Нефтегазовая отрасль отличается широким спектром технологического оборудования, которое эксплуатируется в условиях агрессивной среды (высокая коррозионная активность, высокие температура и давление, наличие переменных температурных деформаций, воздействие химических элементов, а также внешние механические влияния и др.). Достигнув критического уровня повреждения, появившиеся в результате процесса эксплуатации, приводят к нарушению работоспособного состояния оборудования и, следовательно, к его отказу. Актуальной проблемой эксплуатации оборудования нефтегазового комплекса является прогнозирование появления и развития дефектов, влекущих за собой техногенные катастрофы.
Для решения этой проблемы необходимо применение новых подходов, направленных на прогнозирование безопасности и надежности, а также эффективные методики, снижающие потенциальные риски и негативные последствия отказов. Одним из таких методов является анализ видов и последствий потенциальных отказов (Failure Mode and Effect Analysis-FMEA).
На сегодняшний день FMEA-анализ один из инструментов позволяющий количественно оценить коэффициент риска.
Прогнозирование дефектов и отказов, анализ исходов и предупреждение их появления является основной задачей этого метода. Метод FMEA позволяет выявить потенциальные несоответствия, их причины и последствия, оценить риск их появления и принять меры для устранения или снижения вероятности их появления.
Ниже приводится пример практического применения методики для анализа рисков, оценке эксплуатационной надежности оборудования и систем нефтегазового комплекса. FMEA-анализ включает несколько этапов.
На начальном этапе применения методики предполагается комплексное изучение оборудования. Проводится компонентный, структурный и функциональный анализ. На основе полученных данных анализируются все особенности оборудования относительно требований технической документации.
При дальнейшем исследовании составляется перечень всех потенциальных несоответствий для исследуемого оборудования и их последствия. Для каждого последствия определяют коэффициент, учитывающий тяжесть отказов - S. В Табл.1 приведены критерии значимости с указанием баллов коэффициентов последствий.
Таблица 1
Шкала значимости (последствия) (S) риска
|
Последствие |
Значение последствия отказа |
Коэффициент S |
|
Очень незначительное |
Отказы и дефекты не влияют на эксплуатационные показатели |
1-2 |
|
Незначительное |
Дефекты подлежат ремонту и легкоустранимые |
3-4 |
|
Значительное |
Отказы вызывают постепенную потерю безопасности и снижение эксплуатационных характеристик |
5-6 |
|
Критическое |
Дефекты способны вызвать аварии |
7-8 |
|
Катастрофическое |
Отказ угрожает безопасности (опасность для жизни и здоровья людей) и противоречит законодательным |
9-10 |
На втором этапе проведения FMEA-анализа определяются потенциальные причины для каждого из возможных несоответствий.
Для каждой потенциальной причины определяют коэффициент учитывающий вероятность возникновения отказа - О. При этом проводится экспертная оценка частоты появления данной причины. Коэффициент изменяется от 1 (очень редкие дефекты) до 10 (постоянно возникающие дефекты) и приведен в Табл.2.
Таблица 2
Шкала прогнозируемой вероятности возникновения дефекта (O)
|
Вероятность риска |
Критерий возникновения дефекта |
Коэффициент О |
|
Очень низкая |
Риск появления дефекта маловероятен. Вероятность близка к нулю. |
1-2 |
|
Низкая |
Очень незначительная вероятность. |
3-4 |
|
Средняя |
Средняя вероятность. |
5-6 |
|
Высокая |
Конструкция оборудования соответствует проектам, при применении которых в прошлом имело место большое количество отказов. |
7-8 |
|
Очень высокая |
Появление дефекта неизбежно. |
9-10 |
Для каждого дефекта и каждой отдельной причины его появления определяют коэффициент, учитывающий вероятность обнаружения отказа до появления его последствий или вероятность пропуска отказа – D.
Количественная оценка коэффициента D производится по шкале оценки вероятности обнаружения представленной в Табл.3.
Таблица 3
Шкала вероятности обнаружения риска (D)
|
Вероятность обнаружения |
Вероятность обнаружения несоответствий на основе предусматривающих операций контроля |
Коэффициент D |
|
Очень низкая |
Возникающие отказы выявить нельзя (нет доступа либо возможности для контроля). «Скрытый дефект». |
10 |
|
Низкая |
Выявление возникающих отказов затруднительно/технологические проверки неэффективны |
8-9 |
|
Средняя |
Отказы сложно идентифицировать при контроле и испытаниях |
7-6 |
|
Умеренная |
Выявление несоответствий маловероятно |
5-4 |
|
Высокая |
Идентифицировать отказы легко. |
3 |
|
Гарантированная |
Возникающие отказы явно распознаются (вероятность обнаружения >95%) |
1 |
На основе рассчитанных коэффициентов определяют коэффициент риска (приоритетное число риска, ПЧР):
ПЧР=S*O*D, (1)
где S – тяжесть последствий отказов для каждого несоответствия; О – вероятность появления отказа;
D – вероятность обнаружения дефектов до появления его последствий или вероятность пропуска отказа. В соответствии с ГОСТ критическая граница для коэффициента риска:
ПЧРкр 100÷125.
На следующем этапе происходит ранжирование дефектов и отказов, для которых ПЧР превышает критическую границу и для которых корректирующие действия разрабатываются в первую очередь.
Таким образом, по итогам анализа происходит разработка технических (конструктивно-технологических) решений направленных на предотвращение последствий отказов, минимизацию вероятности выявленных потенциальных (появления) отказов, путем совершенствования конструкции, правил эксплуатации, систем технического обслуживания и ремонта, совершенствования методов контроля качества и введению специальных мер по предупреждению, выявлению и устранению дефектов и т.д.
Заключительным этапом является составление протокола, в котором отражаются основные результаты проведенного FMEA-анализа. Пример приведен в Табл.4.
Инструмент FMEA является эффективным методом оценки влияния последствий предлагаемых дефектов. Он выступает в качестве важного критерия при прогнозировании надежности оборудования нефтегазового комплекса на всех стадиях жизненного цикла (проектирование, монтаж, эксплуатация) и позволяет учесть особенности конструкции при проведении таких технологических процессах, как подготовительные, сварочные, изоляционно-укладочные работы.
В заключении можно добавить, что при проведении анализа FMEA оборудования нефтегазового комплекса можно достичь сразу нескольких положительных результатов: получить более отказоустойчивую систему с высокую надежность и повышенной работоспособность, достичь более высокой степень защиты от техногенных катастроф и снизить общие затраты на устранение последствий.
Таблица 4
Пример протокола FMEA-анализ оборудования нефтегазового комплекса
|
Вид потенциального дефекта/отказа |
Последствие потенциального дефекта/отказа |
S |
Потенциальная причина дефекта/отказа |
O |
Первоначальные меры контроля дефектов |
D |
ПЧР |
|
Коррозионные и стресс-коррозионные повреждения оборудования: питинг, коррозии, эрозии. |
Способность оборудования к выполнению своих функций сохраняется, но при этом снижается их эффективность. Потеря прочности оборудования. |
5 |
Повышенная влажность и агрессивность окружающей среды, высокая кислотность pH,колебания температуры. |
5 |
Методы технической диагностики оборудования, визуальный контроль |
7 |
175 |
|
Отслоение изоляционного покрытия, низкое |
|
Вид потенциального дефекта/отказа |
Последствие потенциального дефекта/отказа |
S |
Потенциальная причина дефекта/отказа |
O |
Первоначальные меры контроля дефектов |
D |
ПЧР |
|
|
|
|
качество изоляционного покрытия. |
|
|
|
|
|
Потери металла |
|||||||
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Список литературы
1. Петровский Э.А. Получение модели прогнозирования скорости внутренней коррозии технических трубопроводов, методом математического планирования эксперимента/Э.А. Петровский, Казанцева А.В.// Интеграл.- 2012.- № 6. - С. 28-29.
2. Петровский Э.А. Повышение эффективности корректирующих и предупреждающих действий с применением модели управления качеством процессов предприятия/Э.А. Петровский, Казанцева А.В.// Инновации и инвестиции.-2012.-№4.-С.41.