Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. СТАВРОПОЛЯ)

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Несмотря на огромное разнообразие рекламных видеороликов, плакатов, в которых говорится о необходимости профилактики заболеваний полости рта, среди населения наблюдается низкая медицинская грамотность, особенно среди детей [1]. Данная тенденция настораживает, так как, своевременная профилактика заболеваний может предупредить болезнь и устранить факторы риска.

Для детей в возрасте 7-11 лет характерно увеличение заболеваний пародонта и поражений твердых тканей зубов, что объясняется низким уровнем профилактики основных стоматологических заболеваний в более раннем возрасте (32-35%) [2]. По данным стоматологического эпидемиологического обследования детей в возрасте 7 - 11 лет процент заболеваний твердых тканей зубов в среднем по России составляет свыше 60% [2,4].

Профилактические мероприятия, направленные на уменьшение стоматологических заболеваний полости рта детей, необходимо осуществлять уже при первом обращении будущих мамочек в женскую консультацию. Соблюдение правил гигиены полости рта снижает риск возникновения и развития не только поражений твердых тканей зубов, но и воспалительных заболеваний тканей пародонта. Гигиеническое воспитание детей является важнейшим из всех известных направлений профилактики в  стоматологии. Рациональная гигиена полости рта является ведущим  звеном в профилактике  кариеса зубов [3]. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствует физиологическому процессу созревания эмали зубов, а биологически активные компоненты зубных паст обогащают ткани зуба микро и макроэлементами. Качественная гигиена полости рта позволяет снизить заболеваемость зубов кариесом.

Цель: обосновать необходимость внедрения образовательных гигиенических программ в школах (на примере г. Ставрополя).

Материалы  и  методы.   Эпидемиологическое  исследование  проходило  на  базе  детской

стоматологической поликлиники г. Ставрополя. В ходе работы было обследовано 300 детей в возрасте 7 лет (150 человек) и 11 лет (150 человек), хоть раз обратившиеся за стоматологической помощью. Также, было проведено добровольное анкетирование родителей детей, принявших участие в обследовании.

Работа проходила в несколько этапов.

Первый этап - знакомство с родителями и детьми, изложение им теоретического материала о строении и функции зубов, здоровом образе жизни.

На втором этапе - обучение навыкам гигиены полости рта. В основе данного этапа использовали две методики: демонстрационная - на фантомах и практическая – непосредственно в полости рта.

Третий и четвертый этап – контроль полученных знаний и навыков с помощью тестирования через 3 и 6 месяцев.

Результаты. Родители школьников, участвующих в исследовании, прошли добровольное индивидуальное анкетирование в начале исследования, по результатам которого мы выяснили, на каком уровне находятся их гигиенические навыки. Полученные цифровые данные подверглись анализу с помощью статистического метода Statistica 10.

Вопросы анкеты:

1.        Как часто вы с ребенком посещаете стоматолога?

2.        Сколько раз в день чистит зубы ваш ребенок?

3.        Сколько времени у него занимает процесс чистки зубов?

4.        Как часто вы меняете зубную щетку ребенку?

5.        Как вы храните зубную щетку?

6.        Откуда вы знаете о правилах чистки зубов?

Согласно анкете результаты опроса оказались следующими:

 

Вопрос

Ответы родителей (чел.)

Итого (%)

1.Как часто вы с ребенком

по необходимости -115

38%

посещаете стоматолога?

2 раза в год – 82

28%

1 раз в год - 103

34%

2. Сколько раз в день чистит

1 раз в день – 95

32%

зубы ваш ребенок?

2 раза в день – 167

55,6%

не чищу – 38

12,6%

3. Сколько времени у него

<2-3 мин.- 88

29,3%

занимает процесс чистки

>2-3 мин. – 39

13%

зубов?

2-3 мин. - 159

53%

4.Как часто вы меняете зубную

раз в 6 мес.- 154

51,3%

щетку ребенку?

раз в 2 мес. – 86

28,6%

раз в месяц - 60

20%

5.Как вы храните зубную

в закрытом футляре - 68

22,6%

щетку?

в стакане,

головкой вверх – 156 в стакане,

52%

головкой вниз – 96

32%

6.Откуда вы знаете о правилах

из рекламы – 104

34,6%

чистки зубов?

обучали стоматологи – 90

30%

так чистят в семье – 106

35,3%

 

Опрос родителей показал, что 38% опрашиваемых посещают врача-стоматолога только при необходимости, и эти посещения были связаны с неотложными состояниями, тогда как всего 28% детей получали комплексное лечение (по результатам опроса).

32% опрошенных родителей в анкетах указали, что дети чистят зубы 1 раз в день и время чистки занимает менее 2-3 минут (29,3%).

Выше сказанное говорит о достаточно низком уровне мотивации взрослого населения города Ставрополя на проведение лечебных и профилактических мероприятий заболеваний полости рта детям.

При анализе результатов всех этапов исследования, было выявлена группа детей с низкими показателями гигиены полости рта. Для них были проведены дополнительные гигиенические уроки, на которых рассматривались и разбирались непонятные для детей вопросы.

Вывод: проведенное анкетирование лишний раз доказало необходимость внедрения образовательных гигиенических программ у детей младших классов, что в свою очередь приведет к эффективному усвоению навыков ухода за полостью рта и качественному улучшению гигиенического состояния полости рта.

 

Список литературы

 

1.     Агранович Н.В., Мхитарян А.К., Агранович В.О. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста//Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 80. С. 234.

2.      Мхитарян А.К., Агранович  Н.В.,  Сагина О.В. Сравнительный анализ  востребованности стоматологической помощи лицами трудоспособного возраста городского и сельского населения Ставропольского края//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 162.

3.       Мхитарян А.К., Агранович Н.В. Опросы организации профилактических мероприятий стоматологических заболеваний и взаимосвязь между состоянием тканей пародонта и уровнем индивидуальной гигиены полости рта//Российский стоматологический журнал. 2014. № 2. С. 51-53.

4.      Мхитарян А.К., Григоренко П.А., Бражникова А.Н., Варуха А.П. Выявление ведущих стоматологических заболеваний у детей школьного возраста на амбулаторном приеме (на примере г. Ставрополя)//В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития медицины сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 60-61.