Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1923-1925 ГГ.)

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

Освобождение территории Дальневосточной Республики (ДВР) от интервентов и белогвардейцев произошло 25 октября 1922 г., когда войска Народно-революционной армии (НРА) заняли Владивосток. Несмотря на то, что отдельные белогвардейские подразделения (отряды Бочкарева, Пепеляева и др.) все еще продолжали контролировать северные дальневосточные районы, день занятия Владивостока войсками НРА под командованием И.П. Уборевича отечественной историографией принято считать датой окончания Гражданской войны и окончательного установления советской власти в дальневосточном регионе.

Условия перехода Дальнего Востока к мирному строительству были трудными. В 1918-1922 гг. территория региона являлась ареной военных действий. Японские, американские, английские, канадские, французские, итальянские, китайские, чехословацкие войска и отряды Белых армий проводили свою политику на Дальнем Востоке. Огромными были убытки, понесенные промышленными предприятиями и различными отраслями Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев.

ЦК РКП (б) через Дальбюро в годы существования буфера постоянно указывало на то, что Дальневосточная республика является временным государственным образованием, вызванным особыми обстоятельствами. Дальний Восток исторически связан с Советской Россией по экономическим, национальным и другим условиям он составляет единое, неделимое, органическое целое [3, с. 3].

Но окончание боевых действий на фронтах Гражданской войны далеко не означало разрешения всех внешних и внутренних конфликтов в советском обществе. Охватившие не только Дальний Восток, но и всю страну кризисные явления, проявившиеся в забастовочном движении рабочих, в снижении доверия крестьян к проводимой Советской властью и большевистской партией политике на селе, а также в открытых вооруженных выступлениях белогвардейцев. Особую остроту эти выступления приняли на Дальнем Востоке, где на соседней территории Китая, после поражения в Гражданской войне находились большое количество белоэмигрантов, выступавших против советской власти.

Трудности восстановления народного хозяйства на Дальнем Востоке усиливались тем, что одновременно надо было создавать советские органы власти, бороться с последствиями интервенции, отбивать попытки иностранных государств, которые стремились затормозить и сорвать укрепление Советской власти в регионе. Отметим, что в ноябре 1922 г. интервенция завершилась не на всей части Дальнего Востока, под властью японцев оставался Северный Сахалин, что существенно осложняло обстановку [6, с. 127; 10, с. 76)]. В связи с этим, задачи по установлению Советской власти в регионе могли осуществить только чрезвычайные органы власти – революционные комитеты.

Абсолютно очевидно, что советизацию региона необходимо было проводить постепенно. Вопросы по проведению ликвидации ДВР и вхождению Дальнего Востока в состав РСФСР обсуждались руководством страны практически всю осень 1922 г. Естественно, что эти планы не подлежали разглашению. Однако, 27 октября 1922 г., т.е. через 2 дня после того, как японские войска покинули территорию Приморья, в  газете «Известия» была  опубликована статья «Дальний Восток должен  быть советским». После этой публикации народный комиссар по иностранным делам Г.В. Чичерин 29 октября 1922 г. направил записку секретарю Политбюро ЦК РКП (б) И.В. Сталину, к ведению которого относилась газета «Известия», как официальный печатный орган партии. В записке отмечалось, что «решение по этому вопросу поставлено держать в строгом секрете, и появление такой статьи в официальных органах противоречит той политике, которую Вам поручено проводить. Напоминаю, что Политбюро имело в виду не заикаться ни единым словом об этих вопросах» [9, ф. 159, оп. 2, д. 12, л. 93].

В планы советизации были посвящены и руководители дальневосточного региона, так, секретарь Дальневосточного бюро ЦК РКП (б) Н.А. Кубяк в своей телеграмме главкому НРА ДВР И.П. Уборевичу 31 октября 1922 г. указывал, что «Дальбюро постановило немедленно советизировать Дальний Восток. Народное собрание ДВР соберется 10 ноября 1922 г., выпустив декларацию экономического и политического значения сложит с себя полномочия, после чего передаст власть ревкому». В этой же телеграмме указывалось, что необходимо немедленно приступить к созыву митингов на местах, в ходе которых должно было звучать требование передачи власти от Народного собрания ДВР к Советам. Кроме того, предписывалось «устроить широкие демонстрации в день Октябрьской революции – 7 ноября». Расписывался сценарий прохождения демонстрации, состав участников и ее итог – передача власти ревкому [9, ф. 372, оп. 1, д. 193, л. 71]. Уже 9 ноября 1922 г. Н.А. Кубяк докладывал в Москву в ЦК РКП (б), что «инсценировка требований масс об упразднении буфера удалась. Самый лучший буржуазный дипломат не расшифрует сути» [9, ф. 372, оп. 1., д. 149, л. 81]. Вместе с тем, Н.А Кубяк, докладывал и о таком факте, что «на рынках Дальнего Востока существует паника, но, по нашему мнению, не опасная» [9, ф. 372, оп. 1., д. 149, л. 78].

14 ноября 1922 г. по предложению депутатов-коммунистов, осуществляя волю рабочих и крестьян, Народное собрание ДВР провозгласило на территории всего Дальнего Востока Советскую власть и единодушно высказалось за вхождение Дальневосточной республики в состав Советской России. Власть в регионе перешла к Дальревкому.

Дальревкому также предстояло создать на местах избранные на основе Конституции РСФСР 1925 г. органы государственной власти и приобщить население края к новой жизни и начать восстановление народного хозяйства. Земства и сельские комитеты на местах были заменены волостными и сельскими ревкомами. Главной задачей ревкомов была подготовка перехода от органов власти, создаваемых по принципу назначения, к выборным Советам. 27 октября 1922 г. был создан первый губревком в Приморье [5, с. 3], к 10 ноября были сформированы его основные отделы и подотделы. В его состав вошли Л.Н. Бельский (бывший руководитель ГПО ДВР и ГПУ на Дальнем Востоке), Р.А. Шишлянников, И.М. Витол, Л.Л. Непомнящий, Г.Н. Коренев, Г.Н. Корягин. На него возлагались задачи руководства государственным, хозяйственным и культурным строительством.

До образования Дальревкома создание губревкомов непосредственно проводилось Дальбюро ЦК РКП (б). При Дальбюро была создана специальная комиссия, выработавшая основные принципы создания государственного аппарата в период ликвидации ДВР, и восстановления Советской власти на Дальнем Востоке. 1 ноября 1922 г. были образованы Прибайкальский и Забайкальский губревкомы. 7 ноября – Амурский губревком [4, с. 5]. Необходимость создания этих органов диктовалась многими обстоятельствами и, прежде всего, той сложной обстановкой, которая продолжала оставаться на Дальнем Востоке. Японцы, хотя и покинули Приморье, но продолжали оккупировать Северный Сахалин. В Маньчжурии скрывались многочисленные белогвардейские отряды, которые постоянно совершали вооруженные налеты и пытались поднять вооруженные восстания кулачества. Кроме того, за годы интервенции была практически полностью разрушена экономическая база региона, разорена промышленность, транспорт, за границу вывезено ценное оборудование, запасы золота, угнаны торговые суда. Переживало упадок сельское хозяйство [7]. Все это требовало создания временных органов власти – губревкомов.

В период с октября 1922 г. до марта 1923 г. в регионе была образована единая система советских органов. В первые недели после освобождения Владивостока были создан Никольск-Уссурийский и Спасский уездные ревкомы, Ольгинский, Посьетский и Сучанский районные революционные комитеты. В декабре 1922 г. действовало 43 волостных революционных комитета [8, с. 124].

Из состава губревкома избирался Президиум в количестве 4 чел., в некоторых губерниях создавались коллегии, по большинству вопросов губревкомы принимали самостоятельные решения и не обращались в вышестоящие инстанции. Взаимоотношения между Дальревкомом и губревкомами определялись Циркуляром Дальревкома от 19 ноября 1922 г. [4, с. 5].

Для работы в ревкомы партийные организации направляли наиболее опытных и проверенных коммунистов. В состав ревкомов входили секретари губревкома и укомов партии, а председатели ревкомов являлись членами партийных комитетов. Губернские и уездные партийные комитеты подбирали руководящий состав уездных и волостных ревкомов.

Одним из первых мероприятий губревкомов была ликвидация органов власти ДВР в городах. До создания городских советов в руки губревкомов перешло управление губернскими городами. Благовещенское и Читинское городские собрания уполномоченных были распущены приказами губревкомов 9 ноября 1922 г., а в Хабаровске городские органы ДВР просуществовали до 27 ноября. Этими решениями было ликвидировано ненормальное положение, существовавшее в период ДВР, когда городские управления не подчинялись высшему исполнительному органу власти в области.

ЦК РКП (б) своим циркуляром от 1 декабря 1922 г. рекомендовал всем образованным на Дальнем Востоке губревкомам использовать предстоящий зимний период для работы среди крестьян. Среди ключевых задач выделялись: усиление влияния партии в деревне; популяризация и проведение в жизнь Земельного кодекса РСФСР; поднятие дееспособности и авторитета сельских коммунистических ячеек; сроднение трудового крестьянства с Советской властью [9, ф. 372, оп. 1., д. 1542, л. 225].

Следует отметить, что ревкомы на Дальнем Востоке создавались планомерно, и система организации аппарата управления проходила сверху вниз, т.е. вначале образовывались вышестоящие органы, которые организовали низовой аппарат управления. Создание сети ревкомов на Дальнем Востоке проходило строго централизованным  порядком. Дальревком и Дальбюро ЦК РКП (б) боролись с кустарничеством и самостийностью при создании органов власти, т.к. на местах было необходимо создать однотипный аппарат с определенными сферами деятельности. Дальбюро ЦК РКП (б) и Дальревком в своей работе учитывали опыт ДВР, где административные органы на местах зачастую носили неформальный характер с крайней разнородностью структуры и форм [1, с. 21]. Дальбюро ЦК РКП (б) указывало всем губревкомами РКП (б) «на недопустимость проявления самостийности в государственном строительстве без надлежащих инструкций центра. Неправильные мероприятия затрудняли работу центра, поэтому проявление самостийности Дальбюро рассматривает как нарушение партийной дисциплины» [2]. Таким образом, принцип назначения, которым руководствовались при создании ревкомов, обеспечивал централизацию, строгий порядок образования всей системы государственного аппарата на Дальнем Востоке.

На следующий день после образования Дальревкома, 16 ноября 1922 г., Дальбюро передало ему функции по работе с губревкомами. Секретарь Дальбюро Н.А. Кубяк разослал на места телеграмму, в которой указывал, что отныне все «переназначения необходимо согласовывать с Читой» [9, ф. 372, оп. 1., д. 152, л. 9]. Отметим, что не все губревкомы успели скоординировать свои действия с полученной директивой. Уже 17 ноября Амурскому губернскому партийному бюро был вынесен выговор за неисполнение указаний Дальбюро по вопросам «организации уездных народных ревкомов и переименовании губернских отделов». Дело в том, что Амурское губернское бюро ЦК самостоятельно организовало уездные ревкомы в Благовещенском и Свободненском уездах и лишь потом запросило мнение Дальбюро. Дальбюро же, в свою очередь, настаивало на проведении согласований с Дальревкомом, а впредь грозило более серьезными мерами, вплоть до снятия работников областного масштаба [9, ф. 372, оп. 1., д. 152, л. 12].

Вместе с тем, эта ситуация обнажила и еще один внутренний конфликт, зревший в недрах самого Дальревкома. Руководители Амурского губбюро посчитали выговор несправедливым. Они направили телеграмму в Дальбюро ЦК, в которой сослались на руководителя Дальневосточного революционного комитета П.А. Кобозева, который «в частной беседе сказал, что  уездревкомы допустимо  создавать по назначению губревкома в рабочих районах, где почва для этого подготовлена» [9, ф. 372, оп. 1., д. 172, л. 1]. Ответственность за нарушение директивы Дальбюро переложили на Кобозева.

Такого не корректного поведения среди соратников по партии хватало всегда. Осложнилось все тем, что слухи о трениях между руководящими работниками, стали предметом широкой огласки после публикации статьи «Канитель Читы» 1 декабря 1922 г. в эмигрантской газете «Колокол». Уже через неделю, другая белогвардейская газета «Русский голос» ссылаясь на мнение близких у руководству Дальревкома коммунистов назвала П.А. Кобозева «самодуром, вредным для Советской власти» [9, ф. 372, оп. 1., д. 171, л. 190].

Все эти факты послужили поводом для проведения служебного разбирательства, проведение которого было поручено сотрудникам Полномочного представительства ОГПУ на Дальнем Востоке. В сделанных по итогам проверки выводах не отрицался факт наличия противоречий внутри Дальревкома и связанные с этим речевые обороты, ставшие предметом широкой огласки. Однако отмечались серьезные нарушения, имевшие место при прохождении секретной переписки [9, ф. 372, оп. 1., д. 171, л. 181; д. 182, л. 2]. Мероприятия по устранению недостатков не заставили себя долго ждать. Соответствующие директивы по организации шифропереписки были разосланы на места, а руководитель Дальревкома П.А. Кобозев уже осенью 1923 г. был переведен в Москву [9, ф. 372, оп. 1., д. 206, л. 87; д. 234, л. 137].

Подготовка к выборам в Советы началась в январе 1923 г. По указанию ЦК партии Дальбюро ЦК РКП (б) создало в деревне группы содействия Советской власти. Дальревкому было поручено собрать материал об организации советских аппаратов на местах. 3 марта 1923 г. была образована Центральная избирательная комиссия по выборам в Советы. В состав комиссии входили: от Дальбюро – Н.М. Матвеев, от ДВСПС – К.И. Кнопинский, от 5 Красной Армии – В.А. Смирнов, от общего отдела управления Дальревкома – И.Б. Кацва [9, ф. 372, оп. 1., д. 155, л. 17].

Подводя итоги выборов необходимо отметить, что Советский аппарат Дальнего Востока, в особенности волостной, после перевыборов 1924 г., укрупнения волостей и усиления его новыми работниками значительно окреп. Городские советы в большинстве созывались только на торжественные заседания, но в Чите, Благовещенске, Владивостоке и Хабаровске интенсивную работу вели секции горсоветов. Из недостатков работы советских органов необходимо отметить наличие на тот момент «еще не изжитого в некоторых местах налоготворчества низового состава партийного аппарата». Для пополнения низового аппарата опытными работниками Амурским и Приморским губисполкомами организовывались курсы административно-хозяйственных работников деревни [9, ф. 372, оп. 1., д. 1014, л. 15-18].

Затем были созданы избирательные комиссии на местах – в губерниях, уездах и волостях. По ходатайству Дальревкома ВЦИК, учтя особые условия Дальневосточной области, снизил по ней нормы представительства по выборам в Советы. 25 августа 1924 г. началась вторая кампания по выборам в Советы, которая проходила под лозунгом укрепления союза рабочего класса с крестьянством и оживления работы Советов.

Предвыборная кампания 1925 г. совпадала с важным событием. В феврале 1924 г. был проведен съезд по районированию Восточной Сибири, а в 1925 г. на основе суммированного экономического описания округов разработано положение по административному делению. Начатое Дальревкомом районирование Дальневосточной области было вызвано необходимостью приблизить к местам и создания более работоспособных органов Советской власти. Был образован Дальневосточный край, в который вошло 9 округов (75 районов). Губернии и уезды в начале 1926 г. были упразднены.

Таким образом, выборы 1925 г. проходили уже в новых границах округов и районов. Большое внимание было обращено на ход сельскохозяйственной компании. Уже в марте 1925 г. Дальревком отмечал, что в Забайкалье было вполне удовлетворительное состояние по сбору налога. Однако имелось слабое поступление по Амурскому и Приморскому районам. Вместе с тем, Дальневосточный революционный комитет констатировал, что в значительной степени, точка тяжести советского строительства в 1924 г. была перенесена в деревню. Перевыборы советов, хотя и выявили увеличение активности крестьянства, но в большей части сельсоветов не дали полностью ожидаемого числа участвовавших в выборах. Москва установила, что «работу по советскому строительству в деревне на ближайшее время проводить, имея главной задачей всемерное оживление работы сельсоветов и волисполкомов и укрепление их авторитета среди местного населения. Причем, всеми руководящими органами должно быть обращено внимание, чтобы сельсоветы и волисполкому в своей работе были бы не только органами управления, но, одновременно и органами проявления широкой самодеятельности крестьянских масс» [9, ф. 372, оп. 1., д. 1014, л. 22, 34-35].

В январе 1926 г. прошли районные и окружные съезды Советов, а в марте в Хабаровске состоялся первый краевой съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Съезд заслушал отчет Дальревкома о советском строительстве в крае с момента перехода власти от ДВР к Советам. Съезд единодушно одобрил деятельность Дальревкома и избрал на основе Конституции РСФСР 1925 г. Дальневосточный краевой исполнительный комитет. Дальревком закончил работу и передал свои функции вновь избранному Далькрайисполкому.

Таким образом, на Дальнем Востоке путь к Советам лежал через демократический «буфер» (ДВР), который потребовал от ЦК РКП (б) тактики лавирования, обусловленной интервенцией и сложной международной обстановкой. Создание системы ревкомов на территории бывшей Дальневосточной республики подготовило базы для установления Советской системы управления. Переход от органов управления ДВР к ревкомам был проведен постепенно. Он не нарушил повседневной деятельности органов власти. К марту 1923 г. Дальневосточное Бюро ЦК РКП (б) и Дальревком, руководимые ЦК РКП (б) и Выбранным Советским правительством, провели ряд мер по формированию органов управления народным хозяйством, реформированию промышленного сектора и введению советского законодательства.

 

Список литературы

 

1.                   Вестник ДВР. 1922. № 4.

2.                   Дальневосточный путь. 1922. 19 нояб.

3.                   Известия Дальбюро ЦК РКП (б). 1921. № 1.

4.                   Исаева Т.С. Особенности становления и развития органов советской власти на Дальнем Востоке в восстановительный период (1922-1926 гг.) // Организационно-политическое укрепление Советов на Дальнем Востоке СССР (октябрь 1922- 1983 гг.) Владивосток, 1985.

5.                   Обзор деятельности Приморского губревкома. Владивосток, 1925.

6.                   Орнацкая Т.А. Из истории борьбы с интервенцией на российском Дальнем Востоке в 1920- 1922 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 5. С. 125-137.

7.                   Отчет Дальревкома и Дальэкосо за 1923-1924 гг. Хабаровск, 1925.

8.                   Очерки истории Приморской организации КПСС. Владивосток, 1971.

9.                   Российский государственный архив социально-политической истории.

10.                Ципкин Ю.Н., Орнацкая Т.А. Внешняя политика Дальневосточной республики. 1920-1922 гг. Хабаровск, 2008.