06 апреля 2016г.
В большинстве случаев желтуха у новорождённых проявляется в течение первых 3 суток жизни, носит физиологический характер, являясь «пограничным состоянием», и не требует лечения. Опасность желтух заключается в том, что при высоком уровне свободного (неконъюгированного, непрямого) билирубина в сыворотке крови возникает угроза развития билирубиновой энцефалопатии (ядерной желтухи), которая встречается исключительно в период новорождённости и ведёт к развитию глубокой умственной отсталости и детского церебрального паралича (ДЦП). Степень токсического влияния билирубина в основном зависит от его концентрации в ткани мозга и продолжительности гипербилирубинемии. Медицинская сестра, наблюдающая за ребёнка, должна уметь оценить индивидуальный «безопасный уровень» билирубина у новорождённого с желтухой и предвидеть его возможное нарастание.
В связи с вышеизложенным, в отделении новорожденных Самарского областного клинического кардиологического диспансера была проведена исследовательская работа, направленная на обеспечение самостоятельного сестринского ухода и улучшение качества сестринской помощи новорожденным с желтушным синдромом.
Целью нашей работы было повышение уровня знаний медицинских сестер по уходу за новорожденными с проявлениями желтухи и обеспечение качественной самостоятельной сестринской помощи новорожденным с желтушным синдромом.
Перед медицинскими сестрами, принявшими участие в реализации исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Оценить уровень знаний медицинских сестер отделения новорожденных по уходу за новорожденными с проявлениями желтухи.
2. Обучить сестринский персонал определять степень желтухи по шкале Крамера.
3. Обучить средний медицинский персонал отделения вести «Сестринский протокол наблюдения за новорожденным с желтушным синдромом».
По результатам статистического анализа в отделении новорожденных Самарского кардиодиспансера в 2013 году проявления желтухи были зарегистрированы у каждого 65% новорожденных, в 2014 году – у каждого 7-го ребенка, а в первом полугодии 2015 года желтуха новорожденных была зафиксирована практически у каждого 8-го малыша. Естественно, патологическим является далеко не каждый вид желтухи (как правило, не более 10%). Но, принимая во внимание тот факт, что в родильном доме нашего лечебного учреждения ежегодно растет количество родов (с 2943 родов в 2012 году, до 3321 – в 2014 году), новорожденных с проявлениями желтухи с каждым годом также становится все больше. Исходя из выше изложенного, было принято решение провести исследовательскую работу «Особенности сестринского ухода за новорожденными с желтушным синдромом» на базе отделения новорожденных и учебно-методического кабинета ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер». Распоряжение о проведении исследования согласовано с Этическим комитетом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» и правлением Самарской региональной общественной организации медицинских сестер.
Предварительное анонимное анкетирование медицинских сестер отделения новорожденных выявило достаточно низкий уровень знаний среди сестринского персонала по уходу за новорожденными с проявлениями желтухи. Из 23 (100%) человек сестринского персонала на вопросы анкеты, в полном объеме, ответили всего 3 медсестры! (13%), включая старшую медицинскую сестру отделения. Учитывая результаты анкетирования, было решено, в рамках нашего исследования, провести мероприятия по повышению уровня профессиональных знаний медицинских сестер отделения новорожденных:
В ходе реализации исследования «Особенности сестринского ухода за новорожденными с желтушным синдромом» были отмечены следующие положительные результаты:
· Разработаны и введены в действие методические рекомендации для сестринского персонала по уходу за новорожденными с проявлениями желтухи.
· Повысился уровень профессиональных знаний медицинских сестер отделения новорожденных.
· Возросла степень ответственности сестринского персонала за выполненную работу. Количество дефектуры в работе медицинских сестер уменьшилось в 2 раза.
· Врачебный персонал отделения новорожденных стал относиться с большим доверием к медицинским сестрам, в связи с повышением уровня их квалификации.
Результатом освоения программы обучения в учебно-методическом кабинете является овладение сестринским персоналом отделения новорожденных практическими навыками и осуществление качественного сестринского ухода за новорожденными с желтушным синдромом.
К концу курса обучения сестринский персонал отделения новорожденных должен иметь практический опыт:
обеспечения самостоятельного сестринского ухода за новорожденными с проявлениями желтухи; знать:
· алгоритмы оказания медицинской помощи новорожденным при неотложных состояниях,
· причины и клинические проявления желтух новорожденных,
· алгоритм подготовки к операции заменного переливания крови; уметь:
§ Проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма новорожденного при неотложных состояниях.
§ Оценить степень желтухи у новорожденного по модифицированной «шкале Крамера».
§ Грамотно и четко вести сестринскую документацию по уходу за новорожденным: сестринский протокол наблюдения за новорожденным
§ Действовать в составе реанимационной бригады.
§ Решать проблемы новорожденных, оценивая риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
§ Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
§ Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
§ Понимать сущность и социальную значимость своей профессии.
§ Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
§ Быть готовыми к внедрению новых технологий в профессиональной деятельности.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволить выявить и проверить у сестринского персонала не только наличие практических навыков, но и развитие общих знаний. В перспективе, по плану реализации исследования «Особенности сестринского ухода за новорожденными с желтушным синдромом», ожидается повышение эффективности выполнения сестринским персоналом отделения новорожденных текущей работы, успешной адаптации молодых специалистов в коллективе и улучшение качества оказания сестринской помощи.
Рабочая программа обучения сестринского персонала отделения новорожденных в учебно-методическом кабинете Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» может быть использована в лечебном учреждении любого профиля для дополнительной профессиональной подготовки среднего медицинского персонала без отрыва от производства.
Список литературы
1. Абрамченко В. В., Шабалов Н. П. Клиническая перинатология. Петрозаводск: ООО «Издательство Интел Тех», 2004. 424 с.
2. Болезни плода и новорожденного, врожденные нарушения обмена веществ/под ред. Р. Е. Бермана, В. К. Вогана. М.: Медицина, 1991. 527 с.
3. Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактическом учреждении. // Главная медицинская сестра. - 2009 - № 2. - С. 118-121.
4. Моисеева Т.Ф. Опыт управления сестринским персоналом Омской областной клинической больницы: повышение профессионального уровня сестринского персонала. // Главная медицинская сестра. - 2012 - № 6. - С. 26-27.
5. Папаян А.В., Жукова Л. Ю. Анемии у детей. СПб.: Питер, 2001.
6. Сопина З.Е., Фомушкина И. А. Управление качеством сестринской помощи. CRM система для бизнеса.ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 178с.