сумел органично совместить обращение к стилистике предыдущих эпох – исламскому искусству, ренессансу, русской национальной традиции, барокко, классицизму – с доминировавшим в искусстве конца XIX – начала XX в. модерном и стать одним из ведущих производителей художественной майолики этого времени.

Как писал сам Ваулин в одном из исследований: «В производстве художественной майолики, доминирующее значение имеет художник. Передать верную гамму красок, тонкую изящную линию рисунка может только художник, чуткий ко всему прекрасному и имеющий в распоряжении все средства и все усовершенствования, которыми обладает современная майоликовая техника. Только своею приспособленностью к художественным задачам, только своей эластичностью в области зодчества, майолика, как материал, приобретает свою ценность. <…> керамика легко поддается самому сложному пластическому оформлению» [9].

Свой вклад Петр Кузьмич Ваулин внес и в развитие профессионального образования в России. Технологические и художественные проблемы мозаики и керамики, а также достижения иностранных и отечественных деятелей искусства этих областей в 1900-1910-х годах освящались на страницах журналов «Керамическое обозрение» и «Зодчий». П.К. Ваулин посвятил много времени изучению секретов керамического производства и активно публиковался на станицах указанных периодических изданий.

Благодаря многогранной деятельности П.К. Ваулина керамика, считавшаяся прикладным ремеслом, поднялась до уровня подлинного искусства. Индивидуальный стиль мастера полностью отражает национально-романтический характер искусства эпохи модерн. Многочисленные художественно- технологические эксперименты в области керамики способствовали мощному развитию новых направлений в декоративном искусстве. Керамика получила возможность выйти в архитектуру благодаря эстетическому преображению пространства с помощью полихромной скульптуры и стремлению к синтезу искусств. П.К. Ваулин внес огромный вклад в возрождение декоративного искусства и становления творческого мировоззрения других профессиональных художников, работавших в области керамики и скульптуры.

 

Примечания

 

1.        Ваулин П.К. Мое жизнеописание. ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. Оп. 1. Д. 30. Л.1.

2.        ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. О.1. Д.31. Свидетельство об окончании Красноуфимской сельскохозяйственной школы. Подлинник.

3.        Литвинова Ж. П. Искусство вечных красок: уроки творчества художника-керамиста П.К. Ваулина // Строительство и архитектура Ленинграда. 1976. №8. С. 38.

4.        Процесс, основанный на химической реакции под воздействием огня и давления в печи обратного превращения оксидов, из которых состоят глазури, в металлы, что позволило добиваться потрясающих художественных эффектов в майолике.

5.        См.: Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М.: ООО Издательство Жираф,2000. С. 139-140.

6.        Литвинова Ж. П. Указ. Соч. С. 40.

7.        Носкова Е.В. Творческое сотрудничество М.А. Врубеля и П.К. Ваулина в деле развития русской керамики эпохи модерн//Дом Бурганова. Пространство культуры, 2014, № 4. С. 135.

8.        Пруслина К.Н. Русская керамика конца XIX – начала XX веков. М.: Наука, 1974. С. 89-90.

9.        Ваулин П.К. Об улучшение керамического производства. ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. Оп. 1. Д. 20. Л. 8.

 

Список литературы

 

 

1.        Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М.: ООО Издательство Жираф,2000.

2.        Литвинова Ж. П. Искусство вечных красок: уроки творчества художника-керамиста П.К. Ваулина // Строительство и архитектура Ленинграда. 1976. №8.

3.        Носкова Е.В. Творческое сотрудничество М.А. Врубеля и П.К. Ваулина в деле развития русской керамики эпохи модерн//Дом Бурганова. Пространство культуры, 2014, № 4.

4.        Пастон Э. Абрамцево: искусство и жизнь. М.: Искусство,2003

5.        Пруслина К.Н. Русская керамика конца XIX – начала XX веков. М.: Наука, 1974.

6.        Фролов В.А. Особенности творческого почерка художника-керамиста П.К. Ваулина//К истории русского изобразительного искусства XVII-XX вв. СПб., 1993.

7.      ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. О.1. Д. 1-40.