Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

Коррупция – это сложное и неоднозначное явление, которое создает угрозу смещения целей политики в интересах общенационального развития в сторону властвования олигархических группировок. Из этого в свою очередь вытекает падение международного престижа страны, снижение ее конкурентоспособности на международном рынке, поскольку инвесторы не вкладываю деньги в коррумпированную связку бизнес - власть. Растет отчуждение власти от общества, так как падает доверие населения к ее представителям и к ее начинаниям, даже если они изначально и были благими.

В  исследовательской  литературе  существует  несколько  подходов  к  определению  понятия «коррупция». Законодательство Российской Федерации определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением, полномочиями, дачу (получение) взятки, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» [8]. Некоторые исследователи отмечают, что коррупция – это совершение противоправных действий и ее можно рассматривать как форму группового насилия, которое в свою очередь рассматривается как «деструктивные взаимодействия социальных групп, направленные на реализацию групповых интересов» [9, С.182]. Рассматривая коррупцию в широком смысле слова, А.В. Качкин определяет ее как «системные деформации в жизненно важных сферах общества» [7, С.19].

Основой правового противодействия коррупции в РФ выступает Конституция РФ и международные правовые акты. В статье 2 Конституции РФ отмечается, что высшей ценностью общества является человек, его права и свобода [1, С.3]. Соответственно, государство должно соблюдать права и свободы человека и гражданина и учитывать это при осуществлении правового противодействия коррупции.

При разработке российского антикоррупционного законодательства были учтены основные идеи и положения Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 г. [2] и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [3]

Согласно закону «О противодействии коррупции», принятому 3 июля 2016 г. под противодействием коррупции понимают «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)     по    выявлению,     предупреждению,    пресечению,    раскрытию    и     расследованию   коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.» [4]

Под правовыми средствами противодействия коррупции, согласно данному закону, следует понимать нормативно-правовые акты и предписания, которые регламентируют приемы и способы противодействия коррупционным отношениям в обществе. Целью таких правовых актов является устранение коррупционных проявлений или минимизация их последствий [7].

Правовые методы борьбы с коррупцией предусматривают также и совершенствование уже существующего законодательства. С целью противодействия коррупции Президент России В.В. Путин внес в Госдуму законопроект, по которому и на временноисполняющего обязанности главы региона предлагается распространить те же ограничения и запреты, которые действуют для действующих губернаторов. А также им рекомендуется предоставить сведения о своих доходах в публичном доступе, чтобы у избирателя была возможность ознакомиться с источниками их дохода и удостовериться в их правовом происхождении. Депутаты Государственной Думы РФ одобрительно высказались об этой инициативе Президента и собираются рассмотреть этот законопроект в ближайшее время.

Правовое регулирование должно касаться двух сфер: предупреждение коррупции и контроль над ней, выявление и наказание виновных по конкретным фактам коррупции, а также меры по устранению и возмещению вреда. Такими мерами могут стать: лишение иммунитетов различных категорий лиц, если они обвиняются в деле о коррупции, замена декларирования доходов чиновников различных уровней на декларирование расходов, конфискация имущества, неотвратимость ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, связанные с превышением полномочий и использования служебного положения в личных целях, совершенствование работы судебной системы [5, С.83].

И последний комплекс мер – это правовое просвещение граждан, повышение их правовой культуры и гражданской ответственности. Речь идет об общественном мнении и о создании антикоррупционного стандарта поведения. В общественном сознании должна укрепиться идея, что стыдно  не только брать взятку, но и давать ее. Чиновнику следует понимать, что, если его поймают как коррупционера, это будет концом его карьеры и крахом его жизни, что он сядет в тюрьму и надолго.

Стоит также  отметить, что на  сегодняшний день коррупция в России – это преступление без наказания. Органы правосудия изобличают лишь малую толику проворовавшихся чиновников, но и их дела распадаются еще до поступления в суд. Но даже если суд и признал вину казнокрада, его ждет нестрашное наказание. (Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями 4 года лишения свободы, а наиболее часто применяющимся является штраф (статья 285 УПК РФ)).

Антикоррупционная политика должна стать доминантой государственной политики. Нашему государству требуется эффективная aнтикoррупциoнная прoгрaмма, кoтoрaя дoлжнa пeрeрaсти в пoстoяннo дeйствующую систeму oгрaничeния кoррупции. В основу такой программы следует заложить ясные и продуктивные принципы тoчнoго пoнимaния прирoды кoррупции, aнaлиза причин нeудaч бoрьбы с нeй, oсoзнaния сущeствующих прeдпoсылoк и последствий.

 

Список литературы

 

 

1.                   Конституция РФ. М., 2016, - 64 с.

2.                   Федеральный закон от 08 марта 2006, №40-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции                от      31     октября                2003      г.».      [Электронный      ресурс].      –      Режим      доступа: http://base.garant.ru/12145648/. (дата обращения 10.04.2017)

3.                   Федеральный закон от 25 июля 2006, №125-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12148526/. (дата обращения 10.04.2017)

4.                   Федеральный закон от 3 июля 2016 г., № 236-ФЗ «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru (дата обращения 10.04.2017)

5.                   Гриб В. Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции: учеб. пособие. – М.: Московская финансовопромышленная академия, 2011. – 192 с.

6.                   Качкин А.В. Коррупция в современной России // А.В. Качкин. Десять лет социологических наблюдений. – М.: 2003. – 196 с.

7.                   Правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы.Учебно-методическое          пособие.          [Электронный          ресурс].          –          Режим          доступа: http://pandia.ru/text/78/124/19312.php. (дата обращения 12.04.2017)

8.                   Путин В.В. Демократия и качество государства. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://official-putin/statya-v-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva.  (дата      обращения13.04.2017)

9.                   Тевлюкова О. Ю. Категория насилия в социологии: опыт теоретико-методологического анализа \\ Наука и мир. 2015. № 7 (23). – С.181-183.