Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2016г.

Анализируя феномен экологичности, следует обратиться к такому уровню развития экологической проблематики, как индивидуальная культура поведения в отношении природных ресурсов. В определенной мере можно судить о том, что именно на этом уровне (помимо научного) реализуется социальное развертывание экологичексой проблематики в чистом виде. Объектом социальных установок в данном случае является природа и воздействие на нее конкретных действий человека. В этом отношении понятие экологичности переносится на область поведения человека, степень его ответственности. В данном случае речь идет не столько о глобальных последствиях деятельности конкретного человека, сколько о важности совокупного приложения усилий по сохранению природы. Это отражает культурный и социологический аспекты экологической проблематики: чем более развитыми и проработанными являются конструктивные экологические установки членов общества, тем менее деструктивной является деятельность человека в отношении окружающей среды. На этом уровне актуализируется еще одна область приложения понятия экологичности – парадигмальная.

Экологичность как парадигма мышления представляет собой нечто большее, нежели просто установка на сохранение природы. Речь идет о неприятии деструктивных последствий деятельности человека. Рассматриваемое в этом направлении, понятие экологичности распространяется не только на отношения человека с окружающей его природой, но и на сферу социального взаимодействия [1], что находит отражение в таких сферах познания, как социология, педагогика, психология. Связано это с тем, что для человека средой его обитания является как материально-природный мир, так и общественная реальность. При таком подходе экологичность предполагает направленность на конструктивную человеческую деятельность, направленную на максимально оптимальное достижение стоящих перед человеком целей. Более того, сама сфера целеполагания человека претерпевает существенные изменения, поскольку для данного типа мировоззрения характерно подразделение социальных благ на необходимые и избыточные. Первое отражает реальные потребности человека, второе – количественное увеличение качества жизни за счет превышенного потребления благ.

В этом отношении обнаруживается интересная закономерность: деятельность, направленная на сохранение экологии (например, возникновение общественных движений по защите природы), далеко не всегда является экологичной по своей сути, поскольку в наиболее радикальных своих проявлениях оказывается направленной на разрушение существующей социальной структуры. Иными словами, в зависимости от масштаба экологического мировоззрения и степени его осознанности, может иметь место как открыто деструктивное его проявление, так и позитивная направленность действия.

Проведенный обзор свидетельствует о том, что феномен экологичности обнаруживает свою многогранность, политематичность приложения. В настоящее время экологические установки несвободны от внешней социальной нагруженности – обращение к ним может выступать в качестве средства экономической конкуренции, либо представлять собой инструмент политического воздействия. Вместе с тем, сама по себе экологическая проблематика, и, в частности, ее разрешение, несводимы к какому-либо одному уровню социальной организации. Ее актуальное разрешение возможно только при условии соединения общей культуры взаимодействия с окружающей средой, политической грамотности и установки на конструктивное разрешение проблемы. Те формы, которые в настоящее время приобретают наиболее крайние движения в защиту природы, свидетельствуют о том, что современное общество еще далеко от всеобщего принятия экологичности, как парадигмы мышления. Налицо абстрактность, непоследовательность и противоречивость, связанная с несоответствием исходных установок деятельности и ее методологии.

Конструктивное разрешение проблемы экологической безопасности требует не просто фиксации момента абстрактности социального отражения проблемы сохранения окружающей среды. Необходимо проведение аналитического обзора, показывающего наиболее слабые позиции современного рассмотрения экологической проблематики. В этой связи нами будет произведено  рассмотрение двух значимых аспектов –  обширности экологической проблематики и целостности социального сознания.

В качестве предпосылки рассмотрения нами будет взято положение о том, что конструктивной формой социального отражения проблемы сохранения окружающей среды является экологическая парадигма мышления. Рассмотрим основные ее компоненты, с целью дальнейшего проведения сопоставления с существующим распределением ценностных ориентиров в социальном сознании.

Целостное экологическое сознание предполагает наличие нескольких важных компонентов:

-   понимание взаимосвязи между индивидуальной деятельностью и глобальными процессами (что отражает момент личной ответственности);

-      ограничение личных потребностей набором необходимых условий реализации  индивидуального существования;

-   понимание факторов улучшения, или, напротив, дестабилизации экологической обстановки;

-   активная направленность на оптимизацию экологической обстановки, реализуемая на различных уровнях социальной включенности (экономическая, политическая, коммуникативная деятельность и т. д.).

Уже из этого  обзора  становится  видно, что  развитие экологического сознания предполагает  наличие

развитой теоретической базы, отражающей основные аспекты взаимосвязи между состоянием общества и природной среды. Это в существенной степени обосновывает необходимость развития и трансляции социально- экологической тематики на уровне научного дискурса, образовательной сферы и средств массовой информации. Исходя из проведенного обзора, абстрактность экологического сознания характеризуется отсутствием или недоразвитостью одного или нескольких рассмотренных компонентов экологического мировоззрения. К их числу следует отнести:

-        узость представлений о факторах дестабилизации экологической обстановки (недостаточная информированность о причинах и факторах ухудшения состояния окружающей среды);

-       личная безответственность (что обусловлено недооценкой роли индивидуальных действий по сохранению целостности природы, а также может свидетельствовать об отсутствии конструктивного самоопределения личности; примером экологически безответственного отношения к окружающей среде является распространенное в наше время потребительское отношение к природе, обосновываемое незначительностью масштабов индивидуального вклада в загрязнение природы, либо истощение ее ресурсов);

-   завышенная установка на реализацию потребительской деятельности;

-   пассивное отношение к экологической проблематике (что зачастую проявляется даже на фоне осознания серьезности проблемы и является результатом недооценки личных возможностей по оптимизации ситуации).

Одной из важнейших тенденций современной культуры является развитие индивидуалистической традиции, для которой характерна деактуализация осознания личной принадлежности какой-либо социальной общности. В этом смысле культура потребления является одним из результатов развития индивидуалистических установок: ориентация на производство и сохранение ценностей сильна в том случае, если существует основание их востребованности, что требует осознания сопричастности структуре, превышающей масштабы индивидуальной личности. Напротив, развитие индивидуалистических установок предполагает ослабление коллективных связей, одним из результатов которого становится ослабление личного чувства ответственности члена общества. Это свидетельствует о том, что формирование представлений о личной сопричастности общественной структуре (формирование таких форм социальной идентичности, как патриотизм или космополитизм), представляет собой один из важных факторов оптимизации экологической обстановки.

Также немаловажным аспектом формирования конструктивных деятельных установок является целостность мировоззрения членов общества. В современных условиях данная проблема особенно актуальна в силу того, что из-за повышенного информационного обмена, и, в частности, интенсивной межкультурной коммуникации происходит формирование особого типа мировоззрения, характеризующегося высоким уровнем эклектичности и внутренней противоречивости. Само по себе данное явление, на первый взгляд, не оказывает воздействия на экологическую обстановку, однако, на деле, именно целостность мировоззрения определяет последовательность в реализации индивидуальной социальной активности. Классическим примером непоследовательности мышления является активное порицание определенной модели действия на общем уровне (как идеи), и одновременно – следование ей на уровне личных действий. Примером эклектичности мировоззрения является активное утверждение экологических ценностей, сопровождающееся потребительской деятельностью, далеко выходящей за рамки базового набора биологических и социальных потребностей (например, замена и выброска устаревшей техники, приобретение огромного количества одежды (в том числе и из натурального меха) и др.). Пассивность в отношении ведущих социальных проблем, к числу которых, безусловно, относится и сохранение окружающей среды, также может выступать результатом эклектичности мировоззрения. Как показывают исследования Дж. Холтона, эклектичность мировоззрения возникает ввиду отсутствия систематической оценки отдельных идей и положений, ввиду чего эклектичному мировоззрению можно противопоставить научный подход [2]. Это свидетельствует о том, что эффективность образовательной деятельности является одним из тех факторов, которые определяют формирование конструктивных личностных качеств у членов общества, поскольку систематичность и последовательность мышления формируется именно в рамках образовательного процесса.

Еще одним важным направлением оптимизации экологической обстановки является формирование информированности относительно основных тенденций и факторов ухудшения экологической обстановки. В этом отношении решающую роль играют два фактора: общий уровень образованности членов общества, а также степень полноты и адекватности возникающих на уровне информационного пространства общества сообщений о состоянии экологической обстановки. Это определяет значимость сферы межличностной коммуникации, публичности научных исследований а также эффективности средств массовой информации в освещении экологических вопросов. Неполное представление о протекающих процессах приводит к тому, что даже носители конструктивных установок могут быть активно вовлечены в деструктивные формы социальной деятельности.

 

Список литературы

1.     Кудрявцев В.А. Проблема экологичности образовательного процесса в С(К)Ш VIII вида // материалы научно-практической конференции «Специальное образование: опыт, традиции, инновации» // URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Faculty/FPiP/Conference/Kudryavcev_V.A.pdf

2.     Холтон Дж. Что такое антинаука? // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Holton/_03.php 22.02.2016.