04 февраля 2017г.
Студенческая молодежь как особая социальная группа представляет собой одну из наиболее подверженных влиянию социума категорию населения. При этом, как отмечает И.С. Кон, современное общество как сосредоточие политических, культурно-просветительских, информационных и других организаций и институтов создает потенциальные возможности для реализации устремлений и жизненных планов личности [9]. С позиций идей Э. Дюркгейма, социальная жизнь целиком состоит из представлений, которые вплетены в общественное сознание, отличающееся от индивидуального тем, что известное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества [5]. Актуальность изучения социальных представлений о здоровье студентов медицинского профиля, на наш взгляд, определена такими значительными факторами как тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи, связанная с его сохранением и образом жизни [1, 3, 6, 10, 12, 13, 14], а также перспективой трансляции будущими представителями медицинского сообщества в процессе своей профессиональной деятельности ценностных установок в отношении здоровья и практик здоровьесбережения.
Целью исследования явилось определение наиболее распространенных представлений о здоровье и его ценности среди студентов медицинского вуза.
Материалом для анализа послужили тексты эссе, написанные студентами I курса специальности «Лечебное дело» Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (N=76). Возраст участников исследования: 17-19 лет, гендерное соотношение: 23 мужчины, 53 женщины.
Для изучения текстового материала был выбран контент-анализ как качественный метод исследований в социологии.
В ходе исследования было выявлено, что все его участники представляют здоровье как безусловную ценность в жизни человека. При этом под ценностным аспектом здоровья чаще всего понимается:«отсутствие болезней»; «полное физическое, психическое и моральное здоровье»; «хорошее самочувствие»; «здоровый образ жизни»; «полноценная жизнь». По данным исследования И.Б. Бовиной, понятие «здоровый образ жизни» в последнее время достаточно широко используется в коммуникациях различного уровня, в том числе и в общественном дискурсе СМИ. Согласимся с автором, что присутствие этого понятия в представлении предполагает реализацию ряда мер по поддержанию здоровья, системы поведения, которые выполняются с определенной регулярностью. К факторам, угрожающим здоровью человека, зачастую относят нездоровый образ жизни. Представление о здоровье обычно образовано такими категориями как физическое благополучие, способы поддержания и продвижения здоровья, позитивные эмоциональные проявления, болезнь и ее лечение, позитивные социально-психологические характеристики, приписываемые субъекту [2].
Ценностный аспект здоровья в контексте жизненных перспектив отражен в точке зрения молодежи, что здоровье необходимо для того, чтобы: «жить полноценной жизнью»; «прожить долго»; «противостоять негативным жизненным ситуациям»; «закончить учебу»; «быть успешным в профессиональном плане»; «быть внешне привлекательным».
В представлениях студентов об ответственном поведении в вопросах сохранения здоровья доминируют следующие установки: «только мы сами в ответе за свое здоровье», «только сам человек решает, сколько он проживет». То есть, здоровье представляется не как изначальная данность, а как нечто, требующее приложения усилий, выполнения определенного поведения.
Прослеживается очевидная взаимосвязь во взглядах студентов на здоровье и их представлениях о реализации различных возможностей в достижении жизненных целей: «здоровый человек способен сделать все в жизни»; «здоровый человек может реализовать все поставленные цели»; «здоровый человек успешен в работе»; «здоровый человек способен помогать другим людям»; «здоровый человек получает удовольствие от жизни».
С позиций студентов-участников исследования, человеку, обладающему крепким здоровьем, наиболее присущи такие личностные характеристики как: «целеустремленность»; «сила воли»; «внимательность»; «упорство»; «ответственность»; «выносливость» и «активность».
Установка на самоответственность превалирует в высказываниях студентов о здоровье будущих поколений: «здоровье будущих поколений зависит от нас как от будущих родителей»; «здоровье детей зависит от образа жизни их родителей, то есть от нас».
В вопросах, касающихся ожидаемой продолжительности жизни, большинство студентов отметили возрастные границы 75-85 лет. Подчеркнем, что рассматривая вопрос об ожидаемой продолжительности жизни, человек учитывает не только свои пожелания в отношении длительности жизни, но и реальные условия, способствующие или препятствующие ее достижению [7].
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие заключения. В безусловном и единодушном признании участниками исследования ценности здоровья, они опирались на такие ключевые характеристики как отсутствие болезней, физическое, психическое и моральное здоровье, здоровый образ жизни. Определена взаимосвязь в представлениях студентов о здоровье и реализации возможностей в достижении жизненных целей, а также дифференцированы личностные характеристики человека, обладающего крепким здоровьем (целеустремленность, сила воли, внимательность, упорство и т.д.). Среди студентов доминируют установки на самоответственность в вопросах, касающихся не только своего здоровья, но и здоровья будущих поколений. Фиксируется отношение к здоровью через призму приложения усилий, выполнения определенного поведения.
Список литературы
1. Андриянов С.В., Юрковец А.А. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО как механизм поддержания демографического потенциала России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1527.
2. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 90-97.
3. Веретельникова Ю.Я., Родионова Т.В., Мухина М.Ю., Чернышков Д.В., Масляков В.В. Ценностное самоопределение студентов медицинского вуза: психолого-педагогические условия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1532-1536.
4. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология, исследовательские практики. Самара, 2002.
5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
6. Здоровье студенческой молодежи вузов города Брянска: Материалы круглого стола / Под ред. В.М. Сканцева, О.М. Голембиовской. Брянск: БГТУ, 2013. 58 с.
7. Иванова А.Е. Потребность населения в долголетии и степень ее реализации // Социологические исследования. 2013. № 2. С.120-128.
8. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. C.79-95.
9. Кон И.С. Социология личности. М., 1989.
10. Медик В.А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. 200 с.
11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно- методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С.138-149.
12. Пашин А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011. 48 с.
13. Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 46-48.
14. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.