Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

С началом эпохи индустриализации получение качественного образования стало рассматриваться в семьях немецкой буржуазии как единственная возможность обеспечить экономические основы существования незамужних дочерей. К тому же бедственное положение рабочего класса вынуждало женщину-пролетарку отходить от домашнего очага и идти работать на фабрику, т.к. заработки супруга не всегда обеспечивали необходимый уровень жизни семьи. К. Цеткин писала: «Женщины и девушки мелкобуржуазного класса были вынуждены, вследствие переворота в условиях их существования, приняться за какую-нибудь профессию. Они обратились, поскольку это было возможно, к свободным профессиям и тем отраслям промышленности, которые граничат с искусством. Не стремление к знанию, не внезапно возникшее сознание духовного равенства женщины и мужчины породило это стремление женщин к образованию. Это был, в сущности, переворот в экономических условиях. Вопрос шел о куске хлеба, о котором необходимо было позаботиться на тот случай, если для женщины не найдется кормилец, в образе мужа» [4]. Однако, в немецком обществе, несмотря на явную необходимость предоставления женщинам высшего образования, традиционно продолжали считать, что место женщины в семье.

Если в США женщины могли получать высшее образование с 1853 г., во Франции - с 1863, в скандинавских странах - с 1870, в Англии и Голландии - с 1878 г., а в университет Цюриха слушательницы допускались с 1840-х гг., то в Германии в это время основным женским учебным заведением были начальные школы для девочек [1]. Начальное образование было обязательным для всех мальчиков и девочек с 6 лет. С 1888 г. оно предоставлялось бесплатно. Курс народной школы делился на три ступени и предполагал изучение отечественного языка, арифметики, Закона Божьего, истории, географии, геометрии, элементарного естествознания, рисования и пения. Однако уже в начальной школе отмечается плохая организация обучения женского образования. Исследователь Мижуев П. Г. заметил, что «в отношении усвоения сведений по арифметике к девочкам предъявляются меньшие требования, чем к мальчикам» [3].

Конечно, в Германии имелись и средние учебные заведения для женщин, но доступ к ним был ограничен в силу платности обучения. К 1880 г. было основано до 180 женских гимназий. В это время существовало два типа женской средней школы: hohere Madchenschule и Madchen Mittelschule. В hohere Madchenschule курс обучения длился дольше, чем Madchen Mittelschule. К тому же в этом типе средней школы преподавали два новых языка. В общем, курс средних женских учебных заведений состоял из таких предметов: Закон Божий, немецкий, французский, английский языки, арифметика, история, география, естествознание, рисование, пение, чистописание, рукоделие. Больше всего времени отводилось на изучение Закона Божьего и рукоделие, а меньше всего на естественные науки. Гимназия имела не менее семи классов, курс обучения составлял не менее 9 лет.

Педагогический персонал состоял из мужчин с университетским образованием и из учительниц, получивших специальную подготовку для преподавания в женских гимназиях.

При схожей программе обучения мужских и женских гимназий, женские гимназии так и не были признаны той же категории, что и мужские. По этой причине они не давали возможности поступления в университет. В женских средних учебных заведениях не было переходных экзаменов, не выдавались награды за успешное обучение, т.к. это имело первостепенное значение только для мальчиков, которые впоследствии поступали в высшие учебные заведения.

В 1887 году германские университеты стали допускать к изучению права и медицины учеников реальных гимназий и реальных училищ. Тогда у женщин появился шанс получить доступ к высшему образованию. Однако, этого не произошло. Многочисленные петиции, поданные в 1888 и 1889 гг. в министерство народного просвещения союзных государств Германии о допущении женщин в университеты на медицинский, философский и прочие факультеты были оставлены без ответа. И 11 марта 1891 г., когда впервые в рейхстаге был поднят вопрос о женском медицинском образовании, рейхстаг не принял никаких решений по данному вопросу [3].

Женщинам, желавшим получить высшее образование, приходилось ехать в Швейцарию, где им открывал свои двери университет Цюриха. В конце 1880-х - начале 1890-х гг. Хелена Ланге организовала курсы для подготовки к экзаменам для поступления в университет. Через полгода после открытия берлинских курсов Ланге, подобные курсы были открыты в Лейпциге. Благодаря этим курсам немецкие женщины могли поступить в Швейцарский университет.

Для немецкой женщины был и другой способ продолжить обучение, начатое в гимназии.  Это были педагогические курсы, по окончанию которых женщина получала педагогическую профессию, дававшую право педагогической деятельности не только в начальном звене образования, но и в среднем. Исследователь Мижуев П.Г. отмечает, что женский труд в сфере образования получил широкое применение в виду открытия большого количества школ и катастрофической нехватки мужчин-учителей, которых отталкивала низкая оплата учительского труда. Поэтому и пришлось прибегнуть к дешевому женскому труду [3].

Для поступления на педагогические курсы к кандидаткам предъявлялись следующие требования: возраст не моложе 16 лет, окончание курса гимназии, прохождение вступительных испытаний. По окончанию педагогических курсов, девушки сдают экзамены на звание обыкновенной учительницы или на звание старшей или научной учительницы. Существовали и испытания на право быть начальницей женского учебного заведения [3].

Анализируя ситуацию, касающуюся женского образования Листер писала: «В итоге можно сделать вывод о том, что с одной стороны образование, получаемое в женских гимназиях и на педагогических курсах – хороший вариант удовлетворения стремления женщин к образованию. С другой стороны обучение в этих заведениях недостаточно для полного удовлетворения потребностей современной женщины» [3].

По словам К. Цеткин «новые условия производства уничтожили возможность деятельности женщины внутри семьи и создали новый путь для ее деятельности в обществе» [4]. Но деятельность женщины в обществе невозможна без предоставления ей права на высшее образование. По свидетельству Бебеля «число государств, допускающих женщин к занятиям в университетах и высших учебных заведениях, за последнее десятилетие быстро растет. Ни одно из государств, считающее себя культурным, не может долго противиться этому требованию» [1]. После долгой борьбы и Германия вступила на новый путь. 24 апреля 1899 г. женщины были допущены к медицинским и зубоврачебным экзаменам, а 28 июля 1900 г., женщины-врачи, выдержавшие экзамен за границей, если они немецкие подданные, допускаются к практике в Германской империи [1]. Таким образом, женщины могли получить профессию врача.

Однако, несмотря на некоторые уступки властей в сфере женского образования, сопротивление против допущения женщин к высшему образованию в обществе еще не было сломлено. Противники равноправия между мужчинами и женщинами утверждают, что у женщины мозг  меньше, чему у мужчины. Этим фактом они стремятся доказать то, что женщина не может быть способной к обучению. Но факты, приведенные учеными и антропологами, разрушают это старое представление о том, что духовные способности можно измерять по объему черепа и весу мозга. «Твердо установлено, что, как по величине тела нельзя судить об его силе, так точно и по весу мозговой массы нельзя судить об умственных способностях» [1]. Этой точки зрения придерживались известные ученые-антропологи Р. Пирл, В. Дукворт, Кольбрюгге и др.

И хотя сопротивление общества было достаточно сильно, вопрос, касающийся высшего женского образования, был решен в пользу женщин.

18 августа 1908 г. вышел указ, допускающий женщин в качестве полноправных студентов в университеты Пруссии. С 1909 г., несмотря на массовые протесты профессоров, женщины могли зачисляться в студенты во всех университетах Германии. Власти Германии поняли, что быстрое развитие общественных отношений и увеличение женского населения делают получение высшего образования женщинами крайне необходимым. Официальная аргументация указа 18 августа 1908 г. гласит: «Перевес женского населения над мужским и возрастающее безбрачие мужчин в высших слоях общества принуждают большой процент девушек образованных классов к отречению от своего естественного призвания быть женой и матерью. Необходимо проложить пути к соответствующим их воспитанию профессиям для получения необходимых средств к жизни не только учительским трудом, но и другим общественным положением, имеющим в основе университетское образование, поскольку последнее возможно для женщины» [1].

Веймарская республика окончательно закрепила за женщинами право на высшее образование. С 1913 по 1931 г. их доля среди студенчества возросла с 6,3 до 16%. Большинство женщин, получивших высшее образование, работали учителями полных средних школ, однако некоторым удавалось выдержать жестокую конкурентную борьбу и получить место преподавателя университета, адвоката или судьи [2].

Таким образом, борьба женщин за образование принесла свои плоды. С 1908 г. женщина имела право обучаться не только в женских гимназиях двух типов, но и получить высшее образование наравне с мужчинами. Если раньше единственной возможностью для девушки продолжить образование было поступление на педагогические курсы, по окончанию которых она получала педагогическую профессию, то теперь им была открыта возможность поступления в университет на медицинский, философский и прочие факультеты. В связи с этим женщины также получили доступ к новым профессиям и занятиям, которые им были недоступны ранее. Получив профессию, женщина теперь могла позаботиться о себе сама и быть независимой от мужчины.

 

Список литературы

1.      Бебель, А. Женщина и социализм / А. Бебель. – М.: Госполитиздат, 1959. – 592 с.

2.      Ермаков, А.М. Женщины в Германии в первой половине XX века: Практикум. / А.М. Ермаков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 95 с.

3.      Мижуев, П.Г. Женское образование и общественная деятельность в Германии. / П.Г. Мижуев. – СПб.: Изд- е журнала Русская школа, 1905. – 117 с.

4.      Цеткин, К. Женщина и ее экономическое положение / К. Цеткин. – Петроград: Петроградский Совет рабочих и красноармейский депутатов, 1919. – 40 c.