Введение.
В связи с глобальной автоматизацией и развитием информационных технологий появилась потребность дистанционно управлять удалёнными процессами при решении технологических задач, что привело к востребованности профессиональной деятельности человека-оператора. Она связана с монотонностью, большим потоком обрабатываемой информации, длительностью работы с ЭВМ, а также с высокой степенью ответственности за результат труда [4]. Постоянное действие этих факторов приводит к эмоциональной и умственной напряжённости, снижению внимательности, работоспособности, и увеличивает вероятность возникновения ошибок при выполнении служебных обязанностей [2, 6], которые могут привести к катастрофическим последствиям (например, аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1») [5]. Поэтому в настоящее время актуален поиск критериев, обеспечивающих эффективный профессиональный отбор лиц для операторских профессий.
Цель.
Изучить эмоциональный интеллект и биоэлектрическую активность головного мозга у человека-оператора с различной эффективностью труда.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 31 студент, из которых 9 человек (29%) – лица мужского пола и 22 человека (71%) – женского. Участники - студенты ВолгГМУ и ВолГУ в возрасте от 18 до 26 лет, здоровые по результатам медицинского обследования.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы:
1) ЭЭГ (с использованием схемы установки электродов «10-20 %») [1];
2) сенсомоторное слежение в модели операторской деятельности [3];
3) EQ-тест (русскоязычный адаптированный вариант) [7]. Результаты и обсуждение.
Способность к эмоциональному оцениванию лиц в группе среднего EQ оказалась выше, чем в группе низкого EQ на 10,5%, к пониманию взаимоперехода эмоций на 8,9%, к эмоциональному оцениванию картинок на 13,6 %, к описанию своих эмоциональных состояний на 75,9 % (p<0,05).
Общий уровень эмоционального интеллекта в группе среднего EQ оказалась на 23,7 % выше, чем в группе низкого EQ, и на 12,8 % ниже, чем в группе высокого.
Выраженность альфа-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу. Выраженность низкочастотного бета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого на 50 % по амплитуде. Выраженность низкочастотного тета-ритма в группе среднего EQ была выше, чем в группе низкого EQ на 5,8 % по частоте.
Выраженность дельта-ритма по индексу оказалась в группе среднего EQ ниже, чем в группе низкого EQ на 22 %, и ниже, чем в группе высокого EQ на 10,3 % (p<0,05).
Эффектность операторской деятельности в модели сенсомоторного слежения оказалась на 33 % выше в группе среднего EQ, чем в группе низкого EQ при выполнении заданий начальной сложности (p<0,05). На заданиях средней и высокой сложности различия между группами оказали недостоверны.
Выводы.
1) у лиц со средним EQ эффективность моделированной операторской деятельности достоверно выше, чем у лиц с низким EQ (за счёт большей выраженности в покое альфа-ритма на 69 % по амплитуде и на 78 % по индексу, низкочастотного бета-ритма по амплитуде — на 50 %, меньшей выраженности дельта-ритма по индексу на 22 %);
2) в структуре эмоционального интеллекта в группе среднего EQ по сравнению с группой низкого EQ отмечаются на 10,5 % более высокая способность к эмоциональному оцениванию лиц, на 8,9 % более развитая способность к пониманию взаимоперехода эмоций, на 13,6 % лучшая способность по эмоциональному оцениванию картинок, а также на 75,9 % более высокая способность описывать свои эмоциональные состояния.
3) таким образом, благодаря своим психофизиологическим особенностям лица с более высоким EQ способны эффективнее выполнять операторскую деятельность.
Таблица 1
Параметры операторской деятельности (U-критерий Манна-Уитни)
|
Параметры операторской деятельности |
Низкий EQ M±m (n=5) |
Средний EQ M±m (n=24) |
Высокий EQ M±m (n=2) |
|
1-й период слежения, мм |
0,6±0,12* |
0,4±0,12 |
0,4±0,21 |
|
2-й период слежения, мм |
1,5±0,06 |
2,4±0,99 |
2,4±1,07 |
|
3-й период слежения, мм |
5,9±0,38 |
5,5±0,24 |
7,6±1,13 |
|
Среднее за три периода, мм |
3,8±0,21 |
3,7±0,21 |
4,7±0,96 |
Таблица 2
Параметры EQ в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)
|
Параметры структуры EQ |
Низкий EQ |
Средний EQ |
Высокий EQ |
|
Эмоциональное оценивание лиц |
0,38±0,021* |
0,42±0,012 |
0,41±0,046 |
|
Способность к распознаванию эмоций |
0,30±0,037 |
0,33±0,011 |
0,30±0,036 |
|
Понимание взаимоперехода эмоций |
0,45±0,012* |
0,49±0,011 |
0,44±0,006 |
|
Регуляция эмоциональных состояний |
0,34±0,020 |
0,35±0,008 |
0,37±0,044 |
|
Эмоциональное оценивание картинок |
0,44±0,016* |
0,50±0,014 |
0,42±0,170 |
|
Описание эмоциональных состояний |
0,29±0,046* |
0,51±0,009 |
0,48±0,070 |
|
Способность различать смешанные чувства |
0,47±0,038 |
0,52±0,008 |
0,51±0,005 |
|
Регуляция чужих эмоциональных состояний |
0,34±0,041 |
0,34±0,009 |
0,44±0,020 |
|
Итоговый результат EQ-теста |
0,38±0,01 3* |
0,47±0,005* * |
0,53±0,0 10 |
Таблица 3
ЭЭГ-активность в группах с различным EQ (U-критерий Манна-Уитни)
|
Параметры ЭЭГ |
Низкий EQ |
Средний EQ |
Высокий EQ |
|
|
Альфа- ритм |
частота, Гц |
9,9±0,25 |
9,9±0,12 |
9,9±0,50 |
|
амплитуда, мкВ |
1,3±0,10* |
2,2±0,18 |
2,2±0,35 |
|
|
|
индекс, % |
11,4±1,66* |
20,3±2,23 |
10,6±2,85 |
|
Бета- ритм (НЧ) |
частота, Гц |
14,4±0,85 |
15,0±0,21 |
18,6±2,35 |
|
амплитуда, мкВ |
0,6±0,11* |
0,9±0,08 |
0,8±0,30 |
|
|
индекс, % |
2,7±0,80 |
3,3±0,26 |
5,0±1,45 |
|
|
Бета- ритм (ВЧ) |
частота, Гц |
22,2±1,77 |
21,4±0,43 |
19,4±4,70 |
|
амплитуда, мкВ |
0,4±0,07 |
0,49±0,03 |
1,1±0,20 |
|
|
индекс, % |
3,3±0,77 |
3,6±0,41 |
7,9±3,40 |
|
|
Тета- ритм |
частота, Гц |
5,2±0,22* |
5,5±0,08 |
5,1±0,20 |
|
амплитуда, мкВ |
1,7±0,10 |
2,6±0,33 |
3,5±0,85 |
|
|
индекс, % |
10,3±2,29 |
12,9±0,93 |
14,2±1,30 |
|
|
Дельта- ритм |
частота, Гц |
1,1±0,12 |
1,3±0,05 |
1,6±0,25 |
|
амплитуда, мкВ |
5,3±0,80 |
6,0±0,64 |
9,1±3,00 |
|
|
индекс, % |
59,4±2,50* |
48,6±1,92** |
53,6±6,60 |
* Достоверное различие с группой среднего EQ (p<0,05).
** Достоверное различие с группой высокого EQ (p<0,05).
1. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Руководство для врачей / Л.Р. Зенков. – 5-е изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2012. – С. 25-38.
2. Клаучек С.В., Клиточенко Г.В., Кочегура Т.Н., Кудрин Р.А., Ахундова Р.Е., Фокина А.С. Использование управляемого ритма дыхания для повышения стрессоустойчивости учащихся // Гигиена и санитария. – 2010. – № 3. – С. 52-54.
3. Кудрин Р.А. Эмоциональный интеллект человека-оператора / Монография // Под ред. С.В. Клаучека. – Волгоград: ВолгГМУ, 2013. – 176 с.
4. Кудрин Р.А. Эффективность операторской деятельности как результат эмоционального интеллекта: Автореф. дис. д-ра мед. наук.–Волгоград,2011.–327 с.
5. Лежнев Г.И. О причинах техногенных катастроф // Россия молодая: передовые технологии в промышленность. – 2015. – № 3. – C. 165-168.
6. Столяров Д.В. О влиянии человека-оператора как звена контура управления сложной организационно технической системой на эффективность ее применения в условиях конфликта // Тр. междунар. конф. «Неделя науки в СПБПУ». – СПб., 2015. – С. 111-115.
7. Тест Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство / Под ред. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 140-175.