Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

Проблема оттока из России высококвалифицированных специалистов медицинского профиля, и стоматологов в частности, в настоящее время стоит достаточно остро. В статье приводятся основные причины данного явления и возможные пути решения.
Ключевые слова: врачи-стоматологи, миграция, отток специалистов

The problem of outflow from Russia qualified medical profession and dentists in particular, now is quite acute.
The article describes the main causes of this phenomenon and possible solutions.
Keywords: dentists, migration, emigration, brain drain

В настоящее время проблема оттока из России квалифицированных специалистов является крайне актуальной. По сути, все развитые страны осуществляют полномасштабную политику «хед-хантинга» (охоты за головами). По данным американских источников, чистый выигрыш от привлечения в страну «среднего в социологическом, а не когнитивном отношении» врача составляет 646 тыс. дол [10]. Поэтому почти 50% ученых, родившихся в развивающихся странах, сейчас проживают в высокоразвитых государствах. Необходимо учитывать, что на современном этапе развития мировой экономики острую конкурентную борьбу за высококвалифицированные трудовые ресурсы ведут не только развитые, но и развивающиеся страны, совершившие колоссальный рывок в своем социально-экономическом развитии, например, Китай [13]. Политика этих стран, транслируемая через различные образовательные программы, фонды помощи студентам и преподавателям, направлена на поиск, отбор и оказание помощи при выезде за рубеж самым одаренным специалистам [9].
С 1991 по 2008 г. страну покинули около 25 тыс. ученых. В общем потоке эмиграции даже во времена восстановительного экономического роста начала 2000-х гг. доля квалифицированных работников составляла 39
% [7]. Не малую долю среди эмигрировавших составляют врачи, поскольку при отсутствии благоприятных условий для профессиональной деятельности, карьерного роста и творческой самореализации специалистов и других работников удержать в стране одаренных и предприимчивых людей не представляется возможным [5].
В современной России врачи оказались наименее социально защищенной группой специалистов, как в социально-экономическом, так и в профессиональном отношении. Это вызвано низким уровнем заработной платы, существенным снижением качества жизни, значительным ростом профессиональных нагрузок [3]. В связи со сложившимися негативными социально-экономическими условиями среди медицинских работников миграция в иностранные государства усиливается, при этом уезжают даже стоматологи – представители одной из наиболее престижных врачебных специальностей.
Сегодня называются 4 главные проблемы российской науки, и медицины в частности. Проблема номер один – ее значительная задержка по сравнению с наукой мирового уровня. Вторая проблема – недостаточное стратегическое планирование развития, вследствие чего – отсутствие конкретных направлений для дальнейшего продвижения. Третья проблема – низкая оплата труда медицинских работников, которая вызвала существенное снижение престижа данных профессий и дефицит кадров. Четвертой проблемой является снижение качества преподавания медицинских наук, что стало причиной ухудшения подготовки студентов [6].
Помимо названных, среди основных причин, побуждающих врачей срываться с «насиженных мест», выделяются:
— отсутствие необходимых условий для работы;
— слаборазвитая информационная и материальная инфраструктура;
—низкий престиж врачебного статуса в обществе, отсутствие перспектив;
— общая социально-экономическая обстановка в стране [7].
В силу технической и технологической отсталости производства, устаревшей практики использования человеческих ресурсов спрос на работников с новым уровнем квалификации растет крайне медленно [9]. В стоматологии это особенно проявляется в муниципальных клиниках: изучение кадрового вопроса показало, что во многих городах полностью отсутствуют свободные ставки врачей-стоматологов терапевтов, хирургов и ортопедов в государственных учреждениях, а в частных клиниках для этих специалистов вакансий нет [9].
Таким образом, отучившись в университете 5 лет, затем получив последипломное образование, многие специалисты не могут найти себе место работы в нашей стране, а те, которым это удается, часто бывают недовольны условиями труда.
В настоящее время имеется много исследований удовлетворенности профессиональной деятельностью российских врачей-стоматологов в зависимости от основных показателей качества жизни, и, к сожалению, результаты этих работ неутешительны.
В исследовании А.С. Опарина было опрошено около 400 специалистов. Удовлетворены своей работой всего 41,4 % врачей, из них реализацию своих профессиональных возможностей считали полной 29,2 %, 70,8 % полагали, что реализуют их не в полной мере. Многие стоматологи были не довольны своей заработной платой - очень низкой считали еѐ 21,3 %, низкой – 54,6 %, достаточной – 24,1 % респондентов [12].
Оценка мнения врачей-стоматологов о проблемах, касающихся профессиональной деятельности, проведѐнная Е.Е. Маслак и соавт. так же продемонстрировала их неудовлетворенность доходами. В качестве основной проблемы большая часть респондентов назвала низкую оплату труда (57,1 %), так же часто звучало отсутствие у больных финансовых возможностей для оплаты лечения (25,7 %), при этом данный ответ также касается уровня заработной платы медицинских работников, который напрямую зависит от количества оказанных платных услуг. Стоит отметить, что в условиях нестабильности российской экономики на сегодняшний день, ждать изменений к лучшему пока не приходится.
По данным Д.В. Михальченко, несмотря на приоритетное значение материальных факторов, не меньшую роль в недовольстве стоматологов своим местом работы играют и неудовлетворительная организация труда (37,5%), отсутствие перспектив и профессионального роста (24,3 %), плохие отношения в коллективе (11,2 %).
Анализ данных анкетирования стоматологов о трудностях и недостатках работы, привлекает внимание и к вопросу профессионального выгорания, который на фоне неудовлетворѐнности условиями работы встаѐт всѐ острее. Согласно полученным результатам исследования, 14,3% стоматологов указывают на то, что им «трудно изо дня в день выполнять одни и те же манипуляции», 6,7 % – не получают морального удовлетворения от работы, 2,9 % – безразличны к результатам своей деятельности. При этом большая часть респондентов (97,1 %) не считают моральные стимулы существенными для повышения качества работы и нуждаются в материальном поощрении. Почти половина специалистов не обеспечены «соцпакетом», что уменьшает их уверенность в завтрашнем дне и заставляет задумываться о смене места работы, в том числе и эмиграции [9].
Говоря о профессиональном выгорании, важно подчеркнуть, что труд врача-стоматолога характеризуется серьезными эмоциональными, психическими и физическими нагрузками, способствующими развитию профессионального стресса [4].
Известно 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врaчa-стoмaтoлoгa: изменения в стоматологической системе, завышенные ожидания пациентов, текучесть персонала, финансовая обеспокоенность, слишком большое количество пациентов, получение оплаты, специфические виды лечения, увеличение рабочих уровней, риск судебных тяжб, нервозность пациентов, завышенные ожидания стоматологов, усиление бюрократических препон, риск утраты контроля над рабочей нагрузкой, агрессивность/ярость пациентов, риск перекрестной инфекции, самопроизвольное давление, необходимость вызовов, ограниченность во времени, работа в составе команды, чувство вины перед пациентом, неуверенность, новые техники, совершение ошибок, вмешательство официальных лиц, общение с техниками, медицинская неотложная помощь, оказание пациентам соответствующего лечения [14].
Кроме этого, врачи-стоматологи подвергаются комплексному воздействию вредных факторов производственной среды (высокое нервно-эмоциональное напряжение, длительное пребывание в вынужденной рабочей позе, усиленная работа анализаторов, шум, вибрация и др.) [2].
Неосознанные нарушения правил гигиены труда происходят и из-за необходимости внедрения новых лечебных и информационных технологий, полностью увлекающих врача. Это в свою очередь приводит к отклонениям от норм условий труда, которые накапливаются из года в год и приводят к затруднениям в профессиональной деятельности [4].
Соответственно представляется логичным, что при столь тяжелых условиях труда, врачи-стоматологи хотят иметь уверенность в завтрашнем дне, чего наше государство пока не в состоянии предложить.
Ещѐ одной причиной, заставляющей специалистов искать лучшей доли за рубежом, является стремительное развитие современной стоматологии, появление большого количества инновационных технологий и принципов лечения, с которыми многие российские специалисты не успевают знакомиться [1].
Стоматологи, желающие быть на передовой науки и профессионально расти, стремятся получить знания в иностранных государствах, поскольку следует признать, что на сегодня в Российском последипломном медицинском образовании существует ряд проблем.
По данным Т.В. Мурзовой и соавт., лишь 12% стоматологов повышают свою врачебную квалификацию минимум один раз в год. При ответе на вопрос «Что мешает проходить обучение чаще?» врачи жалуются на отсутствие времени и довольно высокие расценки на дополнительное профессиональное образование. В результате, получается замкнутый круг – без должной квалификации врачи не могут претендовать на престижные места и вакансии с хорошей заработной платой, но для того чтобы получить необходимую квалификацию необходимы время и деньги, ресурсы которых у рядовых специалистов весьма ограничены [11].
В связи с озвученными данными, требуется переосмысление всей системы образования, разработка новых программ профессионального обучения, усиливающих теоретическую и практическую подготовку и отражающих новейшие достижения медицинской науки и стоматологии в частности [11].
Очевидно, что перед высшим и последипломным медицинским образованием стоит задача интеграции в Болонский процесс, цель которого на основе межправительственного сотрудничества обеспечить достижения единых стандартов высокого уровня подготовки специалистов в Европе, чтобы работа в нашей стране была столь же привлекательной, что и за границей [11].
Таким образом, проблема оттока из России медицинских работников, в частности врачей-стоматологов, стоит достаточно остро. В первую очередь это обусловлено неуютной социальной действительностью, недовольством врачей условиями и оплатой труда, низким потенциалом к профессиональному росту и отсутствием перспектив. С каждым годом это проблема приобретает всѐ более масштабные размеры, но, к сожалению, еѐ последствия в полной мере еще не осознаны [7].
Для того, чтобы помочь российской медицинской науке и стоматологии конкретно, нужно разработать целую систему мероприятий и в первую очередь, обеспечить общее финансирование, определить важнейшие направления развития для привлечения в эти области специалистов и провести кардинальные изменения в системе организации медицинской помощи.

Список литературы

1. Абакаров С.И. Вопросы непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов/ С.И. Абакаров, Д.В. Сорокин, Г.С. Тумасян//Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке".- 2008.-№ 2.-С.74-76.
2. Бабаян Э.А. Факторы риска профессионально-личностной дезадаптации в процессе профессиональной деятельности врача-стоматолога / Э.А. Бабаян, А.Ф. Алекминская, Б.А. Ясько // Институт стоматологии. – 2007. – № 1. – С. 20–21.
3. Дьяченкова О.И. Некоторые аспекты качества жизни у врачей стоматологического профиля г. Воронежа/ О.И. Дьяченкова// медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2009.- № 5.-С.64-67.
4. Изучение профессионального стресса в практике врача-стоматолога/Л.А. Ермолаева [и др.]// Институт стоматологии.-2011.-№4.-С.22-23.
5. Козырева М.П. Тенденции и факторы формирования инновационного потенциала специалистов/ М.П. Козырева, А.Э. Низамова//Россия реформирующаяся.-2010.-№9.-С.169-184.
6. Леденева В. Миграция российских специалистов как сдерживающий фактор социально-экономического развития/В. Леденева//Управление мегаполисом.-2010.-№4.-С. 86-91.
7. Мамедов А. Утечка или циркуляция мозгов?/ А. Мамедов// Управление мегаполисом.-2011.-№2.-С. 54-56.
8. Михальченко Д.В., Фирсова И.В., Седова Н.Н. Социологический портрет медицинской услуги: монография.–Волгоград, 2011. – 140 с.
9. Маслак Е.Е. Социальный портрет врача-стоматолога/ Е.Е. Маслак, В.Н. Наумова, А.В. Филимонов// Фундаментальные исследования.-2014.-№4.-С.305-309.
10. Монусова Г.А. Удовлетворенность трудом: межстрановые оценки // Социальные проблемы труда в условиях перехода к инновационному развитию общества. Материалы Всероссийской научно- практической конференции / Под общ. ред. Р.В. Карапетяна, А.А. Русалиновой, В.Г. Тукумцева. – 24-26 апреля 2008. – СПб., 2008. – С. 603.
11. Мурзова Т.В. Результаты социологического исследования мнения врачей-стоматологов о качестве последипломного образования/Т.В. Мурзова, А.В. Дятел, А.О. Новицкая// Электронный научно- образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке".-2012.-№4.-С. 343-344.
12. Профессиональная деятельность врачей стоматологов в аспекте основных показателей качества жизни/А.С. Оправин [и др.]// Экология труда.-2008.-№12.-С.20-23.
13. Рукавишников В.О. Россия между прошлым и будущим: Сравнение показателей политической культуры населения Европы и Северной Америки/ В.О. Рукавишников, Л. Халаман, П. Эстер, Т.П. Рукавишникова // Социологические исследования. – 1995. – № 5. – С. 79.
14. Waddington T.J. // MRI update: the effect of dentist attire on patient perceptions of skill, caring and professionalism//British Dental Journal.- 1996.-Vol.180.- P.86-87.