Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ СНГ В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

С момента формирования в России теории и практики национальной безопасности ее основной приоритет заключался в сохранении территориальной целостности государства. В современных условиях национальные интересы и приоритеты не ограничиваются национальной территорией, а простираются далеко за еѐ пределы. В этой связи на первый план выходят внешнеполитические (региональные) ориентиры национальной стратегии.

Концептуальные основы внешнеполитических ориентиров России зафиксированы в официальных документах, в первую очередь, Концепции внешней политики, Стратегии национальной безопасности, Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию и др.

Концепция внешней политики России, утвержденная Указом Президента РФ 12 февраля 2013 года, включает в себя приоритетные направления внешней политики, основные ее цели и задачи. Согласно концепции, приоритетными направлениями российской  внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ – основы углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах [6].

Сотрудничество со странами постсоветского пространства на всем протяжении новейшей истории России всегда занимало особое место в числе приоритетных внешнеполитических интересов. Так, еще в Концепции внешней политики 1997 г. ведущим направлением провозглашались отношения со странами СНГ. В последующих редакциях Концепции в 2000, 2008, 2013 гг. данное направление также оставалось приоритетным.

Вопрос развития сотрудничества со странами СНГ в постсоветский период имел в обществе различные точки зрения. Одним была близка идея, предусматривающая единение славянских республик и Казахстана, другие склонны были акцентировать внимание, прежде всего на укреплении российской государственной границы. Иными словами, вопрос состоял в том, охранять границы СНГ или же сконцентрировать внимание на укреплении российских рубежей [4, с. 31]. Политическое руководство страны было настроено преимущественно на развитие интеграции в рамках СНГ: «приоритет во внешней политике Российская Федерация отдает обеспечению важнейших национальных интересов, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, налаживанию эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Беларуси и России, а так же с участниками договора Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской республики об углублении интеграции в экономической гуманитарной областях [5].

Особое значение имело подписание 15 апреля 1994 г. Соглашения о создании зоны свободной торговли. С первых лет функционирования СНГ в странах осуществлялся беспошлинный режим в торговле, но на двусторонней основе. На многосторонней основе зона свободной торговли практически создана в 2003 г., о чем было заявлено в Решении Совета глав государств от 19.09.2003 г. «О завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере». В 2003 г. на Ялтинском саммите СНГ подписано Соглашение о Едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц [8].

Важным шагом на пути укрепления сотрудничества стало подписание Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 года, сроком на 5 лет и дальнейшим продлением, в Ташкенте. Изначально договор подписали лидеры шести стран: Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Уже в 1993 году к списку добавились: Беларусь, Азербайджан и Грузия [7].

Договор предусматривал, что государства-участники должны обеспечивать свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, суверенитету или территориальной целостности страны-участники проводят консультации с целью определения своих позиций и принятия мер для устранения угрозы. В случае совершения акта агрессии против любого государства-участника все остальные должны предоставить ему требуемую помощь.

Изначально соглашение содействовало созданию национальных Вооруженных сил стран-участников, обеспечению стабильных и адекватных внешних условий для строительства их новой независимой государственности.

В 2002 г. на базе ДКБ была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая провозгласила основной защиту территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. На сегодняшний день ОДКБ представляет собой международную региональную организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью.

В современных условиях в рамках ОДКБ реализуются программа стандартизации вооружений в рамках ОДКБ с целью достижения оперативной совместимости средств связи и управления, стратегия импортозамещения, ставшая приоритетной в свете антироссийских санкций и событий на Украине, антинаркотическая стратегия, мероприятия по борьбе с экстремизмом, незаконной миграцией, трансграничными организованными преступными группировками. Россия по-прежнему является главным звеном ОДКБ.

В стратегии экономического сотрудничества со странами СНГ важным моментом стало создание Евразийского  экономического  союза  в  целях  всесторонней  модернизации,  кооперации  и  повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня государств-членов (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, с 29 мая 2015 г. – Кыргызстан). Подписание Договора о создании ЕАЭС обозначило переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции [2].

В договоре отражены базовые аспекты, присущие международным организациям, зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности. В  документе заложен механизм консенсуса при принятии решений на всех уровнях. Предусмотрен принцип равной представленности сторон в рамках кадровой политики в органах союза.

Отмечается, что Договор о Евразийском экономическом союзе направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан Казахстана, России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной экономической политики.

В основу документа положена договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации [2].

Традиционно тесное партнерство на постсоветском пространстве развивается у Российской Федерации с Республикой Беларусь. Их отношения закрепляются договором о Союзном государстве России и Белоруссии. В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире [4, с. 33].

Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях.

Сегодня в отношениях между Россией и Беларусью действует единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество. Все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с большинством субъектов Российской Федерации, среди которых наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Нижегородская области, Татарстан.

Таким образом, можно утверждать, что в евразийском геополитическом пространстве Российская Федерации занимает особое место,  являясь главным звеном во всех наиболее крупных региональных интеграционных объединениях. Это обусловлено в первую очередь еѐ экономическим и военным потенциалом, а также выгодным геополитическим положением. Самым значимым интеграционными объединением является ОДКБ и намеченные тенденции в рамках СНГ. Также особую важность приобретают Евразийский экономический союз и Союзное государство Белоруссии и России. Они обладают положительными условиями для достижения в дальнейшем поставленных целей и могут составить достойную конкуренцию другим объединениям.

 

Список литературы

1.      Договор о Евразийском экономическом союзе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru

2.      Евразийский  экономический  союз:  офиц.  сайт          (ЕАЭС) [Электрон.  ресурс].  –  Режим  доступа: www.eaeunion.org

3.      Зона свободной торговли в странах СНГ: история создания [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120730/713035602.html

4.      Казакова М. Н. Региональные приоритеты национальной безопасности России: внешнеполитическое измерение // Регионология. – 2010. – С. 30-36.

5.      Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15 июля 2008 г.) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru

6.      Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 февраля 2013 г.) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://mid.ru/brp_4.nsf

7.      Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): офиц. сайт [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.odkb-csto.ru

8.      Соглашение     о     создании     зоны     свободной    торговли     [Электрон.     ресурс].     –     Режим     доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900221