Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2017г.
Аннотация

В сложившихся условиях мирового экономического кризиса и ограничений, вызванных потоком санкций, обрушившихся на страну, проблема организации доступной и качественной медицинской помощи остаётся не решенной до настоящего времени. Именно этим и объясняется нескончаемый поток реформ, инициатив, модернизаций, оптимизаций и тому подобных акций. Этими инновациями как орудиями пытки терзают отечественное здравоохранение высшие руководители, азартно добивая упорно сопротивляющиеся остатки советской системы. Делаются бездарные попытки создать что-то новое и лучшее, чего, однако, достигнуть не удается даже «20 лет спустя». Необходимы срочные меры по спасению отечественного здравоохранения и прекращению реформ с непродуманными перспективами для сохранения здоровья нации. Действующая модель организации здравоохранения должна быть пересмотрена исключительно с позиций интересов абсолютного большинства граждан. В условиях России таковой может быть только государственно-бюджетная модель.


Цель/задачи работы. Цель - анализ состояния отечественного здравоохранения в настоящее время. Задачи работы - принятие срочных мер по спасению отечественного здравоохранения с целью сохранения здоровья нации.

Методология. При проведении настоящего исследования использованы данные официальных источников, обзор литературы, научные методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, моделирования.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер по спасению отечественного здравоохранения и прекращению реформ с непродуманными перспективами для сохранения здоровья нации.

Выводы/Значение. Необходимо разумно воспринимать научно обоснованные и проверенные мировой практикой рекомендации ВОЗ в отношении состояния народного здоровья и здравоохранения. Необходимо учесть международный опыт создания справедливой и доступной системы медицинского обслуживания и собственный исторический опыт в этом деле. Надо объективно оценить и серьёзно задуматься, что происходит с бесконечным реформированием отечественного здравоохранения и понять, что так называемый «свой путь развития», на который нас заталкивают, быстро набирает темпы движения к весьма сомнительному конечному пункту назначения. Особая роль отводится тем, кто вершит судьбу отечественного здравоохранения, т. к. что создадим в результате плохо продуманных реформ с тем и встретимся все вместе через какое-то время.

Ключевые слова: мировой экономический кризис, организация доступной и качественной медицинской помощи, отечественное здравоохранение, реформы с непродуманными перспективами, сохранение здоровья нации, государственно-бюджетная модель.

 

 

AN ANALYTICAL STUDY OF CURRENT STATE AND PERSPECTIVES OF MEDICAL CARE IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIAN REALITY.

Alekseev V., Borisov K.

 

 

Russian Medical Academy of postgraduate education (RMANPO) 

Abstract: Under the circumstances of the global economic crisis and the constraints caused by the flow of sanctions that hit the country, the problem of the organization accessible and quality health care remains unresolved to date. This explains the endless stream of reform initiatives, upgrades, optimizations and similar actions. These innovations as instruments of torture to plague our healthcare leaders, who stubbornly reluctant the remnants of the Soviet system. Unoriginal made attempts to create something new and better, but you cannot reach even 20 years later. Urgent action is needed to rescue the domestic health care reform and an end to ill-advised prospects for maintaining the health of the nation. The current model of Health Organization should be reviewed solely from the standpoint of the interests of the absolute majority of the citizens. In Russia State-budget model only can be.

Purpose/objectives: The purpose of the analysis of the State of the national health care now. Objectives- urgent action to rescue the domestic health care in order to preserve the health of the nation.

Materials and methods: This study used data from official sources, review of literature, scientific methods of analysis and synthesis, comparative analysis, simulation.

The results of the study indicate the need for urgent action to rescue the domestic health care reform and an end to ill-advised prospects for maintaining the health of the nation.

Conclusions/Significance: It is necessary to perceive the scientifically based and proven practices who recommendations on the State of people's health and health care. It is necessary to take into account international experience in establishing a fair and accessible system of health care and their own historical experience in this matter. We need to think seriously and objectively, what happens to the endless domestic health care reform and to understand that the so-called "its way of development", which pushed us, quickly gaining momentum the movement to a very questionable final destination. A special role is given to those who do the fate of national health care, because that will create because of ill-conceived reforms and meet all together after a while.

Keywords: the global economic crisis, the organization of accessible and quality health care, national health care reforms with ill-advised prospects conservation, public-health budget model.




Введение.

Невозможно предложить принципы, превосходящие по своей привлекательности для любого гражданина, в замену тем, на которые опирается Всемирная организация здравоохранения и которыми, несомненно, должно руководствоваться общество, заявившее через свою конституцию о социальной ориентации государства. Этими принципами является «справедливость и солидарность». [3, С. 280 ]

Справедливость подразумевает равное право на медицинское обслуживание, гарантируемое государством, для всех граждан вне зависимости от их доходов. Солидарность означает, что, тем или иным путём разбогатевшие граждане поддерживают обедневших соотечественников за счет перераспределения части своих доходов через систему прогрессивного налогообложения или страховых взносов. В целом, существо означенных принципов построения национальной системы здравоохранения, ориентированной на потребности демократически обустроенного общества, выражается хорошо известным положением, когда «Богатый платит за бедного, а здоровый — за больного».

Для всякого здравомыслящего человека никаких сомнений в абсолютной демократичности и высшей степени справедливости в такой постановке вопроса не возникает. Однако это относится к тем гражданам, помыслы  которых ориентированы на интересы  народа, т.е.  абсолютного большинства соотечественников, ведущих вполне скромный образ жизни и составляющих ту большую часть населения, которая обозначаются понятием нация. Однако наряду с этим существует некоторая часть граждан, для которых важнее всего собственное благополучие, и в этом случае ход их мысли приобретает совсем другое течение.

Судьба страны, и в частности отечественного здравоохранения, непосредственно зависит от того, в чьих руках оказывается право принимать судьбоносные государственные решения. Отечественная история являет собой яркое свидетельство высказанной закономерности. Как правило, право принимать эти самые решения оказывается в руках богатейшей элитарной прослойки, которая не способна разделять озабоченностей большей части населения, находящегося в совершенно других условиях существования.

Как известно, в понятиях базовой социальной идеологии используется две модели: солидарная и либертарная. Солидарная утверждает, что вклад гражданина в общественное благосостояние не может являться мерой, определяющей доступность здравоохранения, образования, продуктов питания и жилья. Медицинская помощь- безусловное право гражданина. Либертарная утверждает, что если вклад гражданина, т.е. его труд определяет его доступ на рынок, то и доступ к здравоохранению, образованию, продуктам питания и жилью должен определяться теми же факторами. Медицинские услуги- это разновидность товара, поступающего на рынок.

Соответственно, в первом случае государство принимает на себя полное обеспечение населения

медицинской помощью на бюджетной основе. Во втором случае граждане должны покупать медицинскую помощь, как любой товар, находящийся в продаже.

 Что происходит  с медицинской помощью в стране .

В одной из  московских  городских  поликлиник нами проведен опрос  среди пациентов и медицинского персонала относительно того какое из изложенных выше понятий они предпочитают. В опросе приняли участие по 100 человек в каждой из опрашиваемых групп. Оказалось, что солидарную модель приняли 87%  пациентов, а либертарную предпочли 78% медицинских работников.  Результаты опроса, таким образом, показали, что в обществе существует достаточно выраженный конфликт интересов населения и медицинских работников. Как же можно интерпретировать этот результат и есть ли возможность погасить разгорающийся конфликт, явно не обещающий ничего хорошего для поддержания здоровья нации на уровне потребностей развития социально-экономического благополучия страны?

Специфичность ситуации, складывающейся в современной России, состоит в том, что внедряемые рыночные отношения в жизнь общества с их алчной природой входят в очевидное противоречие с идеей человеколюбия и милосердия. Трудно будет вспомнить страну, в которой врач собственноручно убивает своего пациента. И это происходит не случайно, и не в связи с профессиональной некомпетентностью, и не по причине ошибочности предпринятых медицинских действий, а в силу дикой озлобленности на «нетерпимое», по мнению врача, поведение лежащего перед ним беспомощного пациента. Такие примеры мы встречаем сегодня в новой России. Конечно, это позорные исключения из общей медицинской практики в стране, но их не должно быть по определению. Медицинская помощь — это только и исключительно милосердие и готовность придти на помощь человеку даже ценой собственной жизни. Такими примерами гордится  отечественная  медицина  и  их  много,  но  это  историческая  правда,  а  складывающаяся действительность огорчает проявлениями нетерпимости, жестокости и безразличия к страданиям пациентов. Налицо явные дефекты в воспитании медицинских работников, которому практически перестали уделять внимание в медицинских учебных заведениях. Профессия медицинского работника реализуется не только через научные клинические знания и технические умения. Она проявляется мастерством владения этической и душевной связи с пациентом, доверяющим медицине своё здоровье - самый ценный и ничем незаменимый дар Создателя. [2, С. 5-17]

Развивающаяся эпидемия непрерывного реформирования организации медицинской помощи в стране свидетельствует, кроме всего прочего, о непримиримом, нескончаемом конфликте между бизнесом на здоровье и медицинским человеколюбием в развернувшейся в обществе борьбе за здоровье нации и её выживание. При этом бизнес оперирует понятием «рентабельности», никак не монтирующимся с деятельностью по здравоохранению, а немногочисленные бойцы фронта человеколюбия пытаются доказать, что охрана здоровья граждан всегда была и останется делом затратным и убыточным, но, вместе с тем, абсолютно бесспорно необходимым. Рентабельность производства, создающего материальные ценности вовсе не одно и то же, что оказание медицинской помощи и сохранение здоровья человека. Вместе с тем совершенно очевидно, что для того, чтобы поддерживать рентабельное производство необходимо инвестировать немалые средства в здоровье людей, сохраняя и повышая их работоспособность. Ничего нового нет и в том, что охрана здоровья населения и медицинская помощь суть высоко затратные сферы деятельности всего государства, которое реально озабочено своим развитием и самим существованием. Это неизбежно и должно приниматься в социально ориентированном государстве в качестве аксиомы. К сожалению, эти простые истины перестали уживаться в сером веществе мозговых извилин современных руководителей отечественного здравоохранения, пораженных нравами потребительского общества, сформированного в современной России. Чтобы освежить их образ мышления неплохо вспомнить о том, что в Советском Союзе финансирование здравоохранения не превышало 3,5- 4% от ВВП. Это, примерно, то же, что и в современной России. Однако развитие медицинской помощи, кадрового потенциала этой службы и меры по охране здоровья нации демонстрировали постоянные, ежегодные и весьма впечатляющие успехи. Авторы и сторонники современной тактики и стратегии развития (если можно так выразиться) отечественного здравоохранения стараются не вспоминать об этом по вполне понятным причинам. Советский Союз был реально социально ориентированным государством, а современная Россия способна лишь провозглашать себя таковым. Объективно подтверждающих это фактов сегодня более чем достаточно во вполне доступной периодической литературе. Разрушение созданного советским народом отечественного здравоохранения, признанного ВОЗ лучшим в мире, сегодня главная задача действующей администрации отечественного здравоохранения. При этом насаждается далеко не самый лучший зарубежный опыт.

К ч ем у призыва ет В се м ирна я о рга ни за ци я здра во о хра не ни я.

Анализируя международный опыт реформирования здравоохранения в своих ежегодных докладах, Всемирная организация здравоохранения традиционно подводит итоги и пытается определить исходы и перспективы происходящего на этом поприще в странах мира. В наиболее исчерпывающем на данную тему докладе, выпущенном в 2008 году, звучит призыв к странам интенсифицировать внедрение практики первичной медико- санитарной помощи, которая сегодня «актуальнее, чем когда-либо». По мнению ВОЗ, это обеспечит реальные возможности, чтобы предпринимаемые реформы «делали системы здравоохранения равноправными, открытыми для всех и справедливыми». Надо принять во внимание, что практика и время внесли коррективы в основные направления развития ПМСП, которые в современных условиях выглядят несколько иначе, но не менее убедительно. [1, С.106-110.]

В цитируемом докладе ВОЗ прозорливо отмечается, что нередко управление сектором здравоохранения реагирует на происходящие изменения в обществе неадекватными и наивными реформами. Они оказываются неадекватными, прежде всего потому, что «реформаторы» то ли не способны, то ли не желают предвидеть их возможные последствия в ближайшем и отдаленном будущем. Пред принимаемые меры часто оказываются недостаточными, запоздалыми или просто неуместными. А наивными они оказываются потому, что для преодоления несостоятельности системы требуется системный подход, а не временные решения, которыми изобилует практика реформирования здравоохранения во многих странах Восточной Европы и Россия далеко не является исключением.

Вот как излагаются предлагаемые ВОЗ направления возможных реформ.

Прежде всего, это должны быть действия обеспечивающие всеобщий охват населения медицинским обслуживанием и мерами социальной защиты здоровья. Они должны способствовать достижению равенства в отношении здоровья, социальной справедливости и ликвидации социальной изоляции отдельных мало обеспеченных слоев населения.

Реформы     самой    сферы     предоставления    медицинской     помощи     следует    сосредоточить    на  реорганизации служб здравоохранения в соответствии с потребностями и ожиданиями граждан. Главное назначение этих реформ - повысить социальную значимость медицинских услуг, их способность более чутко реагировать на изменения в мире, обеспечивая достижение более высоких результатов.

Реформы государственной политики должны способствовать повышению уровня здоровья граждан путем интеграции деятельности в области общественного здравоохранения с первичной медицинской помощью, проведения рациональной государственной политики во всех секторах и укрепления мер общественного здравоохранения на национальном и транснациональном уровнях.

Реформы управления призваны заменить чрезмерное использование административно-командных методов, с одной стороны, и политику невмешательства со стороны государства - с другой, социально интегрированным, репрезентативным, осуществляемым на основе переговоров управлением в соответствии с требованиями, которые диктуются сложным характером современных систем здравоохранения.

В докладе ВОЗ подчеркивается, что, хотя означенные реформы могут проводиться повсеместно, они не являются образцом для слепого копирования или неоспоримым руководством к действию. Конкретные детали, необходимые для воплощения их в жизнь в каждой стране, должны определяться реальными условиями и оценкой ситуации на основе достоверной информации. Вместе с тем нет никаких оснований для промедления с их проведением в любой стране — богатой или бедной.

 Некоторые животрепещущие проблемы организации медицинской помощи в современной России

Уровень поддержки здравоохранения в Российской Федерации, который позволяет себе государство, сопоставим только с уровнем развивающихся и действительно очень бедных стран Латинской Америки. Однако правительства этих стран гарантируют гражданам самый примитивный уровень первичной медицинской помощи и никак не больше. В России при таком же финансировании законодательно предписывается обеспечить гражданам доступную помощь на современном уровне. В условиях капиталистических отношений, быстро прорастающих в стране, в складывающихся отношениях медицинских работников с пациентами это возможно только в том случае, если у пациента много свободных денег или имеются хорошие знакомые и родственники в лечебных учреждениях. Вне этих условий и возможностей гражданам подчас приходится обращаться в коммерческие медицинские учреждения, где не просто требуют высокой оплаты своих услуг, а, как говорится, стараются «содрать три шкуры». Как можно иначе квалифицировать тот факт, что консультация кардиолога в клинике при Управлении делами президента стоит 4500 руб. Если учесть, что прием кардиолога в городской муниципальной поликлинике по расценкам ОМС стоит в среднем 225 руб., то это в 40 раз больше! Кто же может себе такое позволить? Наверняка не те граждане, о которых проявляет заботу Правительство, инициируя национальную программу «Здоровье». Особенно неприглядно это выглядит еще и потому, что происходит в стенах учреждения под вывеской администрации президента. Правда, то же самое происходит и во множестве других коммерческих медицинских учреждений, практикующих свой «бизнес» под самыми разнообразными вывесками. Но суть дела от этого не меняется.

Ведь в итоге оказанной консультации ничего нового, кроме того, что вам уже было известно после бесплатного посещение кардиолога в муниципальной поликлинике, вы не узнаете. Вам назначат сделать ЭКГ, фонокардиографию, клинический анализ крови и еще много чего такого, что вам обойдется как минимум еще несколько раз по столько, сколько вы уже уплатили за милое общение с консультантом. При этом никаких гарантий, что будет оказана действительно квалифицированная помощь, не существует. Мало того, есть множество свидетельств тому, что как раз, наоборот, вполне возможно получить малоквалифицированную помощь. Как известно т.н. «кумовство» широко распространено в отечественной практике производственных отношений и в частных лечебницах подвизаются знакомые и родственники их «учредителей», которым предоставляется возможность хорошо зарабатывать. Однако среди них не всегда оказываются самые умелые и умудренные эскулапы.

В докладе ВОЗ отмечается, что, как показывают три последних десятилетия, решительным внедрением в национальную практику здравоохранения ПМСП возможно добиться значительных результатов. Но для этого необходимо, чтобы правительства сосредоточили внимание на конкретных проблемах организации первичной медико-санитарной помощи, борьбе с коммерциализацией сектора здравоохранения и развитии человеческих ресурсов для преодоления кризисов в области охраны здоровья.

Надо полагать, что опыт Всемирной организации здравоохранения и общепризнанный высочайший уровень квалификации ее экспертов является достаточным свидетельством тому, что рекомендациям этой организа ции пренебрегать не следует.

На фоне изложенного выше любопытно заглянуть за кулисы отечественного здравоохранения  и оценить происходящее, хотя бы слегка коснувшись некоторых животрепещущих проблем.

Московское здравоохранение совершенно не отражает общей ситуации в национальном здравоохранении на всей остальной территории огромного российского государства. Однако все провозглашаемые инновации и объявленная модернизация стартуют именно здесь. По мнению участников курсов усовершенствования руководителей ЛПУ, собранных с периферийных территорий и проходивших на кафедре международного здравоохранения РМАПО в текущем полугодии, столичное здравоохранение демонстрирует благополучие, на которое они смотрят изумленным взором, не веря своим глазам. Шутка ли, когда участковые терапевты в городских муниципальных поликлиниках столицы получают в среднем зарплату более 60 тыс. рублей, что в 3, а то и в 4 раза превосходит то, что тот же персонал имеет в не столь отдаленных территориях. Оказывается, в столичных поликлиниках уже начали даже планировать уровни доходности по отделениям, оказывающим медицинское обслуживание. Лечебно-профилактические учреждения откровенно демонстрируют алчную тенденцию на превращение своей деятельности в откро венный бизнес на здоровье людей. Есть ли в этом хоть что-то напоминающее рекомендации ВОЗ относительно равенства и социальной справедливости, реализуемые через доступность медицинского обслуживания населения? Таких ощущений не возникает, а складывается впечатление, что наших детей и внуков ожидает мало доступное и очень неэффективное здравоохранение, в котором принципам ПМСП места просто не найдется.

Как же протекает объявленный процесс модернизации на примере столичного здравоохранения? Cтоличное здравоохранение развивается по пути создания многопрофильных стационаров. В рамках реформы произведено объединение амбулаторно-поликлинических учреждений со стационарами и ликвидированы многопрофильные больницы. Нововведение, в частности, коснулось женских консультаций, кожно-венерологических и психиатрических диспансеров. Московское здравоохранение вопреки здравому смыслу, мнению граждан и большинства медицинской общественности подверглось «революционной» реорганизации, смысл которой остался очевидным только высшему территориальному руководству. Было ликвидировано около двух десятков крупных больниц и десятки тысяч опытнейших медицинских работников остались без работы. Организация амбулаторно-поликлинической помощи, благодаря предпринятой «оптимизации», в целом стала менее доступной. Участковый принцип переживает не лучшие временами, подвергаясь незаслуженному осуждению и разрушению. Настойчиво протаскивается идея заменить участковых врачей «врачами общей практики». Во времена советского здравоохранения подобная практика  рассматривалась  как  деградация  врачебной  деятельности,  и  осуждалась   как  проявление «фельдшеризма». Как и каким образом будут осуществляться эти «впечатляющие» реформы, результаты которых негативно скажутся на пациентах, не вполне ясно. Но скорее всего, это будет сделано вопреки всему разумному и достойному одобрения. Скорее всего, это будет такое же чудо, которое совершили, когда в стране переименовали милицию в полицию. Какие после этого стали происходить завораживающие события в правозащитной сфере деятельности страны — сегодня всем хорошо известно. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что во весь рост встала проблема: а не пора ли гражданам овладевать эффективными приёмами и средствами обеспечения личной безопасности? Однако осуществлению этого маневра активно препятствует действующее законодательство сурово преследующее защищающегося за действия, предпринятые им к лицам, пытающимся нанести ущерб его здоровью или имуществу.

Не пришлось бы после «революционных реформ амбулаторно-поликлинической помощи» гражданам забыть дорогу в ЛПУ и шире использовать средства народной медицины, всевозможные заговоры и советы мудрых старушек и опытных соседей? Очень уж настораживает заявление руководителя здравоохранения столицы, что «зарплата участковых терапевтов должна стать больше, нагрузка - меньше, а специальность — престижнее». От столь абсурдного заявления гражданам становится дурно, ибо оно находится в полном противоречии с тем, что на самом деле происходит. В этих заявлениях не содержится даже намёка на заботу о пациентах, но хорошо звучит трогательное внимание к интересам медицинских работников.

Разумеется, отрадно отметить, что руководство столичным здравоохранением озабочено падением уровня профессиональной квалификации медицинских работников и планирует каким-то образом ликвидировать этот весьма существенный недостаток. Предполагается создать свою московскую систему повышения квалификации медицинских работников. Это было бы замечательной инициативой, если бы одновременно удалось каким-то образом повысить мотивацию к непрерывному повышению профессиональной квалификации, которая сегодня среди медицинских работников почему-то заметно падает.

Возникла «блестящая идея» для финансирования очередной организационной инициативы привлечь частный сектор. Авторы этой идеи почему-то не вспомнили о том, что для частного сектора это видится всего лишь как бизнес, т.е. возможность извлечь дополнительные личные доходы. И для этого, несомненно, будет создана новая коммерческая организация, а вместе с ней и очередная коррупционная схема. Обучение будет дорогим, а эффективность проводимых учебных мероприятий сомнительной, как все, что предпринимается бизнесом, который по своей сути никогда не может быть способным проявлять заботу о людях, ибо предназначен «делать деньги».

Столь жизненно важная задача, какой является создание системы непрерывного повышения профессиональной квалификации медицинских  работников, не может быть решена без прямого и пре имущественного контроля и жесткого управления со стороны государства. Оно со своей стороны должно выработать такие требования, которые бы делали просто невозможным ни одному медицинскому работнику проигнорировать деятельное и заинтересованное участие в этой системе. К сожалению, сегодняшний гражданин новой России способен делать что-то нужное государству и его народу только под угрозой реального наказания, связанного с лишением каких-то жизненных благ. Это печально, но это действительно именно так. Никакие добрые увещевания, строгие правила, благородные клятвы, обязательства и т.п. больше на наших людей не действуют!

Полагаем важным заметить, что предпринимаемое резкое сокращение административно- управленческого персонала в ЛПУ вряд ли принесет какие-то успехи в смысле контроля за обеспечением качественной медицинской помощи населению. «Не все стриги, что растет», - предупреждает Козьма Прутков. Лишить работы сотни квалифицированных организаторов здравоохранения вполне возможно. Трудно отобрать и воспитать надежных и искусных в своем деле специалистов в этой области, готовых служить делу, а не мамоне. Такими кадрами надо дорожить. То, что намеренно предпринимается руководством по отношению к ним, очень похоже на то, что сделало в свое время руководство страны, когда уничтожило тысячи опытных военачальников, обескровив командные кадры армии накануне тяжелейшей войны.

Вот какие данные приводит Н.Исаев, директор института актуальной экономики (Московский комсомолец 29.04.2016г). В 2000 году в стране насчитывалось 10404 больницы, а в 2013 году их осталось 4398, т.е сократилось более чем на 50%! Всего же по России за 2 с половиной года сокращено более 100000 коек. Результаты «оптимизации» не замедлили сказаться на показателях летальности и прочих свидетельствах угрожающего неблагополучия со здоровьем населения.

Необходимы срочные меры по спасению отечественного здравоохранения, переживающего глубокий системный кризис, который продолжает углубляться благодаря непродуманным организационным решениям последнего времени.

 Что делать? Традиционная отечественная постановка вопроса , часто остающаяся без вразумительного ответа .

И в этой связи заслуживают внимания решения X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей, прошедшего в 2015 году при участии 273 делегатов из 65 субъектов Российской Федерации, отражающие самые насущные проблемы и предлагающего меры, призванные остановить скольжение отечественного здравоохранения к весьма неблагоприятному исходу уже в недалёком будущем. Кстати говоря, по какой-то причине, которая понятна многим здравомыслящим медикам озабоченным судьбой отечественной медицины, само существование пироговского движения и результаты его работы тщательно игнорируются и замалчиваются. Почему бы это? Чтобы понять причину достаточно ознакомиться с тем, как съезд рассматривает сложившуюся ситуацию в здравоохранении страны. В отчёте съезда это сформулировано следующим образом:

1.    Создавшееся кризисное положение в здравоохранении Российской Федерации является результатом распада и фрагментации единого медицинского пространства, нарушения связей между органами исполнительной власти, институтами гражданского общества и гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, при несистемном, непоследовательном, научно необоснованном осуществлении реформенных преобразований и ненадлежащем исполнении законов государства.

2.    При непринятии надлежащих решений и при промедлении в проведении эффективных реформенных преобразований в здравоохранении на федеральном и региональном уровнях будет происходить дальнейшее ухудшение показателей здоровья населения, снижение производительного потенциала общества, увеличение демографической нагрузки, увеличение потребности в медицинской помощи, рост государственных бюджетных расходов на охрану здоровья и увеличение общественных потерь.

3.      Правовое и экономическое положение врачей, медицинских сестер, научных и педагогических медицинских кадров не отвечает государственной политике Российской Федерации в области охраны здоровья населения и в сфере здравоохранения.

4. Оказание платных видов медицинской помощи и услуг в государственных учреждениях здравоохранения, ошибки в организации здравоохранения сокращают доступность и качество медицинской помощи для основной части населения, ведут к возрастанию смертности, неудовлетворенности граждан медицинской помощью, проводимой государственной политикой в сфере охраны здоровья и обусловливают растущую социально-общественную напряженность в стране.

Принимая во внимание, изложенное выше, с учетом проведенного обсуждения важнейших вопросов, Съезд рекомендует:

1.      Исключить рыночное регулирование в сфере государственного здравоохранения и признать здравоохранение и охрану здоровья граждан РФ государственной функцией. [5, С 3]

2.   Приостановить сокращение врачебных должностей и ликвидацию медицинских организаций без учета фактической потребности в них и обеспечения доступности медицинской помощи для граждан страны.

3. Ввести на государственном уровне ограничения и контроль за ценами на лекарственные препараты в организациях аптечной сети всех форм собственности.

3. Предложить к рассмотрению представленную на съезде государственно-бюджетную модель здравоохранения.

Хорошо известно, что проблемы обеспечения общественного здравоохранения и системы медико- санитарной помощи людскими ресурсами, финансированием [6. С.134-138], инфраструктурой или информационными системами далеко выходят за рамки возможностей сектора здравоохранения и могут решаться исключительно на основах межсекторального сотрудничества, заинтересованного участия правительства и существенного вклада со стороны заботливо пестуемого и поощряемого крупного бизнеса.

Одной из наиболее острых проблем организации медицинской помощи населению в большинстве стран мира и в современной России в особенности продолжает оставаться её доступность. Согласно постулатам, развиваемым Всемирной организацией здравоохранения всеобщий охват медико-санитарными услугами означает, что каждый человек может получить требуемую качественную медицинскую помощь, не встречая препятствий для доступа к ней и не испытывая финансовых потерь, вызванных навязываемой оплатой. Для этого необходимы прочная, эффективная, надлежащим образом организованная система здравоохранения; доступ к основным лекарственным средствам и технологиям; и достаточное число честных работников здравоохранения, для которых милосердие и качественная медицинская помощь не являются дежурным лозунгом, а составляют прочно усвоенную основу их профессионального долга.

В докладе на Пироговском съезде Председатель Исполкома Пироговского съезда врачей, Президент Российской медицинской ассоциации проф. А.Г. Саркисян отметил:

«В настоящее время вопрос уже не в том, есть ли в России кризис народного здоровья, а в том, не перешел ли он уже точку "невозврата", осталось ли вообще время, чтобы выправить положение. Или у нас уже нет надежды на восстановление былого (а тем более, оптимального) демографического, социально- экологического и медико-социального равновесия и народу России предстоит пережить период тяжелого не только духовного, но и социального распада? Чего ждать - социальных потрясений (взрывы возмущения, конфликты, насилие), либо (и к этому как бы "приучают") медленного "гниения" и деградации народа, дезинтеграции его целостности, его физического, духовного и социального вырождения»? [4, С. 3-10]

Заключение.

Анализируя всё сказанное выше, невольно возникает мысль, а способна ли ещё современная Россия разумно воспринимать научно обоснованные и проверенные мировой практикой рекомендации ВОЗ и собственное состояние народного здоровья и отечественного здравоохранения? Значит ли сегодня для неё что-то международный опыт создания справедливой и доступной системы медицинского обслуживания и собственный исторический опыт в этом  деле? Способны ли мы сегодня объективно оценить, что с нами происходит и понять, что так называемый «свой путь развития», на который нас заталкивают, быстро набирает темпы движения к весьма сомнительному конечному пункту назначения?

Вот только каким он окажется для страны и для каждого из нас? Над этим надо бы серьёзно задуматься тем, кто вершит судьбу отечественного здравоохранения. Что создадим в результате плохо продуманных реформ с тем и встретимся все вместе через какое-то время.

В своё время знаменитый мыслитель Галилео Галилей заметил: «Не может быть, чтобы Бог, давший нам разум, желает, чтобы мы воздержались от его использования.» Как хотелось бы, чтобы эта истина оказалась реально усвоенной теми, кто вершит судьбу Отечества!

Список литературы

 

1.     Алексеев      В.А.,       Борисов      К.Н.      Международная     практика      глобализации      в      системе здравоохранения//МИР Модернизация. Инновации. Развитие. 2015. № 1(21).С.106-110.

2.     Астанина С.Ю., Задворная О.Л. Совершенствование модели непрерывного профессионального медицинского образования врачей// Инновации в образовании.2014. № 10.С. 5-17.

3.     Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире. //2008 г.-280 с.

4.     Комаров Ю.М. Доклад доктора мед. наук, профессора, засл. деятеля науки РФ Комарова Ю.М. на 2 этапе Чрезвычайного Х (ХХV1) Всероссийского Пироговского съезда врачей 23 мая 2016г.

5.     Комаров Ю.М. Какой путь предпочтительней?-http://komarov.viperson.ru

6.     Борисов К.Н. Засиева О.З.// Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения// МИР Модернизация. Инновации. Развитие. 2015. № 4(20).С.134-13