Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Главной целью государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки (Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения").
Решение задачи повышения эффективности здравоохранения определяет спрос на новые методологические разработки в области инновационных подходов к управлению и развитию отрасли здравоохранения, рациональному использованию ресурсов, формированию рынка медицинских услуг.
Здравоохранение имеет свою специфику, обусловленную определенным видом деятельности и социальной направленностью. Результатом деятельности медицинских учреждений является предоставление населению медицинских услуг, потребителем которых, а значит и активным участником процесса, выступает пациент. Сложность оценки и определения качества результатов работы медицинского персонала, эмоциональная напряженность труда, чрезвычайная ответственность, необходимость постоянного совершенствования профессиональных знаний, изменение экономической мотивации врача определяют особенности организации управления в сфере здравоохранения.
Управление – это сложная, разнообразная, интеллектуальная и практическая деятельность, включающая информационно-аналитическую, организационную работу, а самое главное – работу с людьми в процессе постановки и реализации целей.
Деятельность по управлению здравоохранением обязательно включает в себя цели и задачи, функции, формы и методы их осуществления.
Важнейшее значение в системе управления имеют его цели. Определение целей – первооснова, которой подчинено всё функционирование системы управления. Поэтому в отрасли здравоохранения всё шире применяется программно-целевое управление, ориентированное на достижение конкретных результатов. Будучи сложной по своей структуре, система управления здравоохранением имеет не одну, а много взаимосвязанных между собой целей, которые взаимно дополняют друг друга, но в то же время имеют различную направленность. Однако все они подчинены и отражают главную цель управления здравоохранением в России, в качестве которой выступает выработка и применение системы мер, направленных на снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.
Наиболее важными подцелями являются профилактические, реабилитационные, лечебно-оздоровительные, диагностические, демографические, репродуктивные, правовые.
Для их достижения необходимо решить ряд определённых задач, основными из которых на наш взгляд являются:
- повышение эффективности управления системой здравоохранения при минимизации затрат,
- повышение адресности в предоставлении медицинских услуг,
- создание государственно-общественной системы оценки качества и контроля за деятельностью учреждений здравоохранения,
- обеспечение единого социально-правового и информационного пространства.
Функции пронизывают и организацию, и процесс управления, поэтому именно они определяют основное содержание управленческой деятельности. Вся управленческая деятельность определяется тремя основными функциями, которые замыкают цели управления:
- Принятие управленческого решения, которое заключается в оценке ситуации, планировании и прогнозировании основных показателей деятельности системы здравоохранения в части удовлетворения населения медицинской помощью.
- Осуществление этого решения, которое предполагает организацию деятельности, в том числе формирование системы управления, её функционирование, координация и регулирование деятельности всех участников процесса оказания медицинской помощи.
- Контроль и анализ объёма и качества оказываемых услуг, а также эффективности использования имеющихся ресурсов, учёт и отчётность.
Результаты контроля и анализа приводят в итоге к аналитическим выводам и умозаключениям, в соответствии с которыми принимается управленческое решение.
Создание эффективной модели управления деятельностью в сфере охраны здоровья на современном этапе является необходимым элементом оптимизации государственной политики и отражено в Программе развития здравоохранения на период до 2020 года. В качестве компонентов данная модель предусматривает стратегический, тактический и исполнительный уровни, а также сформированную обратную связь.
На стратегическом уровне модель должна включать в себя формирование перспективных стратегий по отдельным профилям медицинской деятельности как составных частей стратегии развития здравоохранения в целом.
На тактическом уровне должны быть четко определены государственные гарантии в сфере охраны здоровья граждан, которые будут обеспечены за счет финансовых (тарифы) и правовых (нормативное регулирование) инструментов.
Обратная связь будет обеспечиваться, с одной стороны, за счет независимых информационных потоков (статистическая информация), с другой стороны - за счет результатов государственного контроля и надзора, мониторинга, информации, представляемой общественностью. При этом информационные контуры должны быть независимыми, то есть стратегический уровень управления системой здравоохранения должен быть независим от тактического в части обеспечения необходимыми для функционирования сведениями. На основании данных обратной связи по мере своей реализации стратегические и тактические подходы должны претерпевать динамические изменения соответственно изменениям в системе здравоохранения страны.
Целесообразно применение проектного подхода к управлению, с выделением в отдельные мероприятия действий, направленных на создание и поддержку функционирования специализированных инструментов управления в здравоохранении. Основополагающее значение имеют системность соответствующих мероприятий, их нормативно-правовое, материально-техническое, информационно-аналитическое, технологическое, а также научное обеспечение.
Реализация цели создания системы качественного и доступного здравоохранения эффективно достигается только при применении программно-целевого подхода и внедрения системы сбалансированных показателей для оценки эффективности процессо-ориентированного управления организацией.
Современное здравоохранение характеризуется выраженной тенденцией к централизации управления как следствие реформ общественно-политического строя и экономики России. Большая часть полномочий, ресурсов и ответственности делегирована вышестоящим органам управления. Усиление роли государственного звена здравоохранения, получение учреждениями статуса самостоятельного юридического лица, развитие негосударственного сектора привели к значительному усложнению процесса управления отраслью.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ) обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за охрану здоровья граждан и оказание медицинской помощи, а также перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Законом установлены права и обязанности медицинских учреждений, в том числе в соблюдении порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, санитарного законодательства, ведения медицинской документации; определена обязанность медицинских учреждений страховать ответственность перед пациентами. В законе отражен инновационный подход к управлению охраной здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг. Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы предъявляет повышенные требования и к самой личности руководителя, его профессиональным качествам и управленческим компетенциям.
Сегодня усиливается роль эффективного управления на учрежденческом уровне для выбора оптимальной организации работы и получения конкретных результатов.
Эффективное управление на любом уровне невозможно без тщательной проработки этого вопроса.
Составные части совершенствования управления это:
• формирование современной методологии управленческих процессов;
• рациональное построение информационного обеспечения управления и применение передовых технологий информатизации;
• формирование и планирование финансовых потоков в новых экономических условиях;
• подготовка руководителя новой формации.
Системный подход к управлению в современном здравоохранении предполагает сочетание и единство экономических, административных, технологических методов, направленных на достижение главной цели здравоохранения - оказание доступной, квалифицированной и бесплатной медицинской помощи. В результате применения современных методов управления мы получим оптимальное соотношений таких показателей, как объем, качество, себестоимость и эффективность медицинской помощи.
Эффективное управление также невозможно и без современного информационного обеспечения, использования инновационных информационных технологий, создания единой информационной системы. Информационное поле должно охватывать все аспекты системы здравоохранения: состояние здоровья населения, медицинские технологии, объем и качество оказываемой помощи, наличие и использование ресурсов.
Разработка информационных систем и системных решений должна выполнять текущие и долгосрочные задачи управления системой здравоохранения. Передовые технологии информатизации необходимы для функционирования системы контроля и управления качеством медицинской помощи, оценки эффективности программ, установления правовых, организационных, экономических, информационных связей, как внутри структуры (системы), так и с другими организациями.
За последние три года принципиально изменились подходы финансового обеспечения медицинских учреждений, которые от бюджетно-страховой модели финансирования перешли на одноканальное финансирование в системе ОМС и финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Введение в действие новых нормативно-правовых актов, развитие частного сектора в здравоохранении требуют повышения конкурентоспособности наших учреждений, гибкости в финансово-экономических подходах.
Планирование и оценка деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях требует наряду с общепринятыми показателями (койко-место, поликлиническое посещение), использования качественных показателей, отражающих динамику состояния здоровья населения и удовлетворенности медицинской помощи.
Эффективность реализации реформ, планируемых и проводимых в отрасли, напрямую зависит от уровня подготовки руководящего состава медицинских и фармацевтических организаций. Модернизация здравоохранения и рациональное распоряжение ресурсами невозможны без компетентных специалистов, владеющих современными технологиями управления и способных решать организационные и экономические проблемы отрасли. Современному руководителю необходимо владеть вопросами эффективного управления, совершенствования механизмов финансирования медицинских организаций, проведения финансовых расчетов по выполнению медицинских работ и услуг, эффективного использования финансовых средств, использовать административные и мотивационные форм управления.
Работа по формированию программ подготовки специалистов в области управления здравоохранением активизировалась в начале 2000-х годов, когда на базе ведущих медицинских вузов были открыты кафедры и факультеты экономики и управления здравоохранения (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Высшая школа экономики, РМАПО и др.). Затем в связи с выходом ряда постановлений и распоряжений Правительства РФ. (Постановление Правительства РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2012/13 учебных годах» от 24.03.2007г. №177 с учётом изменений и дополнений от 2009, 2011 и 2013 гг., Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2011 года №1665 (ред. от 12.09.2013 года) утверждена федеральная Программа "Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 - 2014 годах". В 2013 году учёными Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и Министерством здравоохранения РФ была разработана концепция подготовки специалистов управления здравоохранением, которая определяет приоритетные направления и механизмы решения проблем профессиональной подготовки кадров управления здравоохранением и совершенствования их профессиональной квалификации.
Обеспечение устойчивого профессионального развития кадрового персонала является одним из направлений государственной политики в области управления здравоохранением. До конца 2015 года в рамках объемов государственного задания на подготовку специалистов по программам дополнительного профессионального образования планируется организовать повышение квалификации административно- управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций по вопросам совершенствования организации управления здравоохранением в условиях динамичного развития отрасли.
Указанная подготовка обеспечит овладение руководящими работниками медицинских и фармацевтических организаций современными управленческими компетенциями и технологиями в здравоохранении, что, в свою очередь, будет способствовать оптимальному использованию ресурсов, направленных на модернизацию здравоохранения, повышению качества медицинской помощи и фармацевтических услуг.

Список литературы

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 2511-р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения".
3. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением / В.А Решетников, Г.П. Сквирская, Л.Е. Сырцова и др.//Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - №6. - с.9-15.
4. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 324 с.
5. Щепин, О.П. О развитии здравоохранения Российской Федерации / О.П. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013 .- №5. – с.3 - 7.