28 января 2018г.
Аннотация
В статье представлены основные проблемы медицинской статистической отчетности на современном этапе развития здравоохранения. Проведен анализ ведомственной медицинской статистической отчетности в системе МВД России в аспекте примера возможности сокращения отчетных форм при сохранении их информативной (информационной) достаточности.
В процессе модернизации службы здравоохранения резко возрастают требования к ее статистическому обеспечению в аспекте его использования для оценки эффективности системы и предпринимаемых мер по реформированию процесса управления (1). Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в рамках основных функций системы определены основные задачи статистического учета на современном этапе и, самое главное, определена генеральная линия на реализацию статистического учета и отчетности средствами информационных технологий (2). Стоит отметить, что для значительной части публикаций по вопросам внедрения информационных технологий в здравоохранения характерно мнение об «автоматическом» совершенствовании системы статистического учета и отчетности при реализации ее средствами ИТ- технологий. Ситуация, однако, состоит ровно в обратном: совершенствование и оптимизация статистики должны предшествовать разработке информационных систем статистического учета.
Медико-статистическая информация является основой подготовки решений по совершенствованию выборов приоритетов, определению стратегии развития отрасли здравоохранения (1) На основании статистической отчетности принимаются решения, формируются материалы, выпускаются сборники, проводится анализ качества (1).
В системе Минздрава России основным источником медицинской информации являются отчетные статистические формы. В 2017 году их количество составило 37 единиц (в 1992 г. — 23). По данным ряда авторов суммарное количество заполняемых показателей в этих формах – свыше 60 тыс. Если распечатать полностью всю предусмотренную законодательством статистическую отчетность, понадобится несколько десятков пачек бумаги, суммарно насчитывающих тысячи страниц с заполненными формами. И с каждым годом объем собираемой статистической информации увеличивается (3).Ежегодно в России заполняется более 314 тыс. отчетных форм для оценки состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения на основании деятельности более 16 тыс. лечебно-профилактических учреждений. (2).
Однозначно, все исследователи сходятся во мнении о постоянном росте отчетных форм на фоне имеющихся нарушений положений, принципов формирования годовой отчетности медицинских организаций (5). С 1992 по 2010 гг. почти в 4 раза увеличилось количество графоклеток. При этом существующие учетные и отчетные формы перегружены невостребованной информацией при отсутствии необходимых данных (1).Так, результаты опроса руководителей здравоохранения показали, что даже не все из них (86%) могут указать основные характеристики здоровья (смертность, рождаемость, заболеваемость). Менее 80% руководителей знают об отчетной форме № 12, содержащей сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения. Более половины (55%) руководителей, из тех кому знакома форма № 12, она не устраивает, так как данные, представленные в ней в общем виде, практически не используются для принятия организационных решений, некоторые полагают, что в ней нуждаются вышестоящие органы управления, другие же, зная о существовании формы, не знают ее содержания (7)
Серьезной проблемой является наличие в отчетных формах показателей, которые не могут быть сформированы на основании учетной документации (1). В то же время при частом пересмотре отчетных форм нарушаются динамические ряды показателей, что затрудняет проводить их сравнительный анализ. Существуют проблемы инструктивно-методического обеспечения отчетов (1).
В последнее время остро стоит вопрос о необходимости модернизации системы сбора, обработки, хранения и распространения медико-статистической информации на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий (4). В условиях экономии бюджетных средств одним из важнейших направлений является пересмотр форм государственного статистического наблюдения с целью их упрощения, совершенствования в свете реформирования и развития здравоохранения и сокращения состава показателей, обеспечения координации показателей ряда форм и их взаимоувязки, устранения факта дублирования информации (7). Снижение статистической нагрузки на предприятия рассматривается Росстатом как одно из основных направлений работ (8).
В свете вышеуказанных положений интересно обратиться к опыту ведомственной медицинской статистики. Рассмотрим систему медицинской отчетности Министерства внутренних дел.
В системе медицинской отчетности МВД утверждена 21 отчетная форма (6). Медицинские учреждения, оказывающие поликлиническую и стационарную медицинскую помощь, формируют 18 отчетных форм. Представление форм статистической отчетности по медицинскому обеспечению осуществляется в электронном виде с использованием информационной системы. Медицинская отчетность в системе МВД России включает все значимые и необходимые компоненты (составляющие) медицинской отчетности.
В соответствии с отчетностью проводится сбор и обработка следующей информации:
• численность и составь контингента, прикрепленного для медицинского обслуживания (включая контроль полноты прикрепления контингента, имеющего право на оказание медицинской помощи в медицинских учреждениях системы МВД);
• ресурсное обеспечение медицинской помощи: учреждения, подразделения, штаты и их укомплектованность, персонал (включая квалификационные характеристики);
• заболеваемость, госпитализация, диспансерный учет и смертность в разрезе нозологических форм;
• заболеваемость (выявление) и континент лиц по отдельным классам заболеваний и нозологическим формам (инфекционная, паразитарная, микозы, ВИЧ-инфекция, психические заболевания)
• инвалидность
• заболеваемость с временной утратой трудоспособности;
• деятельность медицинской организации по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи, включая лекарственное обеспечение на амбулаторном этапе (по выписанным рецептам);
• деятельность медицинской организации по оказанию стационарной медицинской помощи (объемы, состав пациентов, исходы и т.д.);
• коечный фонд и его использование;
• деятельность медицинской организации по оказанию стоматологической помощи;
• сведения о медико-психологической реабилитации.
• сведения о профилактических прививках;
• деятельность медицинской организации по оказанию медицинской помощи на платной основе;
• сведения о лицах, направленных на санаторно-курортное лечение, на медико-психологическую реабилитацию и медицинскую реабилитацию (долечивание);
• оказание медицинской помощи прикрепленному контингенту в организациях территориальной системы здравоохранения
• сведения о финансово-экономической деятельности
• сведения о строительстве и капитальном ремонте,
• сведения о материально-техническом оснащении (включая средства вычислительной техники), модернизации парка и потребности в замене (включая финансовые показатели)
• деятельность санаториев, военно-врачебных комиссий, центров санитарно- эпидемиологического надзора, центров психофизиологической диагностики;
• сведения о лицах, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов и зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре, заболеваемости и смертности указанных лиц.
Анализ отчетных форм показывает, что сокращение числа отчетных форм и графоклеток (сокращение избыточности статистической отчетности) достигается за счет отказа от излишней детализации на основе четкого определения приоритетов статистического мониторинга, укрупнения форм наблюдения, организации взаимосвязи показателей в рамках отчетных форм (в частности – ресурсных и финансовых), отсутствия дублирования информации в отчетных формах, отсутствия неактуальных данных. Также на наш взгляд формирование системы медицинской статистической отчетности МВД России четко направлено на достижение баланса между информационными потребностями управления и практической значимостью информации, затратами на ее получение. В заключении еще раз подчеркнем, что именно совершенствование статистического учета и отчетности является залогом эффективного его перевода на ИТ- технологии, а не наоборот.
Список литературы
1. Какорина Е.П., Огрызко Е.В. Современное состояние медицинской статистики в Российской Федерации. Врач и информационные технологии.№2,2012,с.48-52. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-meditsinskoy-statistiki-v-rossiyskoy- federatsii.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 “Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения” (ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4092541/#ixzz51o7woWEV)
3. Гусев А.В. Медицинская статистика нуждается в развитии. / Официальная сайт Комплексные медицинские информационные системы. 09.10.2017//http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/medstat.htm.
4. Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В. Оптимизация служб медицинской статистики на различных уровнях в современных условиях. Врач и информационные технологии, №, 2015, с.23-25
5. Зайченко Н.М., Лебедев Г.С. Некоторые проблемы медицинской отчетности и пути их решения.
Социальные аспекты здоровья населения, 2013// https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye- problemy-meditsinskoy-otchetnosti-i-puti-ih-resheniya.
6. Приказ № 101 от 06.03.2017г. Министерства внутренних дел Российской Федерации «О системе организации статистической отчетности в медицинских и аптечных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
7. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Статистический учет и отчетность в здравоохранении. Москва,2006г. //http://www.igma.ru/attachments/article/230/%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D1%87.%20%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D 0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80~.pdf.
8. О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2016 году и основных направлениях на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Официальный сайт Росстата//http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/college/dokl2017.pdf