Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ, ПОД ВЛИЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2016г.

Аннотация. В статье говорится о развитии музейной культуры, под влиянием человека XXI в., о возникновении новых форм подачи материала в музее.

Ключевые слова: музейная культура, человек XXI в., интерактивность, музей, культура.

XXI в. музейной культуры характеризуется противоречием между информационным изобилием и нехваткой знаний. К.Ф.Каткова выделяет моменты в понимании сущности культуры: «во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; в-третьих, она является обще принятой» [1, с. 75 – 79]. Таким образом, можно сделать вывод, что культура, двухгранна, с одной стороны – это результат, т.е. продукт, а с другой – система человеческого взаимодействия. Человек и культура взаимосвязаны между собой, поэтому музейная жизнь является отражением человека XXI в. Музей трансформируется, превращается в институт внутрикультурного развития, способствует расширению жизненного горизонта человека, который является музейным посетителем. Посетитель становится новым культурным потребителем, он не сконцентрирован на получении знаний, сколько на удовольствии и эмоциях, которые получает от увиденного, услышанного и исследуемого.

От человека XXI в., который устремлен вперед, обладающий дефицитом времени, но имеющего желание многое успеть и узнать, требуется обустройство мира культуры. Для этого необходимы: особые действия, новые формы работы сознания. В связи с этим, мы видим появление в музейной среде сенсорных киосков, которые являются неким отражением человека закрытого от окружающих, но полного информацией. Все больше музеев заменяют традиционные экспонаты на информационные, интерактивные, мультимедийные, таким образом, меняя восприятие современного человека и позволяя в собственном ритме пользоваться информацией. Такие пособия в музейной культуре способны рассказать не только о науке, но и развить воображение, моторику (это важно для маленьких детей), интуицию, способность нестандартно мыслить в мире культуры. Культура требует от человека умения работы с самой информацией, а не просто осмысления и правильного восприятия.

Мы можем наблюдать рост информации, возникновение новых смыслов, появление отраслей знаний – это все является свидетельством быстрого преобразования культуры и ее развития, музей является уникальным результатом взаимодействия культуры и разума человека.

В связи с этим, мы видим в музейной среде сенсорные киоски, которые являются неким отражением человека, человека закрытого от окружающих, но полного информацией.

Современные технологии позволяют быстро получать нужные знания. Например, об одном экспонате или о всем музее в целом. Культура XXI в. дает возможность выбора, реализации идей, самостоятельного принятия решения. Таким образом, мы видим, что человек влияет на культуру и формирует ее, и культура влияет, воспитывает мировоззрение человека.

Развитие музейной культуры, под влиянием человекаXXI в., является актуальной темой. Так как растет число музеев, изменяется мировоззрение человека, он становится самостоятельнее, его сложнее удивить, поэтому культура старается формировать новые формы подачи информации, не только для подготовленного слушателя, но и для малышей. Нельзя не согласиться с Л. М. Шляхтиной в том, что «современный мир знаний характеризуется глобализацией, непрерывным увеличением объема информации, стремительным развитием информационных технологий» [5, с. 14 – 19]. В результате чего мир получает информационное насыщение, но не дополучает знания. Поэтому появляются интерактивные, образовательные, мультимедийные программы, которые пополняют музей новыми красками. Мы видим, что музей – как отражение культуры, перестает быть серым и скучным, теперь здесь можно посетить мастер-классы, интерактивные выставки, поучаствовать в выставках и квестах. Музей становится общеобразовательным центром.

Современный музей характеризуется непрерывным увеличением объема информации и стремительным развитием мультимедийных, интерактивных, образовательных технологий. «Музейный мир переживает серьезные трансформации, обусловленные современными социальными вызовами»

[4, с. 12 – 18], которые отражаются в развитии культуры. Изменение взглядов на культуру, это право за каждой эпохой на собственное видение мира. Человек XXI века, получил право вести диалог с культурой, таким образом происходят переосмысления феномена культурной музейной среды. Такие изменения позволяют создавать мультимедийные, развивающие, интерактивные программы для детей. Например, в историко- краеведческом музее «Нарвская застава» [6] интерактивная экскурсия для детей «Волшебный мир музея» [6].Занятие проводит Музейная фея, которая в игровой форме знакомит ребят с экспозицией, где им предстоит выполнить различные задания и разгадать загадки зала княгини Дашковой. Такие программы способствуют формированию культурного сознания у детей, знакомят с историей в игровой форме, учат общаться и находить ответы на вопросы.

Музей, по мнению Е.Н. Мастеницы, становится «одним из факторов развития культурологического сознания, поскольку он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности ребенка» [3, с. 51 – 53]. Одним из примеров краеведческих музеев может быть «Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова» [7]. Он создает интерактивные программы для дошкольников, школьников, которые способствуют развитию кругозора, мышления, а так же знакомят с историей края. Например, интерактивно-образовательная программа «Муравляндия» [7] для детей дошкольного и младшешкольного возраста, которая знакомит ребят с жизнью и правилами поведения муравьев. Детям предлагается не только послушать рассказ экскурсовода, но и поиграть в интерактивную игру, поучаствовать в викторине и совершить увлекательное путешествие в страну Муравляндия [7].

«Музейные и выставочные пространства в XXI в. продолжают радикально и стремительно меняться, раздвигая границы реальности они выходят в городскую среду, природный ландшафт, осваивают памятники архитектуры, заброшенные промышленные и транспортные сооружения, активно проникают в медиасреду и становятся ее частью» [2, 19 – 26]. Таким образом, привлекая к себе еще больше внимания посетителя.

Изменение роли человека – является главным содержанием модернизации музейной культуры. Человек, уже не является просто посетителем- потребителем, его роль становится значительнее, он превращается в полноправного участника, партнера. С этим связана основная идея музейной культуры, строящая свою работу на базе развития интерактивных форм. Музейные сотрудники теперь заинтересованы не просто транслировать свои знания, а получать мнения, отзывы, новые идеи и внедрять  их в музейную  культуру. Делаем выводы, что деятельность современных музеев не стоит на месте, музеи развиваются и разрабатывают новые образовательные программы. Например, отделом образовательных программ было разработано: «Здравствуй, музей!» [7],

«История моей Родины на предметах старины» [7], «Героями не рождаются» [7], «Путешествие в Симбирскую страну» [7], «Реабилитация сквозь культурную призму музея» [7], «Знай и люби свой край» [7], «Мы и природа» [7], «Знаменитые люди нашего края» [7]. Которые помогают преподавателям, учителям и воспитателям в образовательной системе закреплять полученные знания или узнавать что-то новое. Музейная культура становится разнообразнее, где каждый может найти что-то для себя. Музеи разрабатывают специальные абонементные программы, которые позволяют получить знания порционально, такой способ подачи материала способствует лучшему усвоению и неперегружению дошкольников и младших школьников, так как мы знаем, что концентрация внимания у них не более 30 мин. Такие музейные занятия, как правило, сопровождаются интерактивным материалом и игровой деятельностью. Дети вовлекаются в процесс и становятся не просто посетителями, а главными участника действия.

Музейная культура развивается под влиянием человека и развиваясь оказывает влияние на самого человека. Поэтому мы видим в музейной культуре появление нестандартных решений в оформлении экспозиции или музейного пространства, так как музей выходит на прямой диалог со своим посетителем, он стремится познать его интересы, мировоззрение и духовную составляющую. Познавая человека XXI в. музейная культура перестраивается и меняется.

 

Список литературы

1.     Каткова К.Ф. Социокультурный подход в изучении функций современного регионального музея // Исторические, философские, политические и  юридические науки, культурология  и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №6 (56): в 2-х ч. Ч.2. С. 75 – 79.

2.     Мастеница Е.Н. Музейный мир в XXI в.: векторы развития // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб.: Гос. университет культуры и искусств, 2015. Том 212. С. 19 – 26.

3.     Мастеница Е.Н. Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образовательные технологии // Музейная среда в формировании человека культуры. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2000. С. 51 – 53.

4.     Шляхттина Л. М. Современная музеология: горизонты теоретизирования // Вопросы музеологии. СПб.: Гос. университет, 2013. №1 (7). С. 12 – 18.

5.     Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реализации // Вопросы музеологии. СПб.: Гос. университет,2011. №2. С. 14 – 19.

6.     [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http:// narvskaya-zastava.ru/

7. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // www.uokm.ru/