Несмотря на огромное разнообразие рекламных видеороликов, плакатов, в которых говорится о необходимости профилактики заболеваний полости рта, среди населения наблюдается низкая медицинская грамотность, особенно среди детей [1]. Данная тенденция настораживает, так как, своевременная профилактика заболеваний может предупредить болезнь и устранить факторы риска.
Для детей в возрасте 7-11 лет характерно увеличение заболеваний пародонта и поражений твердых тканей зубов, что объясняется низким уровнем профилактики основных стоматологических заболеваний в более раннем возрасте (32-35%) [2]. По данным стоматологического эпидемиологического обследования детей в возрасте 7 - 11 лет процент заболеваний твердых тканей зубов в среднем по России составляет свыше 60% [2,4].
Профилактические мероприятия, направленные на уменьшение стоматологических заболеваний полости рта детей, необходимо осуществлять уже при первом обращении будущих мамочек в женскую консультацию. Соблюдение правил гигиены полости рта снижает риск возникновения и развития не только поражений твердых тканей зубов, но и воспалительных заболеваний тканей пародонта. Гигиеническое воспитание детей является важнейшим из всех известных направлений профилактики в стоматологии. Рациональная гигиена полости рта является ведущим звеном в профилактике кариеса зубов [3]. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствует физиологическому процессу созревания эмали зубов, а биологически активные компоненты зубных паст обогащают ткани зуба микро и макроэлементами. Качественная гигиена полости рта позволяет снизить заболеваемость зубов кариесом.
Цель: обосновать необходимость внедрения образовательных гигиенических программ в школах (на примере г. Ставрополя).
Материалы и методы. Эпидемиологическое исследование проходило на базе детской
стоматологической поликлиники г. Ставрополя. В ходе работы было обследовано 300 детей в возрасте 7 лет (150 человек) и 11 лет (150 человек), хоть раз обратившиеся за стоматологической помощью. Также, было проведено добровольное анкетирование родителей детей, принявших участие в обследовании.
Работа проходила в несколько этапов.
Первый этап - знакомство с родителями и детьми, изложение им теоретического материала о строении и функции зубов, здоровом образе жизни.
На втором этапе - обучение навыкам гигиены полости рта. В основе данного этапа использовали две методики: демонстрационная - на фантомах и практическая – непосредственно в полости рта.
Третий и четвертый этап – контроль полученных знаний и навыков с помощью тестирования через 3 и 6 месяцев.
Результаты. Родители школьников, участвующих в исследовании, прошли добровольное индивидуальное анкетирование в начале исследования, по результатам которого мы выяснили, на каком уровне находятся их гигиенические навыки. Полученные цифровые данные подверглись анализу с помощью статистического метода Statistica 10.
Вопросы анкеты:
1. Как часто вы с ребенком посещаете стоматолога?
2. Сколько раз в день чистит зубы ваш ребенок?
3. Сколько времени у него занимает процесс чистки зубов?
4. Как часто вы меняете зубную щетку ребенку?
5. Как вы храните зубную щетку?
6. Откуда вы знаете о правилах чистки зубов?
Согласно анкете результаты опроса оказались следующими:
|
Вопрос |
Ответы родителей (чел.) |
Итого (%) |
|
1.Как часто вы с ребенком |
по необходимости -115 |
38% |
|
посещаете стоматолога? |
2 раза в год – 82 |
28% |
|
1 раз в год - 103 |
34% |
|
|
2. Сколько раз в день чистит |
1 раз в день – 95 |
32% |
|
зубы ваш ребенок? |
2 раза в день – 167 |
55,6% |
|
не чищу – 38 |
12,6% |
|
|
3. Сколько времени у него |
<2-3 мин.- 88 |
29,3% |
|
занимает процесс чистки |
>2-3 мин. – 39 |
13% |
|
зубов? |
2-3 мин. - 159 |
53% |
|
4.Как часто вы меняете зубную |
раз в 6 мес.- 154 |
51,3% |
|
щетку ребенку? |
раз в 2 мес. – 86 |
28,6% |
|
|
раз в месяц - 60 |
20% |
|
5.Как вы храните зубную |
в закрытом футляре - 68 |
22,6% |
|
щетку? |
в стакане, |
|
|
головкой вверх – 156 в стакане, |
52% |
|
|
головкой вниз – 96 |
|
|
|
32% |
||
|
6.Откуда вы знаете о правилах |
из рекламы – 104 |
34,6% |
|
чистки зубов? |
обучали стоматологи – 90 |
30% |
|
так чистят в семье – 106 |
35,3% |
Опрос родителей показал, что 38% опрашиваемых посещают врача-стоматолога только при необходимости, и эти посещения были связаны с неотложными состояниями, тогда как всего 28% детей получали комплексное лечение (по результатам опроса).
32% опрошенных родителей в анкетах указали, что дети чистят зубы 1 раз в день и время чистки занимает менее 2-3 минут (29,3%).
Выше сказанное говорит о достаточно низком уровне мотивации взрослого населения города Ставрополя на проведение лечебных и профилактических мероприятий заболеваний полости рта детям.
При анализе результатов всех этапов исследования, было выявлена группа детей с низкими показателями гигиены полости рта. Для них были проведены дополнительные гигиенические уроки, на которых рассматривались и разбирались непонятные для детей вопросы.
Вывод: проведенное анкетирование лишний раз доказало необходимость внедрения образовательных гигиенических программ у детей младших классов, что в свою очередь приведет к эффективному усвоению навыков ухода за полостью рта и качественному улучшению гигиенического состояния полости рта.
1. Агранович Н.В., Мхитарян А.К., Агранович В.О. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста//Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 80. С. 234.
2. Мхитарян А.К., Агранович Н.В., Сагина О.В. Сравнительный анализ востребованности стоматологической помощи лицами трудоспособного возраста городского и сельского населения Ставропольского края//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 162.
3. Мхитарян А.К., Агранович Н.В. Опросы организации профилактических мероприятий стоматологических заболеваний и взаимосвязь между состоянием тканей пародонта и уровнем индивидуальной гигиены полости рта//Российский стоматологический журнал. 2014. № 2. С. 51-53.
4. Мхитарян А.К., Григоренко П.А., Бражникова А.Н., Варуха А.П. Выявление ведущих стоматологических заболеваний у детей школьного возраста на амбулаторном приеме (на примере г. Ставрополя)//В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития медицины сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 60-61.