20 мая 2017г.
Аннотация. За последние 10 лет число здоровых выпускников школ уменьшилось с 28,3 до 6,3%; число подростков, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 40 до 75%. О здоровье ребенка говорит не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и его гармоничное нервно-психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.
Ключевые слова: здоровье, дети, физическое развитие.
Одной из наиболее важных характеристик здоровья ребенка является его физическое развитие, на которое воздействуют загрязнения окружающей среды (20-25%), социально-экономические (50-55%), генетические (15-20%) и медицинские факторы (8-10%) [2].
В связи с неудовлетворительным состоянием здоровья молодежи, в настоящее время, исследование факторов риска в физическом развитии школьников и студентов является актуальной проблемой [1,2,3].
Степень воздействия факторов риска может изменяться, в зависимости от территориальных, половозрастных, социально-экономических и других характеристик. В школьном возрасте значительную роль играют как эндогенные (наследственные характеристики), так и экзогенные (воздействие окружающей среды) факторы риска: наследственность, образ жизни семьи, в которой растет ребенок, но особая роль принадлежит экзогенным факторам риска- особенности питания, двигательная активность, вредные привычки и т.д.[4,5].
В настоящее время имеются достоверные различия в образе жизни и степени социально- экономического обеспечения населения, а также в загрязнении окружающей среды городов и сельских районов Крыма.
Цель исследования- исследование влияния загрязнения окружающей среды на интегральный показатель - уровень физического развития школьников города Евпатории, проживающих в городе и сельской местности, но обучающихся в городских школах.
Задачи исследования:
- исследование состояния уровня физического развития школьников города Евпатории по возрасту и полу, проживающих в городской и сельской местностях;
- изучение влияния уровня загрязнения окружающей среды на физическое развитие и умственную деятельность школьников;
- разработка современных стандартов физического развития школьников всех возрастных категорий.
Материалы и методы:
Евпатория - детская здравница, расположена на юго-западе Крымского полуострова, по климатическим условиям Евпатория (климат сухой и мягкий) близка к северной Испании и южной Франции.
Евпатория – приморский бальнеогрязевой и климатический курорт, с обилием солнечного света и условиями для физического развития детей и подростков.
Основным источником загрязнения окружающей среды является автотранспорт, промышленные предприятия не функционируют.
Нами в 2014-2015г. изучались антропометрические показатели физического развития школьников (мальчиков и девочек) в возрасте от 8 до 14 лет 1-й группы здоровья, проживающих в г. Евпатория и сельском районе (Сакском), но обучающихся в городских школах г. Евпатория.
По общепринятой методике определялись антропометрические данные (рост и масса тела) школьников города Евпатория и прилегающих к городу сел. Результаты статистически обрабатывались и сравнивались между собой. Применялись методы: сравнения средних величин, распределения относительных чисел, сравнения средних квадратических отклонений, корреляционный.
Результаты и обсуждение.
Среди обследованных количество детей, проживающих в городской местности составило 65,7%, в сельской - 34,3%, в том числе мальчики, проживающие в городе составляют- 64,39%, в сельской местности - 35,61 %; девочки - 66,86% и 33,14 % соответственно:
Таблица 1
Число обследованных школьников г. Евпатория в 2015 году
Число детей
проживающих в:
|
мальчики
|
девочки
|
всего
|
Абс.
|
%
|
Абс.
|
%
|
Абс.
|
%
|
городе
|
604
|
64,39
|
708
|
66,86
|
1312
|
65,7
|
сельской местности
|
334
|
35,61
|
351
|
33,14
|
685
|
34,3
|
Всего:
|
938
|
46,97
|
1059
|
53,03
|
1997
|
|
Как видим из таблицы 1 среди обследованных школьников мальчики составляют 46,97%, девочки- 53,03%. Распределение обследуемых школьников по группам здоровья представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение школьников г. Евпатория по группам здоровья (2014- 2015 гг.)
Группы
здоровья
|
мальчики
|
девочки
|
всего
|
город
|
%
|
село
|
%
|
всего
|
город
|
%
|
село
|
%
|
1
|
690
|
434
|
62,9
|
256
|
37,1
|
695
|
520
|
74,82
|
175
|
25,18
|
11 - 111
|
248
|
170
|
68,55
|
78
|
31,45
|
364
|
188
|
51,65
|
176
|
48,35
|
Для дальнейших исследований применялись показатели состояния здоровья детей 1 группы, т.е. здоровых детей. Из таблицы 2 видно, что 62,9% мальчиков и 74,82% девочек 1 группы здоровья проживают в городе. Наибольший удельный вес больных детей (11-111 группа здоровья) также проживает в городе - 68,55% мальчиков и 51,65% девочек. Среди сельских школьников число девочек с хроническими заболеваниями выше, чем среди мальчиков 48,35%, возможно это связано с большим числом обследованных девочек, меньшей двигательной активностью девочек и их физическими нагрузками (большее число мальчиков занимается в спортивных секциях).
Длина тела девочек в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 128,57±1,07, в сельской местности- 126,41±1,17; в возрасте 14 лет - в городе- 160,67±2,59, в сельской местности- 158,35±1,05.
Масса тела девочек в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 23,07±0,77, в сельской местности- 24,69±0,68; в возрасте 14 лет - в городе- 47,33±5,25, в сельской местности- 48,45±3,21.
Показатели длины и массы тела городских и сельских девочек всех возрастных групп ежегодно достоверно увеличивался: среди городских школьниц (рис.1)
Кривая прироста
массы тела у девочек всех
возрастных
групп также
ежегодно
достоверно увеличивалась (рис.1,2).
Среди мальчиков в возрасте 8 лет, проживающих в городе,
длина тела составила 129,33±0,83,
в сельской
местности- 129,94±1,26;
в
возрасте
14 лет
- в городе- 166,00±4,60,
в
сельской местности- 159,14±1,39.
Масса
тела мальчиков в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 26,28±0,69, в сельской местности- 26,82±0,67; в возрасте 14 лет - в городе- 54,4±5,81, в сельской местности- 46,35±1,25.
Показатели длины и массы тела среди мальчиков всех возрастных групп ежегодно достоверно увеличивался: среди городских мальчиков (рис. 3)
Кривая прироста
массы тела у мальчиков всех возрастных
групп также
ежегодно
достоверно увеличивалась (рис.3,4).
При анализе различия в физическом развитии городских школьников и школьников проживающих в сельской местности, но обучающихся в городских школах города Евпатория достоверных различий не установлено (критерий достоверности средних величин составил менее 2-х), что свидетельствует об отсутствии существенных различий между сравниваемыми величинами.
Коэффициент корреляции составляет +0,72 +0,8, что свидетельствует о наличии прямой сильной связи между возрастом детей, их массой и длиной тела. Работа продолжается в плане разработки региональных стандартов физического развития детей всех возрастных групп Республики Крым.
Выводы:
1. Динамика уровня физического развития городских и сельских школьников во всех возрастных группах, за исключением девочек 10 и 12 лет, когда рост городских девочек превышал рост сельских ( t=2,33 и 3,25 соответственно), одинакова.
2. Необходима разработка современных региональных стандартов физического развития детей, проживающих в городской и сельской местностях.
3. Так как физическое развитие детей определяет показатели физической активности детей и подростков, необходима разработка нормативов физической активности на занятиях физкультурой детей всех возрастных групп Республики Крым.
Список литературы
1. Глущенко Е.Н., Федулова С.В., Демина Ю.В. Физическое развитие и его особенности // Образование: Традиции и инновации: Материалы Х Международной научно-практической конференции (17 декабря 2015 года). - Ответственный редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS sr.o, 2016. - С.46-48.
2. Изюмская С.В., Косникова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников // Образование: Традиции и инновации: Материалы Х Международной научно-практической конференции
(17 декабря 2015
года). - Ответственный редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS sr.o, 2016. - С. 86-89.
3.Пащенко А.К. Развитие нормативности в детском возрасте и физическом развитии //Филология и культура. Philology and Culture. 2015. - №3 (41).- С. 338-344.
4. Степанова Н.В. Мотивационное управление физическим развитием учащихся в гимназии // Научно-методический журнал "Методист", №10, 2010. - С. 57-58.
5. Тарасов С.С. К вопросу о физическом развитии и здоровье учащихся средних школ
Челябинска //Вестник Челябинского
государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2014.№1. - С. 109-112.