Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ МЕТОДАМИ ФИЗИОТЕРАПИИ, ЛФК И МАССАЖА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2015г.

Актуальность исследования. Детский церебральный паралич (ДЦП) – одна из актуальных медико-социальных проблем, что определяется его распространенностью (3-5 на 1000 новорожденных) и инвалидизацией пациентов с раннего возраста. Исходя из этого, целью нашей работы стало определение влияния методов физиотерапевтического воздействия и регулярных занятий лечебной физкультурой на восстановление утраченных функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата детей с ДЦП, их психоэмоционального развития, улучшения общего физического состояния. 

Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на создание благоприятных условий для восстановления функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее компенсаторных возможностей. Материалы и методы. На базе КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» города Перми организована система непрерывной реабилитации с использованием лечебной физкультуры, физиотерапевтического лечения, массажа. Лечебная физкультура включала в себя использование балансировочного тренажера Balance-Trainer, стола-вертикализатора с интегрированным ортопедическим устройством Erigo, приборов Locomat и Kinetec, костюма “Атлант”, копирования, гимнастики на мячах, занятия на параподиуме, тренажере Гросса, подвесных системах, тренажере Motomed и тренажере Рихостим. 

Занятия у детей младшей возрастной группы проходили 5 дней в неделю от 30 минут до 75 минут по нарастающей. У детей дошкольного и школьного возраста занятия проходили 5 дней в неделю от 30 до 60 минут, в зависимости от тяжести состояния. Курс – 21 день, кратность – 4 раза в год. Кроме того, ежеквартально дети получали курсы: стимулирующий массаж мышц спины, амплипульс, ультратон, 2 раза в год – электрофорез с сосудистыми препаратами, магнитолазер. С 3-х летнего возраста детям при необходимости назначалась социально-психологическая реабилитация: коррекция психических функций, тренинговые занятия, сеансы релаксации, психотерапевтическая помощь; социально-педагогическая реабилитация: индивидуальные занятия с логопедом, логоритмика, педагогическая коррекция; социокультурная реабилитация: арт-терапия, культурно-досуговая реабилитация, занятия музыкой; социально-бытовая реабилитация. Детей, получающих курсы реабилитации, постоянно наблюдали: врач-реабилитолог, врач-невролог, врач ЛФК, психолог, логопед. 

В течение года под нашим наблюдением было 43 ребенка с ДЦП. В возрасте от 0 до 3-х лет – 10 детей, возрасте от 4-х до 6 лет – 9, в возрасте от 7 до 12 лет – 17, в возрасте от 13 до 18 лет – 7 пациентов.
Результаты и обсуждение. В результате комплексной реабилитации положительная динамика у детей младшей возрастной группы, независимо от формы ДЦП, достигла 90% (9 детей). Дети начали лучше удерживать голову, расширился объем активных движений, двое детей начали переворачиваться с живота на спину и обратно, двое детей начали самостоятельно сидеть, один ребенок начал вставать на четвереньки и самостоятельно стоять у опоры. Отсутствие положительной динамики у одного ребенка было связано с тем, что ребенок часто болел и реабилитационные мероприятия получил не в полном объеме. В дошкольной группе 4 ребенка центр реабилитации посещали постоянно, 5 детей – курсами по 20 дней ежеквартально. Положительная динамика отмечалась у 88,9% (8 детей). Из тех детей, которые посещали центр реабилитации постоянно – один ребенок начал ходить самостоятельно, у остальных детей увеличился объем активных движений, улучшилась координация движений. Среди детей, посещающих КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» курсами, у одного ребенка отмечалась компенсация утраченных функций (снят с инвалидности), один ребенок начал самостоятельно ходить, у двух детей увеличился объем активных движений. У одного ребенка положительной динамики не было, в связи с отсутствием мотивации к реабилитации у родителей и у ребенка, и редким посещением Центра. У всех детей отмечена положительная динамика в улучшении психических функций, эмоционального фона, звукопроизношении. Среди детей в возрастной группе от 7 до 12 лет положительная динамика отмечается у 88% (15 детей) в виде нормализации мышечного тонуса, улучшении координации движений и улучшения рисунка ходьбы. У четверых детей появились попытки к самостоятельному передвижению. Отмечается положительная динамика и в улучшении психических функций, расширился словарный запас. У двух детей положительная динамика отсутствовала (дети с низким реабилитационным потенциалом, имеющие тяжелую сопутствующую патологию). Среди детей старшей возрастной группы положительная динамика выявлена у 71% (5 детей). Отсутствие положительной динамики (2 ребенка) связано с недостаточной мотивацией у детей, нерегулярными занятиями, отсутствием занятий в домашних условиях и формированием некоррегируемых резидуальных изменений в опорно-двигательном аппарате. Таким образом, проведенный эксперимент показал, что:
− во-первых, регулярные занятия лечебной физкультурой в сочетании с применением физиотерапевтических методов воздействия имеют положительные результаты у детей с ДЦП, причем независимо от форм ДЦП и исходного реабилитационного потенциала;
− во-вторых, занятия лечебной физкультурой должны проводиться непрерывно;
− в-третьих, начинать занятия лечебной физкультурой у детей с ДЦП нужно с раннего возраста;
− в-четвертых, проводить занятия лечебной физкультурой необходимо вплоть до максимально достижимого уровня коррекции утраченных функций.