В настоящее время поверхность Мирового океана на огромных площадях оказалась покрытой углеводородной пленкой. Причинами этого считают:
-сброс отходов нефтеперегонных заводов (например, только один завод средней мощности дает 400т отходов сут.–1);
-сброс балласта и промывка танков нефтевозов после транспортировки (количество нефти, попадающей при этом в воду, в среднем, составляет 1% от перевозимого груза, т.е.1-2 мт год-1);
-большое число аварий с нефтеналивными судами [1] .
В настоящее время по морю ежегодно транспортируется более 1млрд.т нефти. Часть этой нефти (от 0,1 до 0,5%) выбрасывается в океан более или менее легально: речь идет не о непредвиденном, а в некотором смысле сознательном загрязнении в результате практики сброса промывочных и балластных вод в открытое море. После разгрузки нефтяные танки промываются морской водой, а потом заполняются ею как балластом, что придает судну большую устойчивость. Эта вода, загрязненная нефтью, впоследствии сбрасывается в зонах открытого моря, специально оговоренных международными соглашениями. Например, только за год в Средиземном море легально сбрасывается около 300000т груза нефтеналивных судов.
На рисунке 1 приведены доли разных антропогенных источников в загрязнении океана нефтепродуктами. Но, необходимо учитывать и то, что нефть – природное вещество и попадает в морскую воду не только в результате техногенной активности, но и с естественными выходами (по разным оценкам от 20кт до 2мт год). Расчеты антропогенного поступления нефти и нефтепродуктов, по разным источникам, существенно различаются, варьируя в пределах от 3 до 6 мт год. В любом случае это превосходит естественное поступление нефти в 1,5 – 30 раз. Необходимо обратить внимание на то, что техногенное поступление нефтепродуктов далеко не всегда связано с прямыми выбросами в воду. Чрезвычайно мощным источником загрязнения открытых районов океана являются дальние атмосферные переносы. Возникновение этого потока связано с неполным сгоранием бензина, керосина и других легких фракций нефти. Время их пребывания в атмосфере составляет 0,5- 2,3 года, причем около 90 % этих веществ выпадает из атмосферы в северном полушарии. Следует отметить и более высокую, как правило, токсичность этих легких нефтепродуктов по сравнению с тяжелыми фракциями, которые ближе к естественным.
Таблица 1 Среднее содержание основных классов углеводородов и их производных (%) в нефти и бензине из различных месторождений
|
Компоненты |
Сырая нефть |
Бензин |
|
Алифатические или парафиновые (алканы) |
15-55 |
25-68 |
|
Циклопарафиновые (циклоалканы, нафтены) |
30-50 |
5-24 |
|
Ароматические (бензины и полинуклиарные соединения) |
5-20 |
7-55 |
|
Асфальтовые соединения (асфальтены, гетероциклические вещества, содержащие кислород, серу и азот) |
2-15 |
0,1-0,5 |
|
Олефины (алканы или этиленовые соединения) |
0 |
0-41 |
В море нефть встречается в самых разных формах: мономолекулярные пленки, пленки толщиной до нескольких миллиметров, пленки на скалах, нефть в донных осадках, эмульсии «вода в нефти» или «нефть в воде», нефтяные агрегаты.
Сразу же при попадании нефти в морскую среду обычно образуется слик (поверхностная пленка). В первые часы существования нефтяного слика доминируют физико-химические процессы. Затем важнейшее значение приобретает микробная деструкция. В целом судьба нефтяного слика в море характеризуется общей цепью последовательных процессов: испарение, эмульгирование, растворимость, окисление, образование агрегатов, седиментация, биодеградация, включающая микробное разрушение и ассимиляцию. 1т нефти, растекаясь по поверхности океана пленкой толщиной в 1/16 мкм, занимает площадь 10-12 км2, а 5 т, сброшенных при промывке танков, образуют на поверхности воды покрывало длиной 75км и шириной 800 м, т.е. нефтяная пленка покрывает площадь около 60 км2.
Выводы.
От нефтяного загрязнения страдают, естественно, не только морские, но и пресные воды. Сточные воды нефтеперегонных заводов, смена масла в автомобилях, утечки масла из картеров, расплескивание бензина и дизельного топлива в момент заправки автомобилей – все это приводит к загрязнению источников воды и водоносных слоев. При этом загрязняются не только и даже не столько поверхностные, сколько подземные воды. Поскольку бензин проникает в почву в семь раз быстрее, чем вода, и придает неприятный вкус питьевой воде даже при таких низких концентрациях, как 1млн-1, подобное загрязнение способно сделать неприемлемой для питья довольно значительное количество подземных вод.
1. Зилов, Е.А. Гидробиология и водная экология: учебное пособие / Е.А. Зилов. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2007.
2. Кормак Д. «Борьба с загрязнением моря нефтью и химическими веществами»/Пер. с англ. – Москва: Транспорт,1989 г.