Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ И СОЗНАНИЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В данной статье мы рассмотрим, как соотносятся сознание, время, пространство и физическая реальность в целом. Начнем с констатации факта, что сознание не удается каким-то образом «вывести» из физической реальности или объяснить в терминах физики. Сознание обладает такими свойствами, как качественность (квалии), индивидуальность, свобода воли, творчество – которые не имеют аналога в физическом мире. Поэтому сознание не есть ни часть физического мира, ни продукт его деятельность. (См. подробнее [1])

Сознание нельзя «вывести» из материи, но, напротив, материю из сознания можно «вывести» достаточно легко, понимая под материей идею независимость части наших восприятий от нашей воли, а также их регулярную, законосообразную повторяемость. Но на практическом уровне более удобно рассматривать материю и сознание с позиций дуализма – как два несводимых друг к другу аспекта реальности. Главный недостаток дуализма – он предполагает возможность воздействия сознания на материю (как механизм, обеспечивающий волевые действия), а это ведет к физическим аномалиям, нарушает законы сохранения в физике, т.е. нарушает каузальную замкнутость физической реальности.

Решение этой проблемы нам указывает квантовая механика. В отличие от классической теории она дает неоднозначное, вариативное описание реальности. Если согласно уравнению Ньютона электрон движется из точки А в точку В по одной единственной траектории (ее можно вычислить если известна хотя бы одна точка реальной траектории), то согласно уравнению Шрѐдингера электрон двигается из А в В как волна, т.е., фактически (как показал Фейнман) по всем возможным траекториям сразу. Однако, если мы попытаемся проследить конкретное его движение из А в В. то обнаружим, что он также как и классический объект двигается лишь по одной траектории. Т.е. присутствие наблюдателя и даже сама возможность наблюдения радикально изменяет характер движения электрона. Чтобы теория соответствовала наблюдениям, мы должны вычеркнуть из суперпозиции, описывающей возможные движения электрона, все те компоненты, которые мы реально не наблюдали. Эта процедура известна как «редукция волной функции», особенность которой в том, что она никаким образом не может быть описана уравнением Шрѐдингера – основным динамическим уравнением квантовой теории. Подход Х. Эверетта [4] и ряда других физиков (Ю. Вигнер, М. Б. Менский [3] и др.) к проблеме измерения в квантовой механике сводится к тому, что на самом деле никакой редукции волновой функции не происходит, но, воспринимая одну из возможных траекторий, мы автоматически раз и навсегда лишаем себя (а также и других людей) возможности воспринимать все остальные траектории, которые сами по себе никуда не деваются и продолжают свою шрѐдингеровскую эволюцию. Т.е. действие сознания сводится к селекции квантовых альтернатив и случайного выбора одной из них, закрывая при этом возможность восприятия других альтернатив.

Эта модель не обязательно ведет к «расщеплению реальности» при каждом наблюдении. Поскольку уравнение Шрѐдингера (и другие динамические уравнения квантовой механики) чисто детерминистично, то все временные состояния квантовой Вселенной можно считать уже заранее заданными. Т.е. если бы мы вычислили волновую функцию для Вселенной в целом во все моменты времени, то мы получили бы стационарную структуру, которую можно назвать «квантовый кристалл» [2]. В «квантовом кристалле» уже заранее имеются все возможные варианты квантовых альтернатив, так что наше наблюдение ничего расщепить не может - «все уже расщеплено до нас», все варианты возможных событий в этой квантовой Вселенной уже изначально имеются в наличии. Не расщепляется и сам субъект-наблюдатель, при условии, что он не привязан жестко к функции мозга (т.е. при условии дуалистического решения психофизической проблемы) и может также выбирать лишь одну из компонент квантовой суперпозиции мозговых состояний. (Поэтому каждый из нас не имеет множества «психических двойников» в параллельных Вселенных, но имеет множество физических, неодушевленных «зомби-двойников»).

Ясно, что в «квантовом кристалле» никакого времени в нашем понимании нет. Там ничего не изменяется, всѐ уже произошло. Однако события (элементы) внутри «квантового кристалла», если мы вспомним СТО, упорядочены с помощью «пространственно-временных интервалов», которые представляют собой квадратичные формы, вычисляемые на основе разницы временных и пространственных координат событий в произвольной системе отсчета. Их особенность – независимость от выбора системы отсчета, т.е. это инвариантные, собственные характеристики «Квантового кристалла». Следовательно, в «квантовом кристалле» (объективной реальности) нет ни пространства, ни времени как таковых, а есть лишь как бы «пространственно-временной код», которые будучи «декодирован» в индивидуальном сознании, дает нам чувственные переживания пространственной и временной протяженности.

Каждое сознание в этой модели можно изобразить в виде светящейся точки, путешествующей в «квантовом лабиринте». У сознания две основные функции: воспринимать (с помощью этой функции оно осуществляет селекцию квантовых альтернатив – селекция альтернативы тождественна ее чувственному восприятию), и мыслить – эта функция не ограничена воспринимаемым и восприятием вообще, она поистине не локальна и в ней может быть потенциально задействован весь «квантовый кристалл», и также она может выходить за  рамки «квантового кристалла». (Мыслить можно и то, что не  воспринимается и даже то, что физически не возможно). Мышление управляет волей, т.е. способностью для некоторых ограниченных элементов Вселенной (людей, животных, растении) выбирать (посредством восприятия) квантовые альтернативы некоторых своих действий не случайно (как это происходит в случае восприятия внешних квантовых объектов, находящихся в состоянии суперпозиции), а целесообразно, в той или иной степени разумно. Это и позволяет нам, в частности, управлять частями нашего тела (руками, ногами и т.п.), несмотря на то, что сознание способно только воспринимать физический мир и никаким образом на физическую реальность не воздействует. Оно просто выбирает (посредством восприятия) тот член суперпозиции, который наиболее соответствует пониманию текущей ситуации. Например, когда я набираю текст на компьютере, сознание выбирает ту компоненту суперпозиции, в которой находится мое тело как квантовая система, где я уже заранее «изображен» набирающим этот текст. При этом не нарушаются законы сохранения энергии и импульса - поскольку реализовался хотя и очень редкий, но физически разрешенный случай. Нарушается лишь второй закон термодинамики – поскольку систематическая реализация редких случаев ведет к уменьшению энтропии. Но этот закон, видимо, и не является чисто физическим, т.к. не выводится из чистой динамики и, следовательно, скорее всего, порождается способностью сознания осуществлять «перемешивание состояний» за счет случайного выбора члена суперпозиции.

Способность сознания к выбору альтернатив, однако, должна быть ограничена собственной памятью нашего сознания. Оно запоминает предыдущие выборы и эта встроенная в сознание (а не в мозг) память прошлого накладывает жесткие ограничения на последующие выборы - они должны быть причинно согласованы с предыдущими выборами. Это относится и к восприятию внешнего мира, и к восприятию собственных действий. Например, если я воcпринимаю свою левую руку поднятой, то следующий мой выбор будет учитывать этот факт, а не вступать с ним в противоречие. В частности, я не смогу воспринять ту компоненту квантовой суперпозиции, в которой «изображены» следствия альтернативного выбора – например, следствия того, что я поднял не левую, а правую руку. В отношении восприятия внешнего мира это и приводит к иллюзии «редукции волновой функции» - те члены квантовой суперпозиции, которые не были ранее восприняты, не могут породить какие-либо позже воспринимаемые следствия и, значит, их можно далее не учитывать. Сознание, таким образом, никак не воздействуя на физическую реальность, а воздействуя лишь само на себя (через память), порождает не только иллюзию однозначно заданного «классического» мира (существующего лишь в нашем восприятии), но и иллюзию психофизического взаимодействия (которое также существует лишь в нашем восприятии).

Мы существуем в едином, общем для всех субъектов классическом мире лишь  потому, что выборы квантовых альтернатив и их фиксация в памяти осуществляются неким значимым для всех субъектов (сознаний) способом (т.е. осуществляется интерсубъективно).

Теперь вернемся к проблеме времени. В «квантовом кристалле», как мы видели, никакого времени нет, но есть упорядоченность элементов (которые мы по привычке называем «события») пространственно-временными интервалами. Пространственно-временно интервал – это и не пространство и не время, это скорее, как мы отмечали выше, некий «пространственно-временной код», который воспринимает конкретное сознание и в зависимости от своей траектории движения в «квантовом кристалле» индивидуально разделяет на временную и пространственную составляющую. Т.е. пространство и время как чувственно знакомые нам разнокачественные сущности в физическом мире отсутствуют.

Здесь уместна компьютерная метафора: физическую реальность можно уподобить компьютерному файлу, как он существует на уровне  машинного кода. Видимый мир – можно уподобить изображению на экране монитора, которое возникает, когда компьютер прочитывает этот файл. Например, файл кодирует изображение зеленой птички, которая скачет по веткам и чирикает. Но в самом файле, очевидно, нет ничего зеленого, там ничто не скачет и не чирикает. То есть файл и изображение существуют как бы в различных онтологических модусах, обладают различными формами бытия. То же самое относится к различию между физической реальностью и нашим ее восприятием, включая восприятие пространственно-временных свойств. То, что мы раздельно воспринимаем как пространство и время, есть отражение в нашем восприятии единого пространственно-временного кода, заданного физически в виде «пространственно-временных интервалов». (Именно поэтому физика лишена наглядности и бессмысленно строить наглядные модели электронов, атомов и т.п.). Для каждого наблюдателя (т.е. воспринимающего сознания, сопряженного с физическим телом, которым это сознание управляет) пространственно-временной интервал индивидуально (в зависимости от траектории его движения в «квантовом кристалле») распадается на пространственную и временную составляющую, поэтому чисто пространственный интервал между событиями для одного наблюдателя, будет пространственно- временным для другого, и наоборот, хотя полного превращения пространство во время, а времени в пространство мы наблюдать не можем. Тем не менее, сама возможность частичного взаимопревращения пространства и времени говорит об их физической одноприродности, тогда как, проецируясь в индивидуальное чувственное сознание, они обретают совершенно различные качества и свойства.

Отметим, что свойства физической реальности: бескачественность, вневременности и внепространственность (поскольку пространство-время СТО еще не есть пространство и время нашего восприятия, а качества, с точки зрения физиологии восприятия, существуют лишь субъективно, тогда как в фундаментальные уравнения физики никакие качественные характеристики (наподобие цвета) не входят) аналогичны свойствам смыслов (которые также бескачественны, вневременны и внепространственны), поэтому, если мы хотим в конечном итоге избежать дуализма, мы должны погрузить «квантовый кристалл» в «смысловое поле», т.е. рассматривать физическую реальность как подструктуру смысловой реальности, что вовсе не делает физику субъективной, если мы отказываемся от идеи чисто субъективного статуса смысла.

Ясно, что восприятие сознанием физической реальности осуществляется не напрямую, а опосредованно. Роль посредника, очевидно, выполняет наш мозг. Т.е. сознание «считывает коды» «квантового кристалла» не непосредственно «с самих вещей», но только с той репрезентации, в котором они (эти «коды») представлены (отображены) в нашем мозге (его сенсорных отделах).

Иногда, иллюстрируя идею дуализма мозга и сознания, мозг уподобляют телевизионному приемнику, а сознание - улавливаемой им «волне». Здесь у нас получается обратная метафора. Мы можем, напротив, уподобить сознание приемнику (поскольку именно оно воспринимает), а мозг и внешний мир неким «волнам», которые сознание принимает и «декодирует» (переводит в форму чувственных образов). При этом сознание «настроено» лишь  на одну «волну» - на наш собственный мозг и весь остальной мир воспринимает лишь постольку, поскольку он отображается в сенсорных отделах мозга. Т.е. мозг выполняет роль как бы «оптического инструмента», с помощью которого сознание «рассматривает» внешний мир, а также роль «орудия воздействия» на этот мир (через целесообразную селекцию членов квантовой суперпозиции).

 

Список литературы

1.      Иванов Е.М. Онтология субъективного. Новая концепция сознания. LAP LAMBERT. 2011. 256с.

2.      Иванов Е.М. Сознание в квантовом мире. О происхождении сознания. Учебное пособие. Саратов. ИЦ Наука. 2008.

3.      Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики // УФН, 2005, т. 174, №4.

4.      Everett H. III, Rev. Mod. Phys.,29,454 (1957).