Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Профессиональная социализация представляет собой полидетерминированный процесс. Рядом исследователей подчеркивается наличие нескольких уровней детерминации профессиональной социализации, основными из которых принято считать внешний (ситуационный) и внутренний (диспозиционный). К внешнему уровню детерминации можно отнести такие глобальные факторы, как, например, экономическая ситуация в стране, общий уровень жизни, престижность профессии. Этот уровень детерминации успешно анализируется в рамках социологических и социально-психологических исследований [2, 3, 19].

Показательными в данном ключе являются результаты исследования, посвященного проблемам предпочтений молодежи в выборе будущей профессии, проведенного А.В. Сотниковой в 2011 году. Согласно полученным данным, более 50% процентов опрошенной молодежи при выборе профессии отдает предпочтение высокой заработной плате, нежели стабильной работе по специальности. В другом исследовании того же автора, проведенном в 2005 году, 39,6 % респондентов не связывали выбор профессии с полученной специальностью. Данные результаты были интерпретированы автором как проблема профессиональной реализации молодежи в России [16].

В последнее десятилетие некоторые исследователи констатируют наличие изменений в социальных представлениях о потребности в отечественных высокообразованных кадрах. Так, Е.С. Студеникина доказала увеличение доли населения, считающего, что специалистов с высшим образованием «больше, чем нужно»: 35% утвердительных ответов (2007 г.), 27% утвердительных ответов (2001 г.). Кроме того, автор указывает на тот факт, что изменились суждения о качестве высшего образования, престиж которого снизился [17]. Такая ситуация может быть интерпретирована с позиций мотивационных предпочтений в выборе профессии. Высокая мотивация к труду и ориентация на его производительность способны скорее привести к снижению уровня жизни, а не к повышению. Одновременно реализация моделей самореализации, не связанных с трудом, оказывается гораздо эффективнее для социального продвижения [16].

Внутриличностная (субъектная) детерминация определяется не внешними факторами, а свойствами той личности, которая является центром процесса профессиональной социализации. В современных отечественных исследованиях внутренняя детерминация рассматривается с точки зрения различных подходов, через призму следующих категорий: профессионального самосознания; Я-концепции; социальной активности; социального мышления; ценностного ориентирования в профессии; учебно-профессиональной мотивации; экономического сознания; представлений о будущей профессии [4, 5, 7, 10, 20, 21].

Как уже отмечалось ранее, процесс профессиональной социализации сопровождается профессиональной идентификацией, а, следовательно, развитием самосознания. С.А. Подосинников на основе анализа научной литературы рассматривает модель профессионального самосознания как взаимосвязь компонентов структурных и функциональных. Под структурными понимаются когнитивный, эмоциональный, мотивационный и операциональный компоненты. Структурные компоненты реализуются через функциональные – самопознание, самопонимание, самоактуализацию и самореализацию. Такая трактовка подразумевает, что психологическое содержание процесса развития профессионального самосознания представляет собой специфику внутренних взаимосвязей структурных и функциональных компонентов [14]. Е.А. Подосинникова полагает, что профессиональное самосознание специалиста разворачивается как процесс в период смены ведущей деятельности с учебной на профессиональную. Отмечается, что результатом этого процесса являются изменения в операционной, смысловой, а также мотивационной сферах профессиональной деятельности [15].

Активная личностная позиция студента в процессе профессионализации подчеркивается понятием социальной активности, которая, как показано в работе Т.Г. Емельяновой, существует в виде самостоятельного психологического феномена. В этой же работе социальная активность определяется как специфичное личностное образование, отличающееся от других характеристик личности. Самостоятельность как психологического феномена социальной активности продемонстрирована на теоретическом уровне и с помощью эмпирического исследования [5]. Исследуется опосредующее в определенной степени профессиональную социализацию социальное мышление, динамика которого, как показано, имеет положительный характер [10].

В исследовании И.Г. Колосовой была определена теоретическая модель формирования процессуальных свойств профессиональной социализации посредством ценностного ориентирования в специальности. Предлагаемая модель развития ценностного базиса профессиональной социализации содержит три основных вида ценностных ориентаций: терминальных, инструментальных и профессиональных. Кроме того, автором доказано, что специфика ценностных ориентаций влияет на степень профессиональной социализации и ее структуру как процесса.  Влияние ценностных ориентаций на процесс  профессиональной социализации определяется особенностями взаимосвязи профессиональных и общеличностных ценностей с этими компонентами [7].

Важнейшей детерминантой профессиональной социализации на протяжении всех курсов обучения является ценность «здоровье». Причѐм, если остальные жизненные ценности имеют достаточно выраженную динамику в процесс образования, то ценность «здоровье» стабильно значима вне зависимости от курса обучения [1, 8, 11].

И.М. Осипенко анализирует такой динамический аспект профессионализации, как развитие экономического сознания, под которым понимаются отношения, установки, оценки, социальные представления, мнения личности о различных явлениях экономического характера. На основании эмпирических данных утверждается, что самыми динамичными показателями экономического сознания студента (при обучении в вузе) являются субъективный экономический статус, уровень значимости экономически  характеристик в межличностных отношениях, экономические потребности, а также притязания личности [13].

Как отмечает К.О. Меджидова, существует определенная взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и личностного развития студентов высших учебных заведений. При этом интересы и ценностные ориентации студентов по степени выраженности учебно-профессиональной мотивацией заметно различаются. Высокий уровень мотивации соответствует высокому уровню выраженности у студентов ценностей развития в учебно-профессиональном плане, в плане духовном, в сфере материального благополучия и сохранения здоровья; одновременно низкий уровень мотивации соответствует высокому уровню проявления ценностей межличностных контактов [12].

Т.А. Цергой указывает на то, что большое значение для показателей стремления к профессиональному росту, удовлетворенности в профессиональном саморазвитии, а также готовности к профессиональному саморазвитию имеет характер выбора специальности (сферы профессиональной деятельности), который может быть свободным или ситуативно заданным. В его исследовании были получены статистически достоверные коэффициенты сопряженности этих показателей [18].

Проведенный анализ литературы показал, что проблема профессиональной социализации современной молодежи в нашей стране представляет интерес, однако, следует констатировать недостаточную изученность базовых детерминант профессиональной социализации с позиций социологических наук. С точки зрения психологического подхода, доказана значимость мотивационной составляющей в процессе профессиональной социализации; ее важность признается сторонниками практически всех подходов. Вне зависимости от того, рассматривается процесс профессиональной социализации с точки зрения ценностных ориентаций, с позиций компетентностного подхода или через модель профессионального самосознания, характер и сила мотивации играют важную роль.

 

Список литературы

1.      Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. дис. … докт. социол. наук. Волгоград 2006. 39 с.

2.      Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии // Психология. 2004. №3. C. 3-17.

3.      Веретельникова Ю.Я., Родионова Т.В., Мухина М.Ю., Чернышков Д.В., Масляков В.В. Ценностное самоопределение студентов медицинского вуза: психолого-педагогические условия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (7). С. 1532-1536.

4.      Веретельникова Ю.Я., Чернышкова Е.В., Беляков А.Е. Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9.№ 1. С. 132-136.

5.      Емельянова Т.Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ССУЗа: дис. ... канд. психол. наук. Ижевск, 2006. 157 с.

6.      Ирба О.С. Компетентностный подход как условие профессиональной социализации личности студентов- психологов: дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2009. 189 с.

7.      Колосова И.Г. Влияние ценностных ориентаций на профессиональную социализацию студентов: дис. ...канд. психол. наук. Курск, 2006.

8.      Кром И.Л., Андриянова Е.А., Новичкова И.Ю., Чернышкова Е.В. Пространственное измерение инвалидизации в условиях соматических ограничений // Социология медицины. 2011. № 1. С. 54-59.

9.      Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: «МОДЭК», 2011. 424 с.

10.   Маслюк Н.А. Особенности социального мышления студентов высших и средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 191 с.

11.   Медведев А.В. Социально-психологические аспекты развития психологического здоровья студентов в процессе профессионализации в вузе: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 161 с.

12.   Меджидова К.О. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и личностного развития студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2007. 203 с.

13.   Осипенко И.М. Динамика экономического сознания студентов в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2005. 284 с.

14.   Подосинников С.А. Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов: дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2003. 144 с.

15.   Подосинникова Е.А. Психологические условия развития конкурентоспособности молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 180 с.

16.   Сотникова А.В. Профессиональная мотивация студенческой молодежи в современных условиях развития рынка труда в России: дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 171 с.

17.   Студеникина Е.С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2007. 139 с.

18.   Цергой Т.А. Особенности становления личностных компонентов профессионализма в условиях ситуативной заданности выбора сферы профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2008. 155 с.

19.   Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Профессиональная социализация как процесс личностного роста специалиста // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. Вып. 2. Екатеринбург: ИЦРОН, 2015. С. 97-100.

20.   Шипов Ю.Е. Развитие Я-концепции студентов вуза в процессе профессионального становления: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 225 с.

21.   Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления: дис. ... докт. психол. наук. М., 2001. 327 с.