Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
20 мая 2017г.

Аннотация. За последние 10 лет число здоровых выпускников школ уменьшилось с 28,3 до 6,3%; число подростков, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 40 до 75%. О здоровье ребенка говорит не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и его гармоничное нервно-психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.

Ключевые слова: здоровье, дети, физическое развитие.

Одной из наиболее важных характеристик здоровья ребенка является его физическое развитие, на которое воздействуют загрязнения окружающей среды (20-25%), социально-экономические (50-55%), генетические (15-20%) и медицинские факторы (8-10%) [2].

В связи с неудовлетворительным состоянием здоровья молодежи, в настоящее время, исследование факторов риска в физическом развитии школьников и студентов является актуальной проблемой [1,2,3].

Степень воздействия факторов риска может изменяться, в зависимости от территориальных, половозрастных, социально-экономических и других характеристик. В школьном возрасте значительную роль играют как эндогенные (наследственные характеристики), так и экзогенные (воздействие окружающей среды) факторы риска: наследственность, образ жизни семьи, в которой растет ребенок, но особая роль принадлежит экзогенным факторам риска- особенности питания, двигательная активность, вредные привычки и т.д.[4,5].

В настоящее время имеются достоверные различия в образе жизни и степени социально- экономического обеспечения населения, а также в загрязнении окружающей среды городов и сельских районов Крыма.

Цель исследования- исследование влияния загрязнения окружающей среды на интегральный показатель - уровень физического развития школьников города Евпатории, проживающих в городе и сельской местности, но обучающихся в городских школах.

Задачи исследования:

-   исследование состояния уровня физического развития школьников города Евпатории по возрасту и полу, проживающих в городской и сельской местностях;

-     изучение влияния уровня загрязнения окружающей среды на физическое развитие и умственную деятельность школьников;

-   разработка современных стандартов физического развития школьников всех возрастных категорий.

Материалы и методы:

Евпатория - детская здравница, расположена на юго-западе Крымского  полуострова, по климатическим условиям Евпатория (климат сухой и мягкий) близка к северной Испании и южной Франции.

Евпатория – приморский бальнеогрязевой и климатический курорт, с обилием солнечного света и условиями для физического развития детей и подростков.

Основным источником загрязнения окружающей среды является автотранспорт, промышленные предприятия не функционируют.

Нами в 2014-2015г. изучались антропометрические показатели физического развития школьников (мальчиков и девочек) в возрасте от 8 до 14 лет 1-й группы здоровья, проживающих в г. Евпатория и сельском районе (Сакском), но обучающихся в городских школах г. Евпатория.

По общепринятой методике определялись антропометрические данные (рост и масса тела) школьников города Евпатория и прилегающих к городу сел. Результаты статистически обрабатывались и сравнивались между собой. Применялись методы: сравнения средних  величин, распределения относительных чисел, сравнения средних квадратических отклонений, корреляционный.

Результаты и обсуждение.

Среди обследованных количество детей, проживающих в городской местности составило 65,7%, в сельской - 34,3%, в том числе мальчики, проживающие в городе составляют- 64,39%, в сельской местности -   35,61 %; девочки - 66,86% и 33,14 % соответственно:



Таблица 1  

Число обследованных школьников г. Евпатория в 2015 году



Число детей

проживающих в:

мальчики

девочки

всего

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

городе

604

64,39

708

66,86

1312

65,7

сельской местности

334

35,61

351

33,14

685

34,3

Всего:

938

46,97

1059

53,03

1997

 

Как видим из таблицы 1 среди обследованных школьников мальчики составляют 46,97%, девочки- 53,03%. Распределение обследуемых школьников по группам здоровья представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение школьников г. Евпатория по группам здоровья (2014- 2015 гг.)

 

Группы

здоровья

мальчики

девочки

всего

город

%

село

%

всего

город

%

село

%

1

690

434

62,9

256

37,1

695

520

74,82

175

25,18

11 - 111

248

170

68,55

78

31,45

364

188

51,65

176

48,35

Для дальнейших исследований применялись показатели состояния здоровья детей 1 группы, т.е. здоровых детей. Из таблицы 2 видно, что 62,9% мальчиков и 74,82% девочек 1 группы здоровья проживают в городе. Наибольший удельный вес больных детей (11-111 группа здоровья) также проживает в городе - 68,55% мальчиков и 51,65% девочек. Среди сельских школьников число девочек с хроническими заболеваниями выше, чем среди мальчиков 48,35%, возможно это связано с большим числом обследованных девочек, меньшей двигательной активностью девочек и их физическими нагрузками (большее число мальчиков занимается в спортивных секциях).

Длина тела девочек в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 128,57±1,07, в сельской местности- 126,41±1,17; в возрасте 14 лет - в городе- 160,67±2,59, в сельской местности- 158,35±1,05.

Масса тела девочек в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 23,07±0,77, в сельской местности- 24,69±0,68; в возрасте 14 лет - в городе- 47,33±5,25, в сельской местности- 48,45±3,21.

Показатели длины и массы тела городских и сельских девочек всех возрастных групп ежегодно достоверно увеличивался: среди городских школьниц (рис.1)




Кривая прироста массы тела у девочек всех возрастных групп также ежегодно достоверно увеличивалась (рис.1,2).

Среди мальчиков в возрасте 8 лет, проживающих в городе, длина тела составила 129,33±0,83, в сельской местности- 129,94±1,26; в возрасте 14 лет - в городе- 166,00±4,60, в сельской местности- 159,14±1,39.

Масса тела мальчиков в возрасте 8 лет, проживающих в городе составила 26,28±0,69, в сельской местности- 26,82±0,67; в возрасте 14 лет - в городе- 54,4±5,81, в сельской местности- 46,35±1,25.

Показатели длины и массы тела среди мальчиков всех возрастных групп ежегодно достоверно увеличивался: среди городских мальчиков (рис. 3)




Кривая прироста массы тела у  мальчиков всех возрастных групп также ежегодно достоверно увеличивалась (рис.3,4).

При анализе различия в физическом развитии городских школьников и школьников проживающих в сельской местности, но обучающихся в городских школах города Евпатория достоверных различий не установлено (критерий достоверности средних величин составил менее 2-х), что свидетельствует об отсутствии существенных различий между сравниваемыми величинами.

Коэффициент корреляции составляет +0,72 +0,8, что свидетельствует о наличии прямой сильной связи между возрастом детей, их массой и длиной тела. Работа продолжается в плане разработки региональных стандартов физического развития детей всех возрастных групп Республики Крым.

Выводы:

1. Динамика уровня физического развития городских и сельских школьников во всех возрастных группах, за исключением девочек 10 и 12 лет, когда рост городских девочек превышал рост сельских ( t=2,33 и 3,25 соответственно), одинакова.

2.       Необходима разработка современных региональных стандартов физического развития детей, проживающих в городской и сельской местностях.

3.   Так как физическое развитие детей определяет показатели физической активности детей и подростков, необходима разработка нормативов физической активности на занятиях физкультурой детей всех возрастных групп Республики Крым.

Список литературы

 

1.     Глущенко Е.Н., Федулова С.В., Демина Ю.В. Физическое развитие и его особенности // Образование: Традиции и инновации: Материалы Х Международной научно-практической конференции (17 декабря 2015 года). - Ответственный редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS sr.o, 2016. - С.46-48.

2.   Изюмская С.В., Косникова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников // Образование: Традиции и инновации: Материалы Х Международной научно-практической конференции (17 декабря 2015 года). - Ответственный редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS sr.o, 2016. - С. 86-89.

3.Пащенко А.К. Развитие нормативности в детском возрасте и физическом развитии //Филология и культура. Philology and Culture. 2015. - №3 (41).- С. 338-344.

4.     Степанова Н.В. Мотивационное управление физическим развитием учащихся в гимназии // Научно-методический журнал "Методист", №10, 2010. - С. 57-58.

5.   Тарасов С.С. К вопросу о физическом развитии и здоровье учащихся средних школ Челябинска //Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2014.№1. - С. 109-112.