Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТЕРЕОТИПЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
27 февраля 2016г.

Среди всей совокупности факторов, определяющих «качество жизни» питанию принадлежит весьма важная роль. В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даѐт энергию, силу, развитие, а при грамотном еѐ употреблении - и здоровье. Можно с определѐнной уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания [4,5].
Среди составляющих здорового образа жизни одной из важнейших является оптимальное питание, поскольку оно обеспечивает хорошую работоспособность, стойкость к воздействию неблагоприятных факторов и нормальное протекание процессов роста и развития. Изучение фактического питания позволяет не только оценить его как фактор сбережения здоровья, но и установить наличие факторов риска, связанных с недостатками рациона, вредных пищевых привычек, повышающих вероятность нарушений в деятельности органов и систем. [1,5] Анализ особенностей рациона питания молодого поколения позволяет обосновать необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия, что повышает роль такого исследования в мониторинге здоровья населения. Подготовка специалистов в вузе должна включать не только профессиональное обучение, но и формирование навыков здоровьесохраняющего поведения, поскольку отсутствие соответствующей мотивации ведет к негативным тенденциям роста заболеваемости, снижения трудоспособности [6,7].
Фактор адекватного питания в совокупности с физической нагрузкой являются элементами повседневного поведения, формирующими и сохраняющими здоровье человека. Основной тип нарушения питания связан с дефицитом в рационе эссенциальных компонентов жизнеобеспечения организма. Не менее значимо отсутствие элементарных знаний о физиологии и культуре питания. [3,8]
Особенности Южно-Уральского региона, дефицитного по ряду важнейших микроэлементов (I, Se, Zn и пр.), потреблению водо- и жирорастворимых витаминов в сочетании с высокой неблагоприятной техногенной нагрузкой на организм требуют особого подхода к рациональной диете, как важнейшего фактора сохранения здоровья.[1,4]
Цель исследования: изучение особенностей питания студентов и установление его взаимосвязей с основными составляющими образа жизни.
Дизайн исследования: работа выполнена на кафедре факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ЮУГМУ (заведующий кафедрой д.м.н. Федоров И.А.). В процессе исследования проводили анонимное анкетирование 372 студентов Вузов города Челябинска в возрасте 18-24 лет. Все студенты обучались на очном отделении. При составлении анкеты использованы некоторых вопросы анкеты «SINDI», рекомендованной ВОЗ для оценки особенностей образа жизни и состояния питания населения. Статистическая обработка полученных данных проведена в электронных таблицах Excel с помощью комплекта прикладных программ.
Содержание работы. Объем выборочной совокупности составил 372 чел. Распределение респондентов по возрасту было следующим: 18 лет – 0,2% (1 чел); 19 лет – 6,9% (26 чел.); 20 лет – 32,7% (122 чел.); 21 – 18,5% (69 чел); 22 – 22,8% (85 чел.); 23 – 14,2% (53 чел.); 24 – 4,2% (16 чел). Юношей среди респондентов было 105 чел. (28 %), девушек – 267 чел. (72 %). У большинства опрошенных (92,2%) рабочий день начинается с 8 часов утра и завершается к 17 часам (60%). Однако у части студентов (26%) рабочий день завершается к 21 часу.
Рациональным называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности особенностей действия климата и других факторов. Общие требования к пищевому рациону сформулированы в основных постулатах, один из которых отражает необходимость правильного распределения пищевого рациона в течение дня. [3] Режим питания может изменяться в соответствии с нацио- нальными традициями, характером трудовой деятельности, культурой, привычками в питании, климатом.
Анализ кратности приемов пищи студентов показал, что лишь 18% респондентов питаются 4 раза в день, большинство опрошенных (45%) принимают пищу 3 раза в день, 10% – питаются только 1–2 раза в сутки. Практически треть опрошенных (100 чел. – 27%) не имеют системы режима питания и едят «как придется». То есть третья часть респондентов питалась нерегулярно, без системы, что свидетельствует о небрежном отношении к собственному здоровью и является фактором риска развития заболеваний как минимум системы пищеварения.
В ходе опроса было выяснено, что 50% студентов имеют фиксированное время завтрака, другая половина не имеет системы питания утром, таким образом, время завтрака растягивается с 8.00-12.00 часов. Подавляющее большинство студентов имеют горячий обед (72,6%) и время обеда приходится на 13.00-15.00 часов. Лишь 27,4 % (93 чел) совмещают обед с ужином. Время ужина определено респондентами с 19.00-20.00 часов, но 25% ужинают в 21 час и позднее. При анализе данных выявлено, что практически все студенты питаются приготовленной в домашних условиях едой (87,9%), и лишь незначительная часть (12,1%) покупают готовую еду в супермаркетах.
Анализирую ответы на вопрос «Сколько раз в неделю Вы употребляете тот или иной продукт?», были получены следующие данные: отмечено, что достаточно регулярно едят мясо – 68%, молочные продукты – 42,2%%, хлеб – 54,8%, овощи и фрукты – 51%, рыбу и морепродукты – 28,3%. При анализе кратности и объемов приема того или иного продукта ежедневно было отмечено, что молоко и молочные продукт, овощи и фрукты ежедневно в рационе большинства студентов (43,8%), но объем их значительно ниже ежедневной нормы.[2] Около половины студентов (53,8%) включали эти продукты в свой рацион менее 2-3 раз в неделю. Однозначным лидером среди овощей является картофель, являющийся в большей степени источником углеводов. Об употреблении свежих фруктов один раз в день или чаще сообщили всего только 33,9% студентов, свежих овощей
- 19,7%. Полученные данные позволяют сделать вывод об общей недостаточности этой группы продуктов в питании респондентов. Вследствие того, что незначительное количество студентов ежедневно употребляет такие овощи как капуста, морковь, огурцы, свекла, перец в виде салатов, растительное масло ежедневно употребляет не более 15% опрошенных. В качестве соуса 35% респондентов предпочитают майонез. Рыба в рационе питания 60% респондентов отмечалась 1 раз в неделю, не более 200 грамм.
Предпочтение хлебу отдавали 54,8% студентов, заменяли хлеб батонами, булками и пирожками около 29% респондентов. Не употребляли хлеб вообще около 13%. Мучные продукты и сладости ежедневно преоб- ладали в рационе более двух третей респондентов (72,5%). Из напитков более половины опрошенных (52%) отдают предпочтение сладким газированным напиткам.
Происходящее в настоящее время изменение пищевого поведения, внедрения новых пищевых привычек характеризуется, прежде всего, увеличением популярности так называемого «пищевого мусора» [1,8]. К данной группе относятся «фаст-фуд», высокожировые и рафинированные продукты, напитки, приготовленные на основе химических веществ, чипсы, гамбургеры, продукты быстрого приготовления. По результатам анкетирования не употребляют продукты «фаст-фуда» 47% студентов, ежедневно употребляют 6,7%, остальные употребляют 2-3 раза в неделю. При анализе частоты встречаемости их в рационе достоверно подтверждена высокая популярность таких продуктов у студенческой молодежи, что должно быть оценено как еще одни фактор риска для здоровья студенческой молодежи. Очевиден факт дефицита в рационе студентов продуктов, являющихся основными источниками полноценного белка, и преобладание углеводно-жировой пищи.
Резкое сокращение энерготрат современного человека, в том числе и студентов, требует уменьшения потребления пищи, однако оно не сопровождается аналогичным снижением потребности в других жизненно важных пищевых веществах, в частности в микронутриентах (витаминах, микроэлементах и др.). Поскольку источниками энергии и биологически активных веществ остаются неизменившиеся пищевые продукты, воз- никают своеобразные «ножницы»: адекватный по энергетической ценности рацион не обеспечивает потребностей в витаминах и минеральных веществах и пищевых волокнах. Компенсировать недостаток последних возможно приемом продуктов функционального назначения.
Согласно проведенному исследованию, только 44,9% студентов знают о существовании таких продуктов. Однако из этой группы опрошенных ежедневно употребляют их лишь 10,7%, еще 34,2% (159 чел) употребляют функциональные продукты питания 2-3 раза в неделю. Не знают и соответственно, не употребляю функциональные продукты питания 55,1% студентов. Этот факт, возможно, объясняется достаточно высокой стоимостью данной линейки продуктов. При анализе данных по различным вузам самыми информированными о продуктах функционального назначения стали студенты факультета пищевых технологий ЮУрГУ, а самыми «не знающими» оказались студенты медицинского университета.
Показатели физического развития, в особенности масса тела, являются наиболее информативными критериями соответствия энергетической и биологической ценности рациона питания потребностям организма. Респондентам было предложено субъективно оценить адекватность своего питания по показателю индекса массы тела. Выяснилось, что 75,8% опрошенных считают свою массу нормальной, 11% – избыточной, 13,2% – недостаточной. Другими словами, субъективно четверть студентов оценивают свою массу как неудовлетворительную.
Почти половина респондентов (47%) понимают, что их отношение к питанию не позволяет им быть здоровым, при этом подавляющее большинство (87,0%) согласны с утверждением, что правильное питание может сохранить здоровье.
Свое нерациональное и нездоровое питание 61,7% студентов связывают с недостатком времени, средств и неорганизованным режимом дня; 19,7 – не задумывались над этим вопросом или не считают нужным им заниматься, а 1,6% уверены, что здоровое питание не может быть вкусным.
При анализе финансовой стороны вопроса отмечено, что на каждого члена семьи приходится на питание до 4 тыс. руб. в месяц у 54,8% семей студентов. Тратить на питание до 6 тыс. руб. в месяц могут только 30% респондентов. Траты на питание 8 и более тысяч могут позволить себе только 15,2% семей. Возможно, полученные результаты отражают особенности социально-экономической ситуации в стране в настоящий момент, недостаточный уровень доходов студентов не позволяет постоянно и регулярно употреблять необходимые продукты.
Анкетирование показало, что основным источником информации об оптимальном питании только для 9,8% опрошенных являются средства массовой информации, в частности реклама. Пятая часть студентов (21,8%) узнают о правильном питании от членов семьи и знакомых, и 68,4% молодых людей обращаются с этим вопросом к медицинским работникам и специальной литературе, в основном, это студенты медицинского университета.
Таким образом, по данным проведенного социологического исследования установлено, что студенты высших образовательных учреждений Челябинска, изначально имеющие достаточный уровень интеллекта, мотивированные на обретение высокого уровня профессиональных знаний, не имеют ни привычки, ни мотивации для соблюдения правил оптимального питания, а значит, и для формирования и поддержания здоровья. Результаты опроса свидетельствуют, что режим питания студентов не соответствует гигиеническим принципам оптимального питания, их повседневный рацион углеводно-жировой, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов. Полученные результаты отражают особенности социально- экономической ситуации в стране в настоящий момент. Представляется необходимым ввести на начальных курсах вузов специальную дисциплину, знакомящую студентов с принципами рационального питания, с целью восполнения имеющегося у них пробела в знаниях важнейших вопросов культуры питания и здорового образа жизни. Практическая ценность работы заключается в возможности разработки программы профилактических мероприятий направленных на оптимизацию рациона питания студентов. Активное внедрение в рацион питания учащихся вузов разнообразных профилактических продуктов питания, обогащенных функциональными компонентами, позволит существенно снизить показатели заболеваемости острой и хронической патологией различных органов в период обучения.

Список литературы

1. Горева, Е.А. Факторы риска формирования патологии желудочно-кишечного тракта у подростков в регионе с высокой техногенной нагрузкой /Горева Е.А., Петренко А.В., Зуев А.А., Баженова А.А.//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). С. 38-43.
2. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 28 декабря 2008 г.
3. Новоселова, Т. И. Общероссийская программа «Здоровое питание – здоровье нации» [Электронный ресурс] /Т. И. Новоселова. – Режим доступа: http://pfcop.opitanii.ru/about_programm/index,shtml.
4. Петренко, А.В. Формирование культуры здорового питания в образовательных учреждениях городской и сельской местности Южно-уральского региона /Петренко А.В., Горева Е.А., Зуев А.А., Баженова А.А.//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). С. 91-95.
5. Петрова, Т.Н. Оценка фактического питания студентов медицинского Вуза: проблемы и пути их решения/Т.Н. Петрова, А.А. Зуйкова, О.Н. Красносуцкая //Вестник новых медицинских технологий. 2013. № 2 (том 20).
6. Скворцова, М.Б. Молодое поколение в системе человеческого потенциала как фактор социально- экономического развития региона: автореф. дис. … канд. экон. наук / М.Б. Скворцова. – Санкт–Петербург, 2007. –21 с.
7. Тутельян, В.А. Гигиена питания: современные проблемы / В.А. Тутельян // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – №1. – С. 8–9.
8. Шабров, А.В. Современные аспекты фундаментальных и прикладных проблем питания /А.В. Шабров [и др.]//Мед.акад. журн. –2007. – Т. 7, № 4. – С, 125–130.