Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОЙ ГИГИЕНЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Экономические, политические и социальные трансформации, происходящие в России в течение последнего десятилетия, оказали деструктивное влияние на фундаментальные основы качества жизни населения и особенно остро эти процессы отразились на жизни сельских жителей. В результате реформирования резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции, у большей части сельского населения снизился доход и трудовая занятость в целом, в сельской местности сократилось число образовательных и медицинских учреждений [5, 10].

Сегодня государственное финансирование социальной сферы и здравоохранения реструктурировано за счет перемещения части расходов на оказание медицинской помощи с федерального уровня на региональный. Несмотря на то, что состояние здоровья является важнейшим показателем человеческого капитала, дифференциация социально-экономических условий жизни населения стала причиной снижения уровня здоровья населения. Многие медицинские услуги, основанные на современных технологиях, оказались недоступны определенным слоям населения.

Еще с середины 50-х годов XX века благодаря возрождению идеи человеческого капитала в западной социально-экономической литературе, стало понятно, что здравоохранение наряду с образованием и накоплением производственного опыта является значительной инвестицией в человеческий капитал. Несмотря на стадию системной социальной деградации, которой  достигло в 1990-е гг. российское село, сельское хозяйство по- прежнему для многих регионов остается жизнеобеспечивающей отраслью, а Россия – аграрной страной.

Ряд исследований доказал наличие множества проблем современного здравоохранения в России, одной из которых является низкая платежеспособность и социальная незащищенность сельских жителей [4, 5, 11]. Поэтому реализация последовательной социально-ориентированной программы здравоохранения и социального развития села выступает важным показателем и условием эффективного функционирования сельского здравоохранения.

Достаточно сложным для сельских поселений является вопрос о кадровом обеспечении здравоохранения, привлечении молодых специалистов и квалификации медицинских работников; а это связано, в первую очередь, с низким материальным вознаграждением труда медиков или неудовлетворительными социально-бытовыми условиями. Проблема дефицита врачебных кадров в учреждениях здравоохранения в  сельской местности в условиях отсутствия распределительной системы выпускников вузов в последние годы стала еще острее. Сельские жители оказались необеспеченны также и скорой медицинской помощью из-за недофинансирования этого вида помощи [9].

Нужно отметить, что профилактика заболеваний среди сельских жителей находится на низком уровне, поскольку большинство из-за специфики труда в сельской местности, удаленности от медучреждений и материального положения просто не могут себе позволить вести здоровый образ жизни; соответственно медосмотры многие проходят лишь после установления факта заболевания. Профилактика заболеваний должна занимать важнейшее место среди всех мероприятий, поскольку условия труда для многих профессий сельского хозяйства считаются вредными (из-за работы с устаревшей техникой, химикатами и проч.) [2, 12].

Таким образом, социально-экономические проблемы обеспечения сельских жителей медицинской помощью, а также специфика трудовой деятельности в аграрном секторе экономики, приводящая к развитию различных профзаболеваний, – являются основанием для реорганизации медицинской помощи, создания условий для ее доступности сельскому населению и возможности получения специализированных видов помощи, реализации мер по увеличению профилактической направленности медицинской деятельности в условиях сельской местности.

Описанная ситуация сложилась в Российской Федерации в результате реформы 1992 года, когда финансирование проблем социального развития села было передано с федерального уровня на местный. Этот факт привел к прекращению финансирования государственной программы «Возрождение русской деревни» за счет средств федерального бюджета, упразднена Комиссия Правительства России по социальному развитию села, сокращены расходы Министерства сельского хозяйства на социальное обустройство сельских территорий. Однако, несмотря на изменения, которые были внесены в закон «О социальном развитии села» в 1993 году, его положения практически не выполнялись. Региональные органы власти и местного самоуправления, не обладающие достаточными ресурсами, не смогли реализовывать или поддерживать предложенные государством социально-экономические меры поддержки села [3, 5].

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющий основные задачи и функции местного самоуправления в обеспечении деятельности объектов социальной сферы: образовательных, культурных и медицинских учреждений. Но это не привело к положительным изменениям, и положение сельского населения стремительно ухудшалось.

На современном этапе развития России приняты несколько социально-ориентированных федеральных и региональных программ развития села, в частности: Федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года», «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; Федеральная программа «Земский доктор» (действует с 2011 г.); Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (одна из главных целей – повышение доступности лекарственного обеспечения для жителей сельских поселений); Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

То есть необходимые изменения в социальной политике были предприняты только в 2002 году с принятием  Постановления  Правительства  Российской  Федерации  «О  федеральной  целевой  программе «Социальное развитие села до 2010 г.». На первом этапе данная программа включала в себя совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и методической базы  – для создания условий и реализации социальных гарантий государства. На втором этапе Федеральная программа предусматривала переход к более высокому качеству жизни и созданию условий для устойчивого развития села.

Среди основных задач ФЦП – «улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом» [8]. В качестве значимого индикатора выступает введение в действие районных и участковых больниц на 12 тыс. коек. Основной результат  реализации программы – повышение доступности медико-санитарной помощи для сельских жителей и улучшение их здоровья. Реализация ФЦП предполагала введение принципов и развитие общей врачебной практики, совершенствование материально-технической базы ЛПУ сельских районов и кадрового потенциала, обеспечение скорой медицинской помощью, организацию выездных форм медицинской помощи, с целью организации и развития мероприятий профилактической направленности – разработку программ развития физической культуры на муниципальном и региональном уровнях. В результате заболеваемость сельского населения должна была снизиться на 8-10%, а обеспеченность больничными местами увеличиться.

Согласно Постановлению Правительства РФ 2007 г. «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» на развитие здравоохранения в рамках реализации программы выделено 175 млн. руб. на первом этапе (2003-2005 гг.) и 1514 млн. руб. на втором этапе (2006-2010 гг.) [6]. Поскольку программа предусматривает финансирование за счет средств, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ, отдельные мероприятия программы реализовать не удалось, в том числе по развитию учреждений социального обеспечения села из-за дефицита бюджета на местах. Однако по причине недостаточного финансирования программы из местных бюджетов многие сельские поселения рассчитывали на поддержку общественных благотворительных организаций и частного бизнеса.

Кроме того, в сельской местности некоторые медицинские учреждения не во всех случаях обладают лицензиями на определенные услуги здравоохранения, что не позволяет им участвовать в реализации национальных проектов. А по причине отсутствия во многих сельских поселениях медицинских учреждений, возникают проблемы и по проведению профилактических мероприятий. В то время как условия трудовой деятельности на агропромышленных предприятиях предполагают проведение комплексной профилактики профессиональных заболеваний.

Однако в аналитическом докладе представлены сведения, подтверждающие недостаточную реализацию Федеральной целевой программы (до 2010 г.). И значительной проблемой, несмотря на предпринятые меры по обеспечению кадровым составом сельского здравоохранения, по-прежнему сохранился дефицит кадров – в том числе, за счет уменьшения численности среднего медицинского персонала и нежелания молодых специалистов работать на селе по причине социально-бытовой или материальной необеспеченности.

С целью реализации федеральных программ в различных субъектах РФ принимались нормативно- правовые акты по социальному развитию села. По причине значительной социально-экономической дифференциации регионов России и количества нереализованных постановлений Правительством РФ было принято решение о дальнейшем финансировании и реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» [7]. Среди приоритетных целей данной программы – развитие и совершенствование первичной медико- санитарной помощи, формирование центров общей врачебной практики, совершенствование материально- технической и нормативно-правовой базы, развитие выездных форм предоставления медицинской помощи, кадровое обеспечение отделений общей врачебной практики (семейной медицины), проведение профилактических мероприятий посредством разработки программ различного уровня по развитию физической культуры и спорта. Реализацию этих целей предполагалось интегрировать с открытием сети медицинских учреждений в сельской местности, прежде всего, фельдшерско-акушерских пунктов.

В целом указанные цели и задачи были направлены на снижение уровня заболеваемости сельских жителей, что позволило бы существенно снизить потери рабочего времени и расходы на оплату больничных листов Фонда социального страхования РФ. Но переход к принципам общей врачебной практики оказался достаточно сложным процессом из-за правовых, экономических, организационных проблем. Несмотря на признание необходимости развития общей врачебной практики, мнения многих специалистов относительно сбалансированности и эффективности планируемой модели здравоохранения неоднозначны и противоречивы [4]. Выступая в поддержку реформирования системы здравоохранения посредством развития семейной медицины, исследователи и общественные деятели отмечают необходимость реструктуризации и коренных изменений в самой системе предоставления первичной медицинской помощи и в ее управлении [1, 12].

Таким образом, можно заключить, что существовавшая в нашей стране разнонаправленность социальных, экономических, нормативных и научно-методических положений и мероприятий по организации системы сельского здравоохранения, привела к необходимости  создания комплексного системного подхода, позволяющего контролировать сбалансированность теоретических разработок и практических действий не только на Федеральном, на и на региональном, муниципальном уровнях. Наличие и дальнейшая разработка нормативно- правовой базы и реализация ее на практике различными субъектами с учетом региональной специфики является основанием потребности формирования самостоятельной службы, которая могла бы осуществлять многочисленные функции, способствующие систематизации медико-санитарной, профилактической, гигиенической, профпатологической помощи сельским жителям.

 

Список литературы

1.      Андриянова Е.А. Риск-рефлексия как фактор профессионализации  медицины. Социология медицины.2005. № 2. С. 25.

2.      Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Психологические факторы адаптации к ситуации профессионального заболевания (на примере работающего сельского населения) // Психология. Экономика. Право. 2014. № 3. С. 30-38.

3.      Закон РСФСР «О социальном развитии села» (с изменениями от 28 апреля 1993 г.). М., 1990, 21 декабря.

4.      Комаров Ю.М. Первичная медико-санитарная помощь: какой она должна быть? // Здравоохранение. 2008.№ 5. С. 19-28.

5.      Паршуков Ю.Б. Государственная социальная политика в сельских поселениях современной России: политологический аспект: дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2005. 181 c.

6.      Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2007 г. № 596 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года»/ ИА «ГАРАНТ» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2063081/ (Дата обращения: 20.03.2015 г.).

7.      Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858.

8.      Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 № 271, от 03.04.2006 № 190).

9.      Хагуров А.А. Человеческий капитал современного российского села // Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН. 2008. С. 195- 220.

10.   Чернышкова Е.В. Проблематизация активной старости в медико-социальном дискурсе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т.6. № 2. С. 481-483.

11.   Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Активный  образ жизни в пожилом  возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. 259 с.

12.   Юрова И.Ю., Федорова Л.М., Чернышкова Е.В. Влияние ценностных установок жителей сельской местности на формирование самосохранительного поведения. Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 3. С. 465-468.