Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ВЕЩЕСТВОМ АМЛОДИПИН НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2017г.

Современный фармацевтический рынок характеризуется неуклонным ростом  товарной номенклатуры, обусловленным в значительной степени регистрацией большого количества воспроизведенных препаратов - дженериков зарубежных и отечественных производителей. С одной стороны, это существенно расширяет возможности выбора необходимых лекарственных препаратов (ЛП) с учетом современных подходов к фармакотерапии различных патологических состояний, индивидуальных особенностей течения болезней, потребительских предпочтений конечных потребителей. С другой стороны, обращение на фармрынке множества лекарственных препаратов-синонимов, разнообразие производителей, лекарственных форм и дозировок создают трудности для функционирования социального комплекса

«Производитель – продукт – врач – провизор – потребитель». В связи с этим для медицинских и фармацевтических работников важным является знание ЛП как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показаний к применению, форм выпуска и других товароведческих ха- рактеристик, а также маркетинговый анализ рынка ЛП в целом [3].

Основная нагрузка по обеспечению населения ЛП приходится на региональную часть системы здравоохранения, одним из ключевых звеньев которой являются аптечные организации. При этом ассортиментная политика розничного сегмента фармрынка в большей степени определяется такими внешними факторами, как заболеваемость населения и уровень социально-экономического развития региона.

В ходе настоящего исследования был проведен анализ ассортимента предложений лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием (МНН) Амлодипин на фармацевтическом рынке Воронежской области.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области на 01.01.2016г., в структуре первичной заболеваемости населения по группам болезней преобладают болезни органов дыхания (40,4 % в расчете на 1000 человек населения) и болезни системы кровообращения (9,5 %). В то же время, выявленная структура смертности населения Воронежской области в разрезе нозологических групп указывает на то, что основными из них являются сердечно- сосудистые заболевания (ССЗ) [1]. В терапии ССЗ применяются многие классы ЛП, среди которых выделяются антагонисты кальция. Этот класс препаратов с успехом используется как в лечении больных с повышенным артериальным давлением, так и с ишемической болезнью сердца. Исследование специальной литературы, статистических отчетных данных позволило определить, что среди антагонистов кальция особое место занимают рецептурные препараты с действующим веществом Амлодипин, которые являются лидерами по назначению как кардиологами, так и терапевтами [2]. В этой связи, целью нашего исследования явился маркетинговый анализ сегмента ЛП с действующим веществом Амлодипин на региональном фармацевтическом рынке.

Исследование номенклатуры ЛП, их систематизация и последующий сравнительный анализ проводились на основе информационных данных, представленных в Государственном реестре лекарственных средств, и данных ежемесячного аналитического отчета Инфорум по Воронежской области за 01.10.2016г. - 01.11.2016г.

По результатам контент-анализа на 01.11.2016г. было выявлено, что фармацевтический рынок ЛП с МНН Амлодипин представлен препаратами с 31 различным торговым названием (базовая полнота ассортимента), выпускаемыми на рынок 48 отечественными и зарубежными производителями, зарегистрированными в 14 странах. Общий ассортимент предложений ЛП с МНН Амлодипин с учетом производителя, дозировки и фасовки составляет на рынке 578 ЛП различных торговых названий (ТН), что соответствует маркетинговой характеристике «базовая глубина ассортимента». Отметим, что критерий «лекарственная форма» не учитывался при исследовании глубины ассортимента, так как все ЛП с МНН Амлодипин производятся в виде таблеток. В структуре ассортимента по признаку происхождения преобладают отечественные ЛП – 73,2% (423 препарата), остальные 26,8% (155 препаратов) относятся к зарубежным ЛП (таблица 1).

Подробное изучение номенклатуры ЛП с МНН Амлодипин в разрезе стран-производителей показало, что в Министерстве здравоохранения  РФ зарегистрированы предложения 14 стран, среди них по количеству компаний-производителей исследуемых ЛП первое место принадлежит Индии (ЛП с МНН Амлодипин производят следующие компании: Микро Лабс Лимитед, Юник Фармасьютикал Лабораториз, Аджио Фармацевтикалз Лтд, Д-р Редди'с Лабораторис Лтд, Марвел ЛайфСайнсез Пвт. Лтд, Ипка Лабораториз Лимитед, Кадила Хэлткэр Лтд), второе - Германии (зарегистрированы 3 производителя: Пфайзер ГмбХ, Вёрваг Фарма ГмбХ и Ко. КГ, Stada Arzneimittel).


Таблица 1

Анализ ассортимента ЛП с МНН Амлодипин с учетом стран-производителей


№ п/п

Страна-производитель

Количество

зарегистрированных компаний-производителей

Количество

производимых ЛП

1

Россия

22

423

2

Индия

7

32

3

Германия

3

16

4

Венгрия

2

33

5

Словения

2

18

6

Республика Македония

2

10

7

Республика Беларусь

2

6

8

Болгария

2

6

9

Израиль

1

5

10

Китай

1

9

11

Сербия

1

6

12

Турция

1

2

13

Украина

1

6

14

Чехия

1

6

Всего

48

578

 

В ходе анализа предложений ЛП с МНН Амлодипин на фармацевтическом рынке Воронежской области были изучены основные показатели ассортимента, включающие в себя расчет коэффициентов полноты и глубины.

Согласно отчетным данным Инфорум за 01.10.2016г. - 01.11.2016г., на региональном рынке в обращении находились ЛП 12 торговых названий, зарегистрированные в производственном портфеле 10 отечественных и 9 зарубежных компаний. Таким образом, полноту ассортимента ЛП с действующим веществом Амлодипин, представленного на фармрынке Воронежской области, возможно оценить при помощи коэффициента, рассчитанного по формуле:

(1)           Кполноты=Полнота факт. Х 100% / Полнота баз., где Полнота фактическая – количество ТН ЛП на региональном фармрынке (12), полнота базовая – количество ТН ЛП на фармрынке России (31).

В нашем случае, коэффициент полноты равен 38,7%, что может быть следствием приверженности аптечных работников определенным торговым маркам, поскольку ЛП исследуемой группы относятся к препаратам рецептурного отпуска и, согласно действующему законодательству РФ, выписываются только под МНН.

Аналогичным образом рассчитали показатель глубины ассортимента регионального рынка ЛП с МНН Амлодипин:

(2)     Кглубины = Глубина факт. Х 100% / Глубина баз., где

Глубина фактическая – общее количество ЛП на региональном фармрынке с учетом производителя, дозировки, фасовки (54), глубина базовая – общее количество ЛП на фармрынке России (578). Соответственно, коэффициент глубины получили равным 9,3%, что указывает на недостаточно разнообразный ассортимент ЛП с МНН Амлодипин, способный удовлетворить потребности конечных потребителей.

Учитывая, что цена выступает в качестве основного инструмента маркетинговой деятельности, нами был проведен ценовой анализ, который установил зависимость между стоимостью исследуемых препаратов и величиной реализованного спроса на региональном фармрынке. Анализ проводили на примере препарата Амлодипин в дозировке 10 мг и фасовке 30 таблеток в упаковке (таблица 2). Отметим, что суммарный товарооборот ЛП с МНН Амлодипин в оптовых ценах за месяц  составил 1755677 рублей.

Исходя из полученных результатов следует, что при реализации рецептурных препаратов с МНН Амлодипин ценовой фактор не является основным, поскольку потребительские предпочтения в большей мере определяются медицинскими и аптечными работниками, генерирующими спрос и направляющими покупательское поведение.

Таблица 2 Анализ ассортимента ЛП с МНН Амлодипин с учетом оптового товарооборота и величины спроса

  

 

п/п

ЛП

Страна-

 

производитель

Сумма оптовой

 

реализации, руб.

Средняя цена за

 

упаковку в регионе

Количество заявок

 

по региону

1

Амлодипин-

 

Боримед 0,01

Республика

 

Беларусь

29986,83

25,42

147

2

Амлорус 0,01 №30

Россия

135,98

27,43

2

3

Амлодипин,0,01

 

№30

Израиль

41398,06

118,02

164

4

Амлодипин 0,01

 

№30

Россия

2523,37

51,85

18

5

Нормодипин 0,01

 

№30

Венгрия

101194,41

591,87

153

6

Амлодипин-Прана

 

0,01 №30

Россия

63800,12

28,02

296

7

Амлодипин 0,01

 

№30

Россия

10943,56

28,89

61

8

Норваск 0,01 №30

Германия

78775,04

820,09

76

9

Тенокс 0,01 №30

Словения

26936,37

414,41

58

10

Амлодипин, 0,01

 

№30

Россия

45355,17

93,52

132

11

Амлодип, 0,01

 

№30

Россия

42928,07

59,48

117

12

Веро-Амлодипин

 

0,01 №30

Россия

298686,47

43,69

717

13

Амлодипин 0,01

 

№30

Россия

726,23

23,29

3

14

Амлодипин, 0,01

 

№30

Россия

43219,22

35,65

150

15

Амлотоп 0,01 №30

Германия

63356,61

85,55

290

 

Проведенный     маркетинговый     анализ    позволяет     сделать    вывод     о     том,     что     российский фармацевтический рынок предлагает потребителям значительный ассортимент ЛП с МНН Амлодипин для лечения ССЗ. По производственному признаку установлено преобладание препаратов отечественного происхождения. В то же время при изучении сегмента рецептурных ЛП с МНН Амлодипин на региональном фармрынке выявлены следующие тенденции потребления ЛП данной группы:

·         недостаточно полно сформирован товарный ассортимент препаратов с МНН Амлодипин в оптовых и розничных фармацевтических организациях, что ограничивает потенциальный

·         спрос конечных потребителей;

·         потребление ЛП с МНН Амлодипин на фармацевтическом рынке Воронежской области не подчиняется основному экономическому закону рынка - закону спроса, устанавливающему обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него;

·         основное влияние на потребление исследуемых препаратов оказывают медицинские и фармацевтические работники вследствие высокой степени комплаентности потребителей. В связи с этим важное значение имеет совершенствование базовых профессиональных компетенций фармработника при оказании консультативной фармацевтической помощи посетителю аптеки при выборе рецептурного ЛП с действующим веществом Амлодипин, назначенного лечащим врачом под МНН.

 

Список литературы

 

1.      Воронежская область в цифрах. 2015 / Воронежстат. – Воронеж, 2015. – 84 с.

2.      Задионченко В.С. Амлодипин: лидер врачебных рекомендаций в терапии больных с сердечно- сосудистыми заболеваниями // Русский медицинский журнал. – 2011. – Т.19, №4. – С. 217-222.

3.      Спичак И.В., Кухтина   О.С., Акулова Н.А. Маркетинговый анализ рынка лекарственных препаратов, применяемых в терапии вегетососудистой дистонии у детей // Научный результат. – 2015. – Т.1, №4. – С.102-107.