Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОДУКТИВНОСТЬ СЛООВОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ НС + KUSS

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Словарный состав языка – система, пребывающая в постоянном движении, которая совместно с механизмом словообразования создаёт основу для наблюдений и обобщений в силу обширности исследовательского материала. Историческая лексикология утверждает, что слова образуются из реально существующего языкового материала на основе продуктивных в современном состоянии моделей. Однако по своей продуктивности словообразовательные способы друг другу не идентичны.

В изучение словообразования немецкого языка большой вклад внесли следующие отечественные и зарубежные лингвисты: Е.С. Кубрякова, К.А. Левковская, М.Д. Степанова, В. Фляйшер, В. Хенцен, Т. Шиппан, Ф. Дорнзайф, В. Циллиг и другие.

Не смотря на тот факт, что словообразование является одним из важнейших способов обогащения словарного состава языка (наряду с заимствованием), существует большое количество словообразовательных конструкций, которые неоднозначно рассматриваются исследователями, так как в лингвистике не существует единой трактовки словообразовательной модели как единицы словообразования [3, 4]. Разделение основывается на видах словообразовательных элементов, их комбинации и образующегося словообразовательного значения. Таким образом, развитие заключается не в появлении новых способов словообразования, а в использовании конкретных моделей, которые, в свою очередь, подразделяются на продуктивные и непродуктивные. Продуктивной, согласно О.С. Ахмановой, считается модель, пригодная «для создания новых слов и форм, понятных говорящим на данном языке» [1].

М.Д. Степановой выделены пять основных способов словообразования в немецком языке: изменение корня слова, переход слова из одного лексико-грамматического класса в другой, словосложение, префиксация и суффиксация [5]. Однако следует отметить, что основную роль в словообразовании немецкого языка выполняет словосложение, оставаясь продуктивным способом и в настоящее время [2]. Рассмотрим данное утверждение более подробно на примере словообразовательной модели 1НС + Kuss и Kuss + 2НС.

Возможность сочетания различных основ в немецкоязычном сложном слове теоретически безгранична, словосложение представлено в системах разных частей речи. Например, в системе прилагательного наблюдаются композиты, выражающие отношения сравнения и усиления: kusswillig, kussfaul, kussfreudig, kussbegeistert, kussaktiv, kussecht, kussmobil. Однако подавляющее большинство встреченных новообразований принадлежит группе имени существительного, что объясняется лёгкостью их создания в процессе речи для выражения многогранных смысловых отношений, где их характер не выражается формально, а становится понятным из семантики непосредственно составляющих. Тем не менее иногда семантизация по НС представляется невозможной в силу внешней немотивированности использованных компонентов, что приводит к необходимости уточнения внешнего контекста.

Наибольшее распространение композиты получают в специализированных текстах и новостях, а самую актуальную часть словарного состава современного немецкого языка представляют неологизмы, косвенно отражающие умонастроения общества, тенденции его развития, дух времени.

Основываясь на идее Ф. Дорнзайфа о членении словарного состава языка по тематическим группам (Sachgruppen) [7], была разработана классификацию сложных существительных с компонентом «Kuss» в качестве первой или второй НС.

Центральным понятием является Kusswelt, которое объединяет следующие направления:

1.        Искусство поцелуя (Kusskunst)

1.1. Обучение (Kussschulungen, Kusscamps)

1.1.1.    Литература (Kussanleitung, Kusswegweiser)

1.1.2.    Преподаватели (Kussmeister, Kussexperten)

1.1.3.    Принципы (Kussgeheimniss, Kussvertrauen)

1.1.4.    Техника поцелуя (Kusstechnik, Kussattacken, Kussstand, Kussposen, Kussintensität, Kusslänge)

1.1.5.    Предпочтения (Spitzmundküsserinnen, Lippenkussliebhaber, Vielküsser, Kussmuffel, Kussfeind)

1.2. Виды поцелуев (Kusstypen/Kussarten: Luftkuss, Pustekuss, Fußkuss, Handkuss, Stirnkuss, Kopfkuss, Wangenkuss, Nasenkuss/Eskimokuss, Schnüffelkuss, Schmetterlingskuss/Wimpernkuss, Mundkuss, Lippenkuss, Spitzkuss, Zungenkuss/Seelenkuss/Herzenkuss)

2.        Поводы для поцелуя (Kussgelegenheiten/Kussmotive: Liebeskuss, Überraschungskuss, Überzeugungskuss, Begrüßungskuss, Willkommenskuss, Abschiedskuss, Verabschiedungskuss, Ehrenkuss, Huldigungskuss, Unterwerfungskuss, Gutenachtkuss, Gutenmorgenkuss)

3.        Поведение в обществе, связанное с поцелуем (Kussverhalten)

3.1. Церемонии и ритуалы (Kussrituale/Kusszeremonien: Erdkuss, Siegerkuss)

3.1.1.    Церковь (Friedenskuss, Segenskuss, Osterkuss, Pilgerkuss, Papstkuss)

3.1.2.    Свадьба (Verlobungskuss, Hochzeitskuss, Brautkuss)

3.1.3.    Обычаи (Handkusssitte, Kusswurf, Fruchtbarkeitskuss, Mistelzweigkuss)

3.1.4.    Развлечения (Kussspiel, Kussrunde, Kussstrafe, Küsstanz, Küssbacken)

3.2. Политика (Versöhnungskuss, Bruderkuss)

3.2.1.    Борьба за права (Kussrechte, Kussfreiheit)

3.2.1.1.    Демонстрации (Schwesternkuss, Kussfreunde, Kussdemo/Kusskundgebung, Kussaktion, Kussaktivisten)

3.3. Ограничения (Kussverboten)

3.3.1. Места для поцелуев (Kussplätze, Kusszonen, Kussparkbank, Kusszelle)

3.4. Праздник (Weltkusstag, Küssfest)

3.4.1. Соревнование (Kusswettkampf, Kussmarathon, Kussrekord)

3.5. Указание на субъект

3.5.1.    Женский (Mädchenkuss, Weiberkuss, Frauenkuss, Mutterkuss, Lesbenkuss)

3.5.2.    Мужской (Männerkuss, Vaterkuss, Schwulenkuss)

3.5.3.    Смешанный (Verwandtenkuss, Freundschaftskuss, Hurenkuss)

4.        Культура (Kusskultur, Kussnation, Kusskrise)

4.1. Наука (Kussforschung, Kussforscher, Kusswissenschaftler)

4.1.1. Медицина (Kusskrankheit, Pferdekuss, Kussarznei)

4.2. Искусство (Kusslied, Kusssongs, Kussgedichte, Kusswalzer, Kusskarten)

4.2.1. Фильмы (Kussszene, Fernsehkuss, Filmkuss, Bollywoodkuss, Hollywoodkuss)

4.3. Блюдо (Schaumkuss, Negerkuss, Schokokuss, Negershaumkuss)

5.        Поцелуи животных (Affenkuss, Lamakuss, Schnabelkuss, Weihekuss)

Г. Н. Шевченко было выделено два типа продуктивности: первый связан с образованием неологизмов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей в конкретный период времени; второй тип служит для создания окказионализмов, используемых в стилистических целях для придания выразительности или акцентирования внимания реципиента [6]. Если к первому типу можно отнести подавляющее большинство перечисленных сложных существительных, некоторые из которых уже преодолели стадию неологизмов, то для создания представления о втором типе будет достаточным привести следующие примеры: Funkenkuss, Flammenkuss, Kussmichlippenstift, Küssenpfennig, Waschmaschinenküsser.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, напомним, что пополнение словарного состава современного немецкого языка происходит за счёт действия разнообразных лингвистических факторов, но наиболее продуктивным является словосложение, в особенности образование сложных существительных, которые отличаются большим разнообразием морфологического состава.

Также отметим, что некоторые сложные слова с компонентом «Kuss» ещё требуют тщательного изучения. В дальнейшем перед нами стоит задача создания моделей, демонстрирующих функционирование анализируемых сложных слов. Однако уже на данный момент собранный языковой материал, представленный в классификации, свидетельствует о продуктивности словообразовательной модели НС + Kuss.

 

Список литературы

 

1.        Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Наука, 1969. 365 с.

2.        Егорочкина Л. В. Основные пути развития словарного состава немецкого языка и способы словообразования в немецком языке с точки зрения их продуктивности // Вестник Башкирского Университета. 2011. №1. С. 130-133.

3.        Земская Е. А. Понятие производности, оформленности и членимости основ // Развитие словообразования современного русского языка. 1966. №2. С. 9-14.

4.        Лопатин В. В. О границах словообразовательного типа // Материалы V научной конференции «Проблемы словообразования в современном языкознании». РГУ. 15-18 мая. Рига, 1969. С. 8-13.

5.        Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка. М. : КомКнига, 2007. 376 с.

6.        Шевченко Г. Н. Некоторые замечания о словообразовательном анализе // Словообразование и его место в курсе обучения иностранному языку. Владивосток, 1978. С. 106-110.

7.        Dornseiff F. Der deutsche Wortschatz nach Sachgruppen. Berlin : Walter de Gruyter Verlag, 2004. 933 S.