21 марта 2016г.
В статье рассматриваются гендерные тренды, которые популярны в массовой культуре повседневности. Женские и мужские образы, представляют собой символические репрезентации, которые не только формируют представление аудитории о самих себе, но и выступают ориентиром для построения гендера. Другими словами, гендерные тренды создают набор моделей «правильной»/«неправильной», «успешной»/«неуспешной» (список можно продолжить) мужественности и женственности.
В конце XX – начале XXI веков произошли весьма заметные изменения в символической репрезентации женщин и мужчин в российском обществе. Главными средствами воздействия на гендерные тренды оказывают современные массмедиа: глянцевые журналы, телевидение и реклама, телевизионные шоу, сериалы, популярная музыка, кинематограф, массовая литература.
В период досоветского и начиная с 1917 до 1990 годов главным средством управления гендером была литература, творчество словесников: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в романах И. С. Тургенева и А. Гончарова, в прозе Ф, М. Достоевского в поэзии Н. А. Некрасова и А. А. Блока. Образ русской женщины нашел свое отражение именно в литературе (стойкая, опора мужчине, невеста, мать, самоотверженная).
К сожалению, в настоящее время, литература не столь авторитетна. Она стала явлением масскульта, ведь для массовой аудитории значимой станет та книга, которую «пиарят» в глянце и обсуждают по телевидению.
Массовая культура становится мейнстримом и ориентиры для строительства гендера формируются именно в ней. Массовая культура обладает громадными ресурсами управления гендером, представлениями женщин и мужчин о том какими следует и не следует быть. Такой примитивизм искажает понятие самого гендера, диспуты о положении женщин и мужчин часто становятся темами ток-шоу, и аудитория подсознательно начинает думать, что «гендерное» это то, что имеет отношение к любви, к взаимоотношению между полами, взгляды женщин и мужчин на жизнь друг друга.
Так как масскульт приобретает международный характер, и телепередачи на российском телевидении создаются по образцам зарубежных сценаристов, репрезентации женщин и мужчин утрачивают свою национальную специфику.
Рассматривая образы женщин и мужчин на экране телевизора стоит упомянуть о двух вещах, первое, каждый культурный образ отражает реальные представления людей о гендере, и второе, существуют так называемые «формат», «законы жанра», которые видоизменяют эти представления. Тот самый «формат» становится призмой, через которую массовая культура преломляет проблемы гендерных трендов.
Таблица 1
Деление жанров по гендерному признаку
|
Женщины
|
Мужчины
|
Телевидение
|
Мелодрамы и сериалы
|
Блокбастеры
|
Литература
|
Женские романы
|
Детективы и боевики
|
Журналистика
|
Информационные жанры
|
Аналитические жанры
|
Музыка
|
Поп-музыка
|
Рок
|
Компьютерные
игры
|
Аркады
|
Шутеры, спортивные менеджеры
|
Таблица 2
Гендерные тренды советских и современных женщин и мужчин
|
Характеристика
|
Советский мужчина
|
Сын Родины, матери, борец с преступностью.
|
Современный мужчина
|
Одинокий боец в окружении бандитов. Образ мужского братства.
|
Советская женщина
|
Невеста и мать, хранительница очага.
|
Современная женщина
|
Смягчают нравы мужской среды, создавая подобие большой
семьи. Слабые существа, нуждающиеся в защите, или взбалмошные создания, которые вмешиваются в мужские дела, создавая дополнительные проблемы. Женское соперничество, в обретении достойного мужчины. Жизнь загоняет женщин в частную сферу.
|
Таблица 3
Репрезентации женщин и мужчин в профессиональной деятельности
Женщины
|
Мужчины
|
Работает в команде
|
Работает самостоятельно
|
Предлагают незатребованную поддержку
|
Не предлагают незатребованную поддержку
|
Задают вопросы по ходу выполнения рабочего
задания
|
Не задают вопросов
|
Предлагают высказать свои мнения
|
Сам берет слово
|
Признает сложности
|
Вознаграждает за результаты
|
Согласно опросу, проводимого Левада центром 23 – 26 января 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%
К сожалению, нынешняя массовая культура лишена индивидуальности. Аудиторию приобщают к стандартам внешности, часто повторяется один и тот же сюжет, например приобщение невзрачной девушки к гламурному образу, которое признается как ступень жизненного успеха.
В
российской современной культуре
видоизменено понятие традиция, то
есть исконность гендерных образов
и ролей. В советском обществе гендерным трендом признавался мужчина – сын партии, женщина – мать нового поколения советских граждан, работница. Однако в XXI веке тренды изменились, и все больше аудитория начинает принимать желаемое за действительное. Телепередачи, музыкальная индустрия, массовая литература, шоу-бизнес навязывают аудитории образы современных женщин и мужчин, управляют массовой аудиторией и представлениями общества, оказывают мощнейшее давление и продвигают успешные и достойные подражания.
Список литературы
1. Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры: философско-культорологический анализ [Электронный ресурс]: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. /Н.И. Андреева. - Ростов н/Д: РГБ, 2006. - 290 с.
2.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.
3. Чеснокова О.И.
Феномен
пола в современной
культуре (философско-культорологический
анализ): Монография / О.И. Чеснокова. - Витебск, 2004. - с.174.
4. «Левада-центр» - изучение общественного мнения. – Режим доступа www.levada.ru - дата обращения [25.04.15].