Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РЕШЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
06 апреля 2016г.

Болезни сердечно-сосудистой системы справедливо называют одной из самых актуальных проблем современности. В мире от них ежегодно умирают до 20 миллионов человек. Эти заболевания вызывают страх тем, что подкрадываются незаметно. Мало кто пойдет на прием к кардиологу, пока признаки недомогания недвусмысленно не заявят о себе. Кардиохирургия, приходящая на помощь, когда консервативное лечение становится неэффективным, спасает ежегодно жизнь тысячам пациентов. Эти операции становятся все более сложными и высокотехнологичными, врачи берутся лечить такие случаи, которые еще сравнительно недавно считались безнадежными. Несмотря на увеличение тяжести оперируемых кардиохирургических пациентов за последние 15-20 лет, летальность в кардиохирургии значительно снизилась, и на сегодняшний день составляет около 1-2% при неосложненных случаях. По данным публикаций в медицинских изданиях за 1965 год, уровень летальности составлял около 15%. Тем не менее, частота осложнений все же остается высокой. Современная медицина научилась хорошо лечить многие осложнения, еще недавно бывшие смертельными. Но предупреждать их появление мы пока не научились. Частота их появления до сих пор остается на весьма высоком уровне. Поиск путей профилактики послеоперационных осложнений в кардиохирургии является тем фундаментом, на котором должна базироваться безопасность пациента до, во время и после операции.

Важной проблемой в профилактике послеоперационных осложнений, включая профилактику инфицирования в области хирургического вмешательства, является низкий уровень знаний наших пациентов.

Основные причины послеоперационных осложнений и/или повторной госпитализации пациентов, перенесших реконструктивные операции на сердце, зачастую обусловлены поведенческими факторами:

·   Нарушение медикаментозной терапии.

·   Неправильное ношение послеоперационных бандажей.

·   Нарушение режима физических нагрузок.

·   Отсутствие самоконтроля.

·   Несоблюдение диеты.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в кардиохирургических отделениях Самарского кардиодиспансера было проведено исследование по определению уровня информированности кардиохирургических пациентов о профилактике послеоперационных осложнений. Распоряжение о проведении исследования согласовано с Этическим комитетом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения

«Самарский областной клинический кардиологический диспансер» и правлением Самарской региональной общественной организации медицинских сестер.

Объектом исследования стала группа мужчин и женщин 50-65 лет, в количестве 125 человек, находившихся на лечение в 4 и 11 кардиохирургическом  отделении Самарского областного  клинического кардиологического диспансера в период с 1.08.2015 по 30.09.2015 года перенесших операции на открытом сердце (аортокоронарное шунтирование, протезирование аортального, митрального клапана и другие).

Эффективность мероприятий оценивалась с помощью бесед и анкетирования, проведенных с пациентами до и после обучения.

По результатам первичного анкетирования выяснилось:

ü 26% опрошенных знают, что нарушение медикаментозной терапии и режима физических нагрузок являются факторами риска возникновения послеоперационных осложнений,

ü 35% пациентов осознают, что курение и алкоголь являются факторами риска возникновения ХСН,

ü на вопрос: «Знаете ли вы о принципах питания в после операционном периоде?» - ответили «да» 18% ,

ü Об основных симптомах осложнений в раннем после операционном периоде осведомлены 11%,

ü «Знаете ли Вы о самостоятельном уходе в раннем после операционном периоде?» - положительно ответили всего 10%,

ü 100 % опрошенных испытывают страх перед предстоящей операцией и перед будущим,

ü 80% кардиохирургических пациентов не имеют здорового сна.

По результатам анкетирования видно, что информированность пациентов о профилактике послеоперационных осложнений низкая. У пациентов резко снижено качество жизни. О применении элементов самопомощи и самоухода до обучения знали всего 15 человек из 125.

С пациентами, во время пребывания в стационаре, проводились занятия по следующим темам:

·   факторы риска возникновения сердечно - сосудистых заболеваний;

·   общая информация об операциях на открытом сердце;

·   факторы риска возникновения послеоперационных осложнений;

·   симптомы осложнений и принципы самоконтроля;

·   диета в раннем и позднем послеоперационном периоде;

·   принципы самоухода:

·   физическая активность;

Проводились практические занятия, где пациенты обучались правильной технике самостоятельного измерения артериального давления, подсчета пульса, взвешивания, обучение правильному ношению бандажа и технике наложения эластичного бинта в области послеоперационной раны на ногу.

Все пациенты получили обучающие материалы по самоконтролю и памятку «После операции на сердце». В ней содержатся сведения о часто задаваемых вопросах:

ü «Как будет проходить подготовка к операции?»

ü «Что будет со мной в день операции?»

ü «Сколько длиться операция?» И самые актуальные вопросы:

ü «Каким будет шов и не попадет ли в него инфекция после удаления повязки?»

ü « Когда и как надевать бандаж?»

ü «Когда начинать бинтовать ногу эластичным бинтом и сколько по времени его носить?»

ü и другая полезная информация.

После повторного  анкетирования уровень знаний пациентов о профилактике послеоперационных осложнений значительно повысился. 84% пациентов приобрели навыки самопомощи и 100% обучились элементам самоухода. Пройдя обучающий курс, пациенты стали понимать, что ответственность за эффективность назначенного лечения во многом зависит от них самих.

Внедрение сестринских исследований в практику позволило повысить статус сестринского персонала, ответственность за выполняемую работу. Ведение сестринской документации позволяет систематизировать сведения, полученные при обследовании больных. При ежедневном оформлении сестринской карты медицинские сестры учатся лучше и глубже разбираться в больных, собирая сведения об истории их жизни и заболевании. В процессе работы в новых условиях медицинские сестры вырабатывают новые качества: сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место пациента и видеть мир его глазами. Происходит постоянный рост профессиональных знаний. Осуществление самостоятельной сестринской помощи потребовало от медицинских сестер изучения специальной медицинской литературы по уходу. Были разработаны сестринские стандарты, позволяющие более эффективно реализовывать сестринские вмешательства. Повысилось качество ухода, что обеспечило престижность работы в отделениях.

 

Список литературы

1.      Глущенко Т.Э. Особенности клинико-функциональных и клинико-социальных показателей адаптации больных до и после операции аортокоронарного шунтирования в зависимости от уровня личностной тревожности // Сибирский медицинский журнал. – 2007. – Том 22, № 4. – С. 82–86.

2.      Иванов С.В. Психические расстройства, связанные с хирургическими вмешательствами на открытом сердце // Психиатрия и психофармакотерапия им. Ганнушкина. – 2005. – № 3. – С. 35–37.

3.      Моисеева Т.Ф. Опыт управления сестринским персоналом Омской областной клинической больницы: повышение профессионального уровня сестринского персонала. // Главная медицинская сестра. - 2012 - № 6. - С. 26-27.

4.      Ниебауэр Дж. Кардиореабилитация. Практическое руководство. – М., 2012. – 328 с.

5.      Сопина З.Е., Фомушкина И. А. Управление качеством сестринской помощи. CRM система для бизнеса.ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 178с.