Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
27 января 2018г.

Согласно определению ВОЗ, качество медицинской помощи – это ее свойство, требующее получение пациентом такого комплекса профилактической, диагностической и лечебной помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и максимальному удовлетворению пациента от процесса оказания помощи [7]. Таким образом, из определения ВОЗ следует необходимость   внедрения   общественного контроля   и межсекторального взаимодействия в оценке удовлетворенности пациентов как компонента качества медицинской                                                         помощи [2, 6, 8]. Согласно Федеральному закону №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ФЗ-323) независимую оценку оказания медицинской помощи стоит понимать, как одну из форм общественного контроля с целью информирования населения о качестве оказания услуг медицинскими организациями и повышения качества их деятельности [3, 4]. Ранее проведенный анализ законодательства позволил выявить следующие организационные подходы к созданию системы общественного контроля деятельности медицинских организаций:

-   создание общественных советов при медицинских организациях и органах управления здравоохранением;

-   государственная поддержка общественных организаций, осуществляющих данный вид деятельности;

-   содействие в проведении тематических научных исследований [1].

Общественная оценка возможна благодаря принятым приказам Министерства здравоохранения РФ № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями», № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» и № 136 «Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями». Указанная нормативная база позволяет медицинским организациям проведение стороннего мониторинга с целью принятия необходимых изменений [1, 5].

Цель исследования – изучить правовую базу применения различных подходов к независимой оценке деятельности медицинских организаций в регионах Центрально-Черноземной зоны. В рамках исследования был проведен анализ законодательных актов Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей в сфере здравоохранения.

Согласно ФЗ-323, в целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями формируют общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и утверждает положение о нем. Не во всех случаях целесообразно создание отдельного общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в связи с возможностью наделением его функциями уже имеющихся общественных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, по решению федерального органа исполнительной власти. В состав общественного совета должно входить не менее пяти человек, являющимися представителями общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций. Стоит отметить, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями, проводимая общественными советами, должна быть не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. Создание общественных советов при комитетах здравоохранения предусмотрено в законодательстве Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областях Центрально-Черноземной зоны (табл. 1).

Одним из возможных вариантов проведения независимой оценки деятельности медицинских организаций является привлечение общественных организаций, что имеет ряд преимуществ, среди которых можно отметить экономичность, системность, репрезентативность, конкретизация роли общественных организаций в данном направлении и другие [1]. Согласно полученным данным в ходе анализа по Черноземью, участие общественных организаций в проведении независимой оценки медицинской деятельности предусмотрено в законодательных актах Белгородской, Воронежской областей (табл. 1).

Перспективой реализации проекта о независимой оценке качества медицинской помощи можно рассматривать законодательно установленные полномочия областной власти по поддержке научных исследований в медицине, что позволяет привлечь к проведению данных исследований образовательные и научные организации. Например, подобные исследования могут проводиться студентами в рамках выполнения обязательной научно-исследовательской работы [1]. Такое предусмотрено в Белгородской, Воронежской и Курской областях Черноземья, а отсутствует в Липецкой и Тамбовской (табл. 1).

Таблица 1.

Правовое регулирование независимой оценки качества медицинской помощи на региональном уровне Черноземья

 

Субъект федерации

Общественные организации

 

Общественный совет

Научные исследования

Белгородская область

+

+

+

Воронежская область

+

+

+

Курская область

-

+

+

Липецкая область

-

+

-

Тамбовская область

-

+

-

 

Под оптимальными правовыми условиями для проведения межсекторального мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью следует понимать законодательную базу, которая включает один из вариантов общественной составляющей в контроле за медицинской деятельностью, а также поддержку научных исследований в медицине со стороны региональных органов власти. Такая ситуация складывается в Белгородской, Воронежской и Курской областях.

 

Список литературы

 

1.        Аврахова Д.В. Межсекторальная оценка удовлетворенности пациентов медицинской помощью: перспективы внедрения и результаты пробного исследования // здоровье и здравоохранение в России. Сборник статей I Научной конференции молодых ученых с международным участием 2 ноября 2017 г. – Курск. – 2017. – С. 80-87.

2.        Аврахова Д.В., Тимошилов В.И. Совершенствование оценки удовлетворенности пациенток стационарной акушерско-гинекологической помощью и результаты экспериментального исследования // Актуальные проблемы и достижения в медицине сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. – Самара: Инновационный центр развития образования и науки. – 2016. – С. 121–123.

3.        Коптева Л.Н. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями - форма общественного контроля // В сборнике: Актуальные проблемы управления здоровьем населения Юбилейный сборник научных трудов. – Нижний Новгород. – 2017. – С. 78-83.

4.        Пашина И.В., Симонян Р.З. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь//Современные проблемы науки и образования электрон. науч. журн. – 2015. – № 4 (60). – С. 414.

5.        Самойлова А.В., Денисова Т.Г., Милованов М.М. Независимая оценка качества предоставления медицинских услуг в учреждениях здравоохранения чувашской республики // Здравоохранение Чувашии. – 2015. – № 3 (43). – С. 25-32.

6.        Сибурина Т.А., Барскова Г.Н., Лактионова Л.В. Методические подходы к исследованию удовлетворенности пациентов высокотехнологичной медицинской помощью // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. – Т.29. – №1. – С. 3.

7.        Торубаров С.Ф. Необходимость принятия мер по улучшению качества оказания акушерско- гинекологической помощи // Клинический опыт Двадцатки. – 2014. – № 1 (21). – С. 51-54.

8.        Шульгина С.В. Отзывчивость системы здравоохранения: определение, структура, понятия, методические подходы к проведению исследования // Экология человека. – 2015. – №2. – С. 27- 32.