Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации иноязычного общения в современном образовании. Статья показывает главные критерии в выборе тем для общения. Уделяется внимание методам обучения и роли самостоятельной работы студентов в подготовке общения как тематического, так и общения в профессиональном сообществе.

Ключевые слова: коммуникативное общение, профессиональное сообщество, образовательные ресурсы, профессиональные цели, самостоятельная работа студентов.

 

THE PROBLEM OF ORGANIZING COMMUNICATION IN MODERN LANGUAGE LEARNING

 

Popolzina L.P.

 

Abstract: the article is aimed at the problem of organizing communication in modern language learning. The article determines chief criteria of choosing topics for communication. It is paid attention to teaching methods and the role of students’ original work in searching information for themes or special purposes in professional purposes.

Keywords:     communication    competence,    professional    environment,    educational    resources, professional purposes, students’ original work.

Организация общения при обучении иностранного языка в современном образовании является комплексным процессом, который включает в себя взаимодействие таких компонентов как: мастерство преподавателя, мотивация студентов, их интерес к усвоению иностранного языка для общения в профессиональной среде. Главной функцией такого процесса является развитие и формирование коммуникативной компетенции, их желание и умения участвовать в иноязычном общении. НЕ менее важной задачей выступает организационная функция, направленная преподавателем на дифференцированное взаимодействие студентов и осуществление контроля. При этом всегда учитывается воспитательная функция, нацеленная на разностороннее развитие студентов средствами иностранного языка, его культурой и традициями. Характерной чертой воспитательной функции выступает организация преподавателем небольшой по объему дискуссии по подведению итогов, заключению резюме, обобщению и сравнений образов жизни в нашей стране и страны изучаемого языка.

Развитие коммуникативной компетенции студентов может осуществляться на занятиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям. Такими видами работы служат воображаемые экскурсии, дискуссии, конференции, презентации, выставки и круглые столы. Одним из путей, ведущих к повышению интереса к иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на занятиях, использование активных форм обучения и организация исследовательской самостоятельной работы студентов. К таким формам работы целесообразно прибегать на итоговых занятиях, когда у студентов имеется необходимая тематическая лексика, закрепление грамматических конструкций и дополнительные сведения, полученные в результате поиска в информационных источниках и ресурсах.

Важным аспектом в организации иноязычного общения является роль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа рассматривается как исследовательская форма учебного процесса под руководством преподавателя. Методические и педагогические приемы преподавателя в современных условиях образовательного процесса направлены на выполнение заданий, требующих поиска информации, ее переработки и творческого отношения студентов к поставленным задачам. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов организуется и направляется преподавателем для таких видов аудиторных занятий как тематические презентации, проектные разработки, написание рефератов, просмотр фильмов и чтение статей на интернет-сайтах с последующим выполнением ранее полученных заданий.

Страноведческие презентации и презентации, ориентированные на будущие специальности студентов по профилю нашего вуза культуры, не только обогащают знания студентов в области литературы и культуры, но и  повышают познавательный интерес и мотивацию к освоению иностранного языка в качестве языка общения в профессиональном сообществе. Сочетая потребности студентов в усовершенствовании знаний иностранного языка в целом и приобщение его для профессиональных целей, целесообразно использовать теоретические и практические знания студентов по специальным предметам. Таким образом, специальные дисциплины при организации иноязычного общения повышают их профессиональные навыки и формируют коммуникативную компетентность к возможному общению в профессиональной среде, будущему участию в зарубежных конференциях и других видах организованного общения.

За последнее время стало традицией проводить презентации, посвященные важным датам страны и презентации на темы года, объявленные Президентом страны. В год литературы и празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. студенты в своих сообщениях раскрывали патриотическую роль текстов стихов и песен и другой наглядной агитации в рассматриваемой теме. Каждое сообщение заканчивалось проблемным вопросом об исторических фактах и объективным анализом событий времен Великой Отечественной войны. Применяя умения студентов ориентироваться в информационной среде и полученные знания иностранного языка, преподавателем были определены перспективы исследования этого важного исторического события в анализе британских и американских источников относительно военного сотрудничества бывших союзников. Отмечая Год русского кино – 1916, студенческие сообщения касались исторических фактах кинематографии, жанрах кино, известных режиссеров и знаменитых актеров. Вовлекая студентов в межкультурную коммуникацию, были проведены викторины и организованы дискуссии о кинематографе стран изучаемого языка, главным образом об известных киностудиях Голливуда. Текущий год – это год экологии. Заданиями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются вопросы, связанные с проблемными экологическими ситуациями в реальной жизни. Таким образом, студенты в качестве средств общения, обмене и получении новой информации оказались в ситуациях, приближенных к реалиям жизни. Вовлекая студентов в реальные коммуникативные ситуации, преподаватель использует разнообразные средства и приемы по освоению и закреплению лексики, по выделению ключевых слов и составлению аннотаций. Важными элементами такого общения являются умения студентов передавать содержание текстов при некоторой замене языковых средств устойчивыми выражениями, клише и резюме. Языковым материалом могут служить научные журналы,  газеты и разнообразные информационные источники. Раскрывая экологические проблемы сегодняшнего дня, студенты соприкасались с географическими, биологическими и природоохранительными аспектами окружающей среды. Тематика и содержание презентаций вызывало дискуссию по обмену точек зрения проблемы и возможные пути решения. Студенты резюмировали, что будущее планеты, страны, области и родного города зависит от самого человека, его экологического образования и воспитания активной гражданской позиции.

Значимым элементом презентаций по специальности является информационная ценность с использованием аутентичных текстов, то есть принцип межкультурной коммуникации всегда в центре внимания и направлен на формирование коммуникативных навыков. Развивая коммуникативную компетенцию, преподаватель дает возможность студентам, применяя знания иностранного языка, сравнить и обобщить состояние проблемы в нашей стране и в иноязычной среде. Разнообразие аутентичного материала и его переработка с использованием закрепленных речевых конструкций и клишированных выражений для последующего повествования направлены на формирование коммуникативной компетентности. Передача информации, подведение итогов и обобщение создают условия для развития монологической и диалогической речи, которые и создают реальное общение. В рамках общения эти виды речевой деятельности рассматриваются как взаимосвязь между говорящими и слушающими, их суждениями, дополнениями и выводами.

Таким образом, создание адекватных условий  для общения на профессиональные темы, так и актуальные проблемы сегодняшней жизни способствуют развитию коммуникативной компетенции студентов, умению логично излагать, сопоставлять, делать выводы и выражать свою точку зрения.

 

Список литературы

 

1.        Гребнев  Л.С. Общекультурные компетенции   и воспитывающие технологии.  // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48 – 52.

2.        Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер; М., Academa. 2001.