19 мая 2018г.
На сегодняшний день наука и образование в современном обществе играют важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Только те страны могут надеяться на рост экономики и процветание, в которых государство заботится о науке и образовании. В развитых странах мира 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. Потому уровень развитости науки и образованности общества может служить одним из основных показателей развития, а это, в свою очередь, показатель экономического, культурного, цивилизационного, образованного и современного развития государства. Получаемые в процессе образования научные знания помогают человеку раскрыться в социуме, так как мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества. Научная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому уровень образованности населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности [4, с. 106-107, 111-112].
Современное общество, ориентированное на рынок труда и основывающееся на знаниях и инновациях, выдвигает новые требования к подготовке специалистов. Сегодня именно инженер как творящий предметный мир становится ключевой фигурой в развитии социально-экономической сферы общества, он должен быть не просто техническим специалистом, решающим узкие профессиональные задачи, а специалистом, который владеет глубокими профессиональными знаниями и способен к творческим действиям «не по шаблону», а инженерное образование становится областью общенациональных стратегических интересов России.
Например, как утверждал в своих трудах Аврелий Августин - стремление к совершенствованию умственных способностей является неотъемлемой потребностью человечества, настоящий христианин без знания невозможен [1, с. 27].
В связи с этим, задача высшей школы — подготовить выпускников к успешной инженерной деятельности [6, 7, 8, 9], т.е. сформировать у них способности планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов, систем и управления проектами. Для этого студенты должны обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями, понимать ответственность перед обществом и иметь склонность к инновациям.
Поэтому в процессе обучения студента вузе, необходимо создавать условия, обеспечивающие становление субъектности, стимулирующие готовность к постоянному профессионально-ориентированному саморазвитию и потребности в нем [5, 10].
Следовательно, кардинальной образовательной инновацией, направленной на повышение профессиональной самореализации выпускников в сфере высокотехнологичных производств, является реализация систем элитного инженерного образования. Выпускники таких программ должны владеть знаниями в области прорывных направлений науки и техники, современными инженерными методами и средствами, а также системно, критически, креативно и ответственно мыслить и действовать в динамично меняющемся мире, лидировать в организации командной работы над инновационными проектами.
Эффективным средством повышения профессиональной активности и успешной самореализации обучаемых является вовлечение их в научно-инновационную, проектную и производственную деятельность в реальной экономике и социальной сфере [3, с. 111 - 112].
Реализации данных образовательных инноваций будет способствовать реализация в период до 2025 года приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», в рамках которого предусмотрено создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития.
Целью проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» является обеспечение устойчивой глобальной конкурентоспособности в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создание в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [2].
Инженерное образование в XXI веке обязательно должно учитывать новые отношения инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т.е. деятельность инженера должна быть гуманистичной. В связи с этим, новая образовательная парадигма в подготовке технических специалистов должна быть дополнена качественно новыми чертами, предполагающими приспособление инженерного образования к глобальным техническим, социальным и культурным перестройкам, требующим формирования разностороннего специалиста, способного к самообразованию и саморазвитию. Поэтому в формировании личности студента, будущего инженера, крупная роль принадлежит гуманитарному образованию, т. к. постигая гуманитарные дисциплины, человек формирует собственное научное мировоззрение, приобщается к духовным ценностям общества.
Эффективное педагогическое сопровождение социализации и профессиональной самореализации обучаемых обеспечивается совокупностью условий, технологий, средств и коммуникаций с внешней социальной и профессиональной средой, способствующих освоению студентами социальных и профессиональных знаний, норм и ценностей. Результатом системного педагогического воздействия, наряду с приобретением конкретных профессиональных компетенций, становится формирование компетенций в социально-коммуникативной сфере и таких личностных качеств как мотивация, профессиональное самоопределение и самосознание, профессиональная идентичность и этика [3, с. 118].
Таким образом, включение гуманитарных факторов в процесс инженерного образования как одного из важнейших условий развития высшей технической школы приобретает особое звучание и подразумевает деятельность высшей технической школы по преодолению прагматизма технократического восприятия природы, культуры и личности, обеспечению перехода человечества к новым ноосферным отношениям, направленность высшей школы на ценности научно-технического прогресса, на общекультурные и социальные ценности.
Список литературы
1. Ивашевский С.Л. Философия образования: учебник / С.Л. Ивашевский. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – 214 с.
2. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс].- URL: https://минобрнауки.рф.
3. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллективная монография / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. – М.: Изд-во«Экон-Информ», 2018. – 275 с.
4. Философия образования высшей школы: монография / Т.А. Белогурова, С.Н. Климов, Н.Ю. Налетова и др.; под общ. ред. С.Н. Климова и И.А. Климова. – М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. – 226 с.
5. Шитов С.Б. Единое социокультурное образовательное пространство - основа инженерной культуры субъекта (социально-философский взгляд) // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 6. - С. 48-52.
6. Шитов С.Б. Инновационное высшее техническое профессиональное образование: перспективы развития (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015. - № 4. - С. 40-44.
7. Шитов С.Б. Методы компетентностного обучения как основа подготовки современных инженеров // Вестник «МГТУ «Станкин». - 2017. - № 1 (40). - С. 113-116.
8. Шитов С.Б. Опережающее инженерное образование в современных условиях (социально- философский взгляд) // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 1. - С. 109-113.
9. Шитов С.Б. Подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей в обществе знания// Высшее образование сегодня. - 2015. - № 8. - С. 22-25.
10. Шитов С.Б. Учебно-научная деятельность студента как основа личностно-ориентированного подхода к образованию (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 6-9.