Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТАЮЩИМ ГРАЖДАНАМ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
22 мая 2016г.

Введение.

В последнее десятилетие вопросы профилактики неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), снижение распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний являются стратегическими задачами здравоохранения РФ [1-3]. Неинфекционные заболевания являются ведущей причиной преждевременной смертности населения России, а основную роль в снижении преждевременной смертности играет профилактика неинфекционных заболеваний [4, 5].

С 2009 года в РФ вступила в силу государственная программа по формированию среди населения ЗОЖ. Среди инноваций этой программы является открытие центров здоровья (ЦЗ). Перед ЦЗ была поставлена задача внесение значительного вклада в укрепление здоровья населения. По мнению большинства исследователей необходимо изменение стратегии привлечения посетителей в ЦЗ, прежде всего – привлечение работающего населения к прохождению комплексного обследования и профилактическому консультированию в ЦЗ.

Цель исследования – разработка организационно-функциональной модели оказания профилактической помощи работающим гражданам в ЦЗ. Методы исследования: системный анализ, организационное моделирование. Источник получения информации - литературные данные, нормативно-правовые документы, результаты собственных исследований.

Результаты и обсуждения.

Разработана многомерная организационно-функциональная модель оказания профилактической помощи работающему населению в ЦЗ, которая включает в себя: блок ресурсов, блок организационной структуры, технологический, функциональный, процессный блоки, блок ключевых показателей (рис.1). Достижение поставленной цели – привлечение работающего населения к прохождению комплексного обследования и профилактическому консультированию в ЦЗ реализуется путем совершенствования организационных технологий и повышения качества оказываемых услуг; максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей профилактических услуг ЦЗ; формирования возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ (дерево целей и задач). Следует отметить, что для реализации модели необходимо наличие в штате ЦЗ методиста или менеджера здравоохранения (блок организационной структуры), развитой информационно- коммуникационной инфраструктуры и материально-технической базы в учреждении и подразделении, обученного коммуникативным техникам персонала (блок ресурсов).

Механизмы реализации модели:

1.     введение на  функциональной основе  кабинета  маркетинга и контроля качества  (оптимизация организационной и функциональной структур) и, соответственно, дополнительных направлений деятельности: маркетинга и контроля качества оказываемых профилактических услуг (функциональный блок);

2.     внедрение разработанной технологии маркетинга при стационарной и выездной форме работы: взаимодействие с организациями и работодателем, пиар-технологии, использование маркетинговых коммуникаций (технологический блок);

3.     усовершенствование и внедрение организационных технологий: схемы маршрутизации посетителей ЦЗ, адаптированная схема оказания профилактической помощи в ЦЗ, методики действий врача, алгоритм оказания помощи курящим посетителям (технологический блок);

4.     внедрение системы контроля качества оказываемых услуг: постоянное обучение и мотивация сотрудников ЦЗ, постоянное совершенствование информационного обеспечения деятельности ЦЗ;

5.     усовершенствование и внедрение процессного блока (нацеленность деятельности всего персонала на конечный результат), включающего:

·   предварительный процесс - формирование спроса потенциальных потребителей услуг;

· подготовительный процесс - планирование работы с потенциальными потребителями услуг;

· основной процесс – непосредственное предоставление профилактических услуг;

· процесс - контроль качества деятельности.

Критериями результативности представленной модели является комплекс (блок) ключевых показателей, связанных с процессами оказания профилактической помощи работающему населению в ЦЗ (Табл.1, Рисунок 1).

    

Таблица 1  

Критерии результативности организационно-функциональной модели


N

п\п

Вид процесса

Критерии результативности

1.

Предварительный

ключевой показатель 1 (КП 1) –

1.1.количество установленных коммуникаций  1.2.предварительных заявок на услуги ЦЗ

2.

Подготовительный

ключевой показатель 2 (КП 2) –

2.1 .количество дней обследования в ЦЗ

2.2 .количество посетителей, предварительно записанных на обследование в ЦЗ

3.

Основной

ключевой показатель 3 (КП 3) -

3.1 .фактическое количество посещений в день, месяц, год

3.2 .частота распространения факторов риска неинфекционных заболеваний среди посетителей ЦЗ

4.

Контроля качества

ключевой  показатель  4  (КП  4)  -  %  посетителей,  удовлетворенных

организацией предоставления и качеством профилактических услуг ЦЗ

ключевой показатель 5 (КП 5) - % повторных посещений в течение

календарного года

ключевой показатель 6 (КП 6) - % повторно обратившихся посетителей в

течение всего периода наблюдений

ключевой  показатель  7  (КП  7)  –  медико-социальная  характеристика

обратившихся в ЦЗ граждан

 

Наиболее значимыми критериями результативности являются:

· медико-социальная характеристика обратившихся в ЦЗ граждан,

· частота распространения факторов риска неинфекционных заболеваний среди посетителей ЦЗ,

·   количество повторно обратившихся посетителей в течение всего периода наблюдений (возобновляемые потоки).

В заключении отметим, что модель апробирована, и внедрена в ЦЗ Томской областной клинической больницы, где осуществлялась отработка всех ее элементов и связей между ними.

Выводы.

1.     Разработана  многомерная  организационно-функциональная  модель  оказания  профилактической помощи работающему населению в ЦЗ.

2.     Предложен комплекс критериев оценки, направленный на повышение результативности деятельности ЦЗ.

3.     Достижение главной цели разработанной модели (привлечение работающего населения в ЦЗ) наиболее полно представляет медико-социальная характеристика обратившихся в ЦЗ граждан.

  

Список литературы

1.     Стародубов В.И., Соболева Н.П. Основные направления в развитии медицинской профилактики. //

Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2007. - №2. - С.3-5.

2.     Щепин О.П., Коротких Р. В., Трегубов Ю. Г., Голикова Т. В.. Роль профилактических мероприятий в укреплении здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2010.-№4.- С.3-7.

3.     Бойцов С.А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., Калинина А.М., Ипатов П.В. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина.- 2012; (приложение 1). -С. 3-18.

4.     Шальнова С.А., Деев А.Д. Тенденции смертности в России в начале XXI века (по данным официальной статистики) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2011.-№10 (6).- С.5-10.

5.     Бойцов С.А., Чучалин А.Г., Арутюнов Г.П., Биличенко Т.Н., Бубнова М.Г., Ипатов П.В. и др.

Профилактика      хронических      неинфекционных       заболеваний:      рекомендации.      Москва:      ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ; 2013. 138 с.