В последнее время отмечается повышение интереса исследователей к свободно-радикальной биологии и медицине, основу которой составляют представления о механизмах действия, молекулярно-клеточных и системных эффектах активных форм кислорода (АФК) и азота (АФА) [2, 4, 5]. В настоящее время установлено, что лечебное воздействие ряда физических факторов опосредовано через генерацию, циркуляцию и деградацию активных биорадикалов, представленных в том числе АФК и АФА, одной из основных точек приложения которых служит энергетический обмен крови. Поэтому его оценка и коррекция с помощью АФК и АФА является актуальной в плане определения эффективности проводимого лечения. Целью исследования явилось изучение влияния газообразных АФК и АФА на параметры энергетического метаболизма крови in vitro.
Материалы и методы исследования. Проведено 2 серии экспериментов на образцах консервированной крови здоровых доноров с Нижегородской станции переливания крови. В I серии каждый образец (n=10) разделяли на 5 порций по 5 мл. Первая порция – контроль без воздействий. Вторую порцию барботировали кислородно-озоновой смесью (O3 – 500 мкг/л), третью – чистым О2, четвертую и пятую – газовой смесью, содержащей синглетный кислород (СК) (при мощности генератора 50 и 100% соответственно). Продолжительность барботажа – 3мин. Синтез кислородно-озоновой смеси осуществляли с помощью озонатора «Медозонс-БМ» (Россия). Воздушный поток с СК получали с применением аппарата «Airnergy» (Германия). Во II серии экспериментов каждый образец (n=10) разделяли на 4 порции по 5 мл. К опытным образцам крови добавляли по 0,05 (0,15 мкмоль); 0,1 и 0,2 мл (0,6 мкмоль) водного раствора динитрозильных комплексов железа (ДНКЖ), приготовленных по методике А.Ф. Ванина [1]. Контроль – порция крови без воздействий. Во всех образцах определяли активность лактатдегидрогеназы в прямой (ЛДГпр) и обратной (ЛДГобр) реакциях [6], альдегиддегидрогеназы (АлДГ) – по Б.М. Кершенгольц, Л.П. Ильиной [3]. Уровень глюкозы и лактата оценивали с помощью анализатора SuperGL Ambulance. Для оценки направленности сдвигов окислительно- восстановительных реакций рассчитывали коэффициент баланса энергетических реакций (КБЭР): КБЭР=(ЛДГпр/ЛДГобр)/(ЛДГобр/ЛДГпр)×100 [6].
Результаты обрабатывали с использованием программы Statistica 6.0. Результаты и их обсуждение.
Установлено, что все изучаемые АФК обусловили нарастание активности ЛДГпр и статистически значимо снизили ЛДГобр. При этом обе изучаемые концентрации СК статистически значимо повысили активность ЛДГпр. АФК оказали влияние и на активность АлДГ. В частности, при обработке крови СК наблюдали активацию данного фермента детоксикации в отличие от кислорода и озона (Рисунок 1). Следует отметить, что указанные процессы сопряжены с сонаправленным изменением концентрации лактата в эритроцитах (Рисунок 2), уменьшающейся при действии всех изучаемых АФК (p<0,02 для всех случаев).
О3 и синглетный кислород в большей степени снижали концентрацию лактата в плазме (p<0,05). Важно отметить, что под влиянием всех изучаемых АФК происходило снижение уровня глюкозы в эритроцитах (на 65- 75% относительно контроля; p<0,05). Вероятно, это обусловлено его повышенной утилизацией в энергетическом обмене, стимулированном изучаемыми окислителями. Выявлено повышение КБЭР при воздействии АФК, приводящее к стимуляции энергетического метаболизма крови.
Предположительно, что для оптимального воздействия NO на биологические жидкости более предпочтительным по сравнению с непосредственным нитроксилированием является введение агента в депонированной форме (ДНКЖ). Во второй серии экспериментов показано, что добавление к цельной крови ДНКЖ вызвало дозозависимую стимуляцию активности ЛДГпр. При добавлении к крови больших количеств ДНКЖ активность ЛДГобр ингибировалась (Рисунок 3). Установлено, что ДНКЖ оказали положительное влияние на АлДГ, наиболее выраженное при концентрации 0,05 и 0,2 мл.
Список литературы
1. Ванин А.Ф., Микоян В.Д., Кубрина Л.Н., Бородулин Р.Р., Бургова Е.Н. Моно- и биядерные динитрозильные комплексы железа с тиолсодержащими лигандами в различных биосистемах // Биофизика. 2015; 60(4): 735–47.
2. Дубинина Е.Е. Роль активных форм кислорода в качестве сигнальных молекул в метаболизме тканей при состояниях окислительного стресса // Вопросы медицинской химии. 2001; 47 (6): 561–581.
3. Кершенгольц Б.М., Ильина Л.П. Биологические аспекты алкогольных патологий и наркоманий. Якутск: Издательство ЯГУ; 1998. 150с.
4. Малахов В.А., Завгородняя А.Н., Лычко В.С., Джанелидзе Т.Т., Волох Ф.А. Проблема оксиду азоту в неврологии. Суми: Видавництво СумДПУ им. А.С. Макаренка; 2009. 242 с.
5. Малышев И.Ю. Введение в биохимию оксида азота: Роль оксида азота в регуляции основных систем организма // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 1997; №1: 49- 55.
6. Соловьева А.Г., Зимин Ю.В. Новый способ оценки динамики метаболизма крови у больных с термической травмой // Современные технологии в медицине. 2012; №2: 116-117.