Авиационная транспортная система (АТС) на сегодняшний день является сложной иерархической структурой, которая включает в себя разнообразные подсистемы и информационные уровни, основной задачей которой является обеспечение безопасных перевозок воздушным судном. Переоснащение гражданской авиации современными техническими средствами влечет за собой необходимость разработки новой концепции тренажерной подготовки пилотов.
Основной проблемой реализации системы управления процессом тренажерной подготовки является разработка математического описания тренажерных процедур.
Одним из основных элементов при разработке системы управления процессом тренажерной подготовки является задача выбора технологических параметров тренажерных процедур.
Особенностью реализации системы управления технологическими параметрами процесса тренажерной подготовки являются предъявляемые к получаемому результату требования по качеству. Системы регулирования процесса тренажерной подготовки, которые основаны на существующем управлении технологическими параметрами, могут обеспечить необходимые показатели качества обучения на выходе. Но, если происходит повышение требований к показателям качества обучения, то и возрастает количество проблем, которые напрямую связаны с проектированием системы управления процессом тренажерной подготовки.
Чтобы решить данные проблемы, необходимо использовать алгоритмические системы управления. Используя идеологию построения схемы синтеза управляющего воздействия на тренажерную процедуру, которая представлена на Рисунке 1, удается получить пилота, удовлетворяющего поставленным требованиям по качеству подготовки. Но данная структура не лишена недостатков. Одним из главных недостатков является уменьшение быстродействия системы в целом.
Обеспечение требуемого качества подготовки пилотов и курсантов напрямую связано с проблематикой выбора технологических режимов и параметров процесса тренажерной подготовки. Осуществлять выбор параметров и режимов предполагается при помощи преподавателя, который будет руководствоваться математическим описанием тренажерных процедур.
Качественные характеристики уровня подготовки пилота можно описать с помощью следующей математической модели:
Вектор W необходим для учета параметров внешней среды, которые не подлежат контролю, но подлежат измерению.
На вектор S налагаются ограничения, которые основаны на психофизиологических особенностях процесса обучения, описывающиеся следующим неравенством:
Список литературы
1. Бесекерский В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования — М.: Наука, 1975. – 767 Ивахненко А. Г. Самообучающиеся системы распознавания и автоматического управления - Киев: Наукова Думка, 1969. - 392 с.
2. Елисеев Б. П., Елисов Л. Н. Системотехническое управление образовательными комплексами: монография.- М.: МГТУ ГА, 2012.
3. Елисов Л. Н. Качество профессиональной подготовки авиационного персонала и безопасность воздушного транспорта: монография. – М.: ИЦППС, 2006.
4. Ивахненко А. Г., Юрачковский Ю. П. Моделирование сложных систем по экспериментальным данным - М.: Сов. Радио, 1987. - 120 с.
5. Ивахненко А. Г. Индуктивный метод самоорганизации моделей сложных систем - Киев: Наукова Думка, 1982. - 296 с.
6. Меденков А. А., Рысакова С. Л. Человек в УВД // Проблемы безопасности полетов. – 2012.
7. Полтавец В. А. Исследование опасных ошибок экипажа по работе с системами самолета и предотвращение их конструктивными мерами // Проблемы безопасности полетов. - 2008. - № 4.
8. Эндрю П. Сейдж, Джеймс Л. Мелса. Идентификация систем управления – М.: Наука, 1974. - 248 с.
9. Эндрю П. Сейдж, Джеймс Л. Мелса. Идентификация систем управления - М.: Наука, 1974. - 248 с.
10. Яновский Ф. И., Фишман Б. Е. О тенденциях развития бортовых радиотехнических средств обеспечения безопасности полетов. Теория и практика функционального использования и эксплуатации радиоэлектронных систем гражданской авиации: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МИИГА, 2006.