За время реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы
«Модернизация транспортной системы России (2002-2012 годы)» была проведена значительная работа по приведению существующей федеральной сети в нормативное состояние. Тем не менее, в настоящее время многие участки дорожной сети нашей страны нуждается в ремонте, либо в капитальном ремонте, либо требуют реконструкции. Учитывая, что для проведения ремонтов требуются очень большие финансовые средства, а их, как правило, недостаточно, остро встает вопрос [1] о строительстве автомобильных дорог более качественными материалами и с учетом постоянно увеличивающейся нагрузки.
На данный период времени это один из наиболее актуальных вопросов в дорожном строительстве. В условиях постоянно увеличивающегося потока автомашин, а в РФ по состоянию на 1 января 2013 года автопарк российских автомобилистов составил 50 млн 500 тысяч автомобилей, подавляющая часть из которых — легковые транспортные средства, однако рынок грузовых автомобилей, тоже не стоит на месте. Так, за последние 8 лет он вырос на 23 процента или на 5,7 млн автомобилей [3].
Исходя из того что автомобилей будет становиться все больше, хотя в условиях кризиса спрос на новые машины в 2015 году немного спал, это не решает проблемы автомобильных дорог РФ. Дороги очень сильно загружены. К примеру М-5 «Урал» при допустимой нагрузке в 7 тысяч машин по дороге проезжают 24 тысячи. Особенно напряженная ситуация складывается в Рязанской области, и возле Уфы [4]. Все это при узком неровном дорожном покрытие, и неприспособленной обочины.
Исходя из этого следует проектировать автомобильные дороги с необходимым запасом прочности и с учетом того что автопарк машин постоянно увеличивается.
На базе Автодорожного факультета РГАТУ имени П.А. Костычева нами был проведен анализ расчетов дорожной одежды для II технической категории в Рязанской области. Заданный уровень надежности Кн=0,95. Срок службы дорожной одежды Тсл – 15 лет. Грунт земляного полотна – суглинок тяжелый. Тип местности по условиям увлажнения – 3. Дорога находится в II дорожно-климатической зоне. Принимаем для расчета дорожной одежды расчетную нагрузку группы А1, характеризующуюся нормативной статической нагрузкой на ось 100 кН, нормативной статической нагрузкой на покрытие Qрасч=50 кН, удельное давление колеса на покрытие p=0,6 МПа, расчетный диаметр следа движущегося колеса Dд=37 см, неподвижного D=33 см.
Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности дорожной конструкции за срок службы определяется по формуле 1 [2];
Таблица 1
Расчетные характеристики материалов слоев дор. одежды
|
№ |
Материал слоя |
h слоя, см |
Расчет по допустимому упруг, прогибу , Е, МПа |
Расчет по усл. сдвигоустойчивости, Е, Па |
Расчет на растяжение при изгибе |
|||
|
Е, МПа |
Ro, МПа |
𝛼 |
m |
|||||
|
1 |
Асфальтобетон мелкозернистый, плотный на БНД марки 60/90 |
6 |
3200 |
1800 |
4500 |
9,8 |
5,2 |
5,5 |
|
2 |
Асфальтобетон крупнозернистый пористый на БНД марки 60/90 |
8 |
2000 |
1200 |
2800 |
8,0 |
5,9 |
4,3 |
|
3 |
Гравий укрепленный битумом |
17 |
700 |
700 |
700 |
- |
- |
- |
|
4 |
Гравийная смесь непрерывной грануметрией |
20 |
280 |
280 |
280 |
- |
- |
- |
|
5 |
Песчано-гравийная смесь |
25 |
250 |
250 |
250 |
- |
- |
- |
|
6 |
Суглинок |
- |
50 |
50 |
50 |
- |
- |
- |
В результате проведенного анализа расчета дорожной одежды, был выбран оптимальный вариант, подходящий для дорог II технической категории с учетом всех немаловажных факторов.
Список литературы
1. Методическое пособие по Регенерации дорожных одежд и покрытий при обеспечении жизненного цикла дороги. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ador.ru/data/files/docs/innovations_02.pdf (дата обращения 15.03.2015).
2. МОДН 2-2001 «Проектирование нежестких дорожных одежд» Межправительственный совет дорожников. Москва 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/10/10791/index.htm (дата обращения 18.03.2015).
3. Сколько автомобилей в России? [Электронный ресурс]. URL: http://skolkoru.ru/skolko-avtomobilej-v-rossii/ (дата обращения 20.03.2015).
4. Трасса М-5. [Электронный ресурс]. URL: http://topkarta.com/trassa/m5/ (дата обращения 22.03.2015).