Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
27 января 2018г.

Актуальность: проблема своевременного выявления патологии слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. От своевременности и качества аудиологического скрининга проведенного медицинским работником (врачом или медицинской сестрой), зависит качество жизни ребенка, так как снижение слуха у ребенка, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 1,3 млн. детей и подростков с нарушениями слуха. На каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка. У 20–40 детей из 1000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха.

Аудиологический скрининг новорожденных – это ранняя проверка слуха. В РФ аудиологический скрининг новорожденных осуществляется с 1996 г.

В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 г. № 2383- РХ «О проведении универсального аудиологического скрининга детей первого года жизни» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена поэтапная поставка специального оборудования в субъектах РФ, а также организован и проводится универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с использованием регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Аудиологический скрининг проводится в два этапа с 3-4 дня от рождения до 1 месяцев, в детских учреждениях в сроки до 3 месяцев после рождения.

Окончательная постановка диагноза с определением степени и характера снижения слуха начало лечебных и реабилитационных мероприятий в сроки до 6 месяцев после рождения.

Первый этап - регистрация оттоакустической эмиссии (ОАЭ) на 3-4 сутки в роддоме или акушерском стационаре. Если по каким то причинам он там не проводился, то сведения передаются в детскую поликлинику и данный скрининг проводится там, в сроки до 1 месяца после рождения.

Второй этап - при наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Скрининг проводится в детских учреждениях в сроки до 3 месяцев после рождения.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (краевой). Для постановки диагноза, взятия на учет, начала реабилитационных и лечебных мероприятий. Окончательная постановка диагноза с определением степени и характера снижения слуха начало лечебных и реабилитационных мероприятий в сроки до 6 месяцев после рождения.

Большинство детских заболеваний можно успешно вылечить с самого рождения: бывают случаи, когда отсроченное лечение оказывается менее эффективным. Именно поэтому для новорождённых разработаны методики раннего диагностирования различных отклонений. Самое главное – для всех детей проводится комплексный неонатальный скрининг, который включает в себя взятие крови для выявления тяжёлых наследственных заболеваний и аудиологический скрининг новорождённых.

Как родителям распознать, нет ли у новорожденного проблем со слухом, и определить, не требуется ли ему помощь врача-сурдолога?

Как воспринимает звуки новорожденный и слышит ли он так же, как взрослый, сказать сложно, – учеными это еще до конца не изучено. Можно предположить, что некоторые различия есть, ведь кора головного мозга у младенца еще недостаточно развита. В то же время строение среднего уха у новорожденного мало чем отличается от строения среднего уха взрослого, а это означает, что слуховой аппарат у ребенка сформирован и развит с самого рождения. Сложность проверки слуха у младенцев в том, что кроха еще не может дать ответ, слышит он или нет, поэтому многое зависит от наблюдений за ним родителей и врачей, регулярно осматривающих ребенка. Для осмотра применяется и специальная медицинская техника. Если у ребенка есть нарушения слуха, то важно обнаружить их вовремя, ведь плохой слух может стать причиной задержки умственного развития малыша, сказаться на формировании его речи, а позже – негативно отразиться на его адаптации в детском коллективе.

В роддоме слух у новорожденного проверяет врач-неонатолог. Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия. Небольшой зонд вводится в наружный слуховой проход малыша. Процедура совершенно безболезненная и безопасная. Отоакустическая эмиссия дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100%-ной гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Отоакустическую эмиссию проводят ребенку в возрасте 1 месяца в поликлинике, это скрининговое исследование, то есть предназначенное для всех детей (естественно, при условии, что в поликлинике есть соответствующее оборудование).

Еще одним косвенным подтверждением присутствия слуха у ребенка служит проверка рефлекса Моро, которую проводит невропатолог. Заключается она в следующем: если неожиданно хлопнуть двумя руками с одной, а затем с другой стороны от младенца, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Этот рефлекс сохраняется у ребенка до 3–4 месяцев. Он показывает, не травмирован ли спинной мозг в шейном отделе позвоночника, но в то же время дает информацию о том, слышит ли ребенок. Ведь если он абсолютно ничего не слышит, то и не прореагирует на хлопки рядом с ним.

Причины нарушения слуха у младенцев:

-   осложнения во время беременности и родов;

-   перенесенные матерью во время беременности заболевания – грипп, вирусные инфекции;

-    тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;

-   вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отиты, увеличенные аденоиды) у ребенка;

-   черепно-мозговые травмы ребенка;

-   нарушения слуха у родителей или бабушек-дедушек, которые передались по наследству.

Универсальный аудиологический скрининг проходит в 2 этапа. Первый-регистрация оттоакустической эмиссии (ОАЭ) на 3-4 сутки в роддоме или акушерском стационаре. Если по каким то причинам он там не проводился, то сведения передаются в детскую поликлинику и данный скрининг проводится там. При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга).

Появились проблемы. Если у вас существуют сомнения в том, что ребенок хорошо слышит, в первую очередь обратитесь к педиатру или ЛОР-врачу в поликлинике по месту жительства, который даст направление к сурдологу. Эти врачи работают в специализированных центрах, занимающихся проблемами слуха. Ребенку понадобится пройти некоторые дополнительные обследования.

Компьютерная аудиометрия (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы – КСВП) делают маленьким детям, начиная с рождения. Прибор для проведения исследования имеется в немногих медицинских учреждениях, ведь это дорогостоящее оборудование. Но при подозрении на то, что у ребенка могут быть проблемы со слухом, желательно пройти обследование на таком аппарате. Процедура проводится во время сна ребенка. При этом исследовании фиксируются ответы слуховой нервной системы на акустический стимул, посылаемый через наушники. Этот метод дает возможность понять, нет ли нарушений в работе слухового нерва.

Тональная пороговая аудиометрия может применяться у детей с 2–3 лет. Это субъективное исследование, позволяющее определить пороги слуха на разных частотах. На маленького пациента, сидящего в звукоизолирующей камере, надевают наушники и посылают ему тональные сигналы разной частоты и интенсивности. Ребенок должен реагировать на посылаемые сигналы нажатием кнопки. Для маленьких детей это исследование проводится в игровой форме – с использованием картинок и игрушек. Здесь, конечно, все зависит не только от слуха, но и от общего уровня развития ребенка – одни справляются с подобным тестом в 2 года, а другие – только в 5 лет.

Акустическая импедансометрия позволяет оценить состояние структур среднего уха и проходимость слуховой трубы. Это очень важно, ведь слух непосредственно связан с состоянием носоглотки. Частые риниты, экссудативный отит, увеличенные аденоиды могут стать причиной нарушения слуха у ребенка. Исследование проводится следующим образом: в ухо ребенка вставляется специальная пробочка, соединенная с прибором импедансометром, через которую в наружном слуховом проходе создается отрицательное или положительное давление, а также подаются различные звуки. Длительность исследования составляет 10–20 минут.

 

Список литературы

 

1.                   Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. М.: Москва 2015. 493c.

2.                   Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии. М.: АНМИ 2014. 603c.

3.                   Крюкова Д.А. Медицинская карта ребенка с комментариями педиатра. Феникс 2017

4.            Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. М.: АНМИ 2015. 603c.