Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
10 июня 2017г.

Проблема адаптации школьников к учебным и физическим нагрузкам требует особого внимания т.к. младший школьный возраст расположен между двумя сложными бурно протекающими периодами развития. Именно в этом возрасте наблюдаются структурные и функциональные изменения многих систем организма, в том числе и нейроэндокринной системы, которой принадлежит особая роль в развитии ребенка и реализации генетической программы индивидуального развития (Калюжная, 1973; Држевецкая, 1987; Шайхелисламова, 2007). Однако в детском возрасте функциональные резервы гормонов относительно невелики, взаимоотношения между эндокринными железами отличаются большой подвижностью (Матлина, 1965; Држевецкая, 1987; Akselrod, 1995).

Симпато-адреналовая система (САС) является составной частью вегетативной нервной системы, играет исключительную роль в регуляции приспособительных реакций растущего организма (Beeker, 1970; Majewski, 1981; Псеунок, 2003).

Все школьники принявшие участие в обследовании имели средний уровень физического развития, занималась физической культурой по общей программе.

Функциональное состояние САС оценивали по уровню экскреции адреналина (А), норадреналина (НА). Физическое развитие оценивали по основным показателям антропометрических измерений. Физическая работоспособность определялась при помощи теста PWC170.

Статистическую     обработку     полученных     данных     проводили     общепринятыми      методами вариационной статистики. Для оценки достоверности различий вычислялись значения t – критерия Стьюдента.

По результатам наших исследований выявлено, что влияние школьной нагрузки превалирует над сезонными факторами. В динамике же сезонных колебаний обнаружено повышение активности в весенний период и снижение в зимний период на фоне осенне-весеннего. Полученные нами данные свидетельствуют, что конец учебного года характеризуется более низкими показателями экскреции КА, по сравнению с осенью и зимой.

По нашим данным, у мальчиков 6 – 8 лет прослеживается тенденция к увеличению экскреции А, а по экскреции НА отмечены волнообразные изменения. У мальчиков 8 лет экскреция НА ниже, чем у 7 – летних. У девочек обнаружена тенденция к увеличению с возрастом А, НА. Причем следует отметить, что у них главное увеличение экскреции КА, а у мальчиков наиболее заметное увеличение экскреции НА происходит к 7 годам.

Коэффициент НА/А, являющийся косвенным показателем соотношения активности медиаторного и гормонального звеньев САС у детей 6 – 8 лет, достаточно высок. Так, у мальчиков НА/А достоверно повышается к 7 годам, с последующим снижением к 8 годам, у девочек в возрастной динамике коэффициент НА/А достоверно повышается уже к 7 годам.

Вполне понятно, что мальчики, в силу относительно более низкого, по сравнению с девочками, уровня морфофизиологической и психофизической организации организма, достигают адаптивных результатов в условиях идентичной работы более высокой «физиологической ценой», которая не должна превышать функциональные ресурсы организма. Иначе может наступить срыв адаптации с развитием патологических состояний, на что указывают и другие исследователи.

Нарастание тотальных размеров тела у девочек происходит постепенно. Достоверность различия по всем показателям физического развития достигается к 8 годам по сравнению с девочками-школьницами 6 лет.

Достоверность различий в показателях физического развития к концу учебного года обнаружены лишь у мальчиков 3 года обучения по увеличению окружности грудной клетки. Во всех других случаях достоверность различий не обнаружена.

В течение учебного года показатели физического развития и физической работоспособности девочек 6 – 8 лет претерпевают изменения. Достоверность различий по увеличению длины тела к середине учебного года обнаружена у девочек 1 класса, а по увеличению окружности грудной клетки достоверная величина достигнута у девочек 2 класса к концу учебного года.

В половых группах различия незначительны и, как правило, достоверной величины не достигают по большинству показателей физического развития.

Изменение       физической работоспособности с возрастом происходит неравномерно. По нашим данным физическая работоспособность в 7 лет выше, чем в других возрастных группах. В этом же возрасте обнаружено интенсивное увеличение показателей физического развития.

Во всех возрастных группах мальчиков отмечено достоверное повышение физической работоспособности от начала к концу учебного года. Возрастные изменения физической работоспособности на 1 кг массы тела менее выражены и достоверность различий у мальчиков 2 и 3 классов к концу учебного года.

Динамика физической работоспособности подвержена сезонным колебаниям в рамках одних и тех же возрастно-половых групп. Изучая изменение физической  работоспособности  в течение  учебного года у школьниц шестилеток наблюдается постепенное увеличение, а у мальчиков скачкообразное увеличение.

К концу учебного года физическая работоспособность девочек увеличилась во всех возрастных группах, но достоверность различий обнаружена лишь у девочек 2 класса. Необходимо отметить, что у девочек 3 года обучения физическая работоспособность претерпевает незначительные изменения в течение учебного года. Темпы наращивания PWC170 в возрастных группах девочек несколько отличаются. Так, у девочек 2 года обучения более интенсивное увеличение PWC170 произошло во второй половине учебного года, в других группах этот процесс протекал более равномерно.

Таким образом, нарастание тотальных размеров тела происходит равномерно у детей 6 – 8 лет. С нарастанием тотальных размеров тела к концу учебного года  увеличивается уровень физической работоспособности, за исключением девочек 3 класса. К концу учебного года у мальчиков 6 лет в разных условиях и девочек 7 летнего возраста значительно больше, чем в других возрастно – половых группах выражены связи между показателями физического развития.

По нашим данным, у мальчиков всех возрастных групп показатели физического развития и физической работоспособности выше, чем у девочек соответствующих групп.

На основании полученных результатов видно, что к концу учебного года произошло снижение экскреции КА во всех возрастно – половых группах, за исключением девочек 7 лет по экскреции НА. Экскреция НА достоверно снижается от начала к концу учебного года у школьниц 6 и 8 лет. У мальчиков 8 лет отмечено достоверное снижение экскреции А и НА. В возрастно – половых группах детей 3 класса обнаружено более заметное снижение экскреции КА к концу учебного года, особенно это значительно у мальчиков, что свидетельствует о нарастании утомления.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что активность САС у детей 6 – 8 лет с возрастом повышается, что отражает возросшие возможности организма в целом. С возрастом коэффициент НА/А указывает на преимущественную роль медиаторного звена детей 2 класса, тогда как у детей 1 и 3 классов преобладает значение гормонального звена.

Наиболее заметные изменения в физическом развитии обнаружены от 6 к 7 годам. Во всех возрастных группах девочек показатели массы, длины тела и окружности грудной клетки ниже, чем у мальчиков соответствующих групп. По массе тела достоверность различий достигается у детей к 8 годам; по длине тела и по ОГК к 7 летнему возрасту. Изменение физической работоспособности с возрастом у детей происходит неравномерно. Достоверность различий обнаружена к 7 годам в обеих половых группах. В связи с тем, что в этих группах детей не обнаружены достоверные различия в показателях физического развития, можно предположить, что более высокие показатели физической работоспособности обусловлены их более высокой степенью физической подготовленности. К концу учебного года обнаружено увеличение тотальных размеров тела, а также увеличение уровня физической работоспособности.

 

Список литературы

 

1.                   Држевецкая, И.А., 1987. Эндокринная система растущего организма. М.: Высшая школа. 207 с.

2.                   Калюжная, Р.А., 1973. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина. 325 с.

3.                   Матлина, Э.Ш., 1965. Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов. М. С.25 – 32

4.                   Псеунок, А.А., Тхабисимова, А.У., 2003. Адаптация симпато-адреналовой системы детей к умственным нагрузкам в различных режимах обучения. B: Успехи современного естествознания. М.:Академия естествознания. С.55-58.

5.                   Шайхелисламова, М.В., Ситдикова, А.А., 2007. Соотношение функциональной активности симпато- адреналовой системы и коры надпочечников у детей  с различным исходным  вегетативным  тонусом в сердечно-сосудистой системе. В: Вестник ТГГПУ. Казань,. № 6. С.80-90.

6.                   Akselrod, S., 1995. Components of heart rate variability. // Heart rate variability. – N.Y.: Armonk. R. P.116.

7.                   Beeker, I., Krenzer F., 1970. Catecholemine extretion by the Healtohy Adult Human // Pflugers Archiv. V. 316, № 2. 95 p.

8.                   Majewski, H., Rand M.J., 1981. Adrenaline – mediated hyrertension: a clue to the antihypertensive effect of E – adrenoreceptor blocking drugs // Trends Pharmacol. Sci. V. 2, № 1, pp 24 – 26.